ЕГЭ - отменить? Мнением поделились тюменские политики, представители вузов и школьники

11:22 20 июня 2012

Прошло уже 4 года с того момента, как ЕГЭ стал единственной формой сдачи школьных выпускных экзаменов, а единого, как сам экзамен, мнения о вреде или пользе подобной формы проверки знаний школьников - нет. Равнодушных к этой проблеме крайне мало и преобладают два противоположных друг другу мнения на этот счет. Одни считают, что ЕГЭ это объективная и удобная проверка знаний, другие – что это игра «угадай ответ», не позволяющая говорить об истинных знаниях школьников и, по крайней мере, требует значительных совершенствований. Последней точки зрения придерживаются депутаты фракции ЛДПР, которые выступили с инициативой об отмене единого госэкзамена и возвращении к системе выпускных экзаменов. По словам заместителя координатора тюменского регионального отделения партии ЛДПР по молодежной политике Виктории Безкровной, эти предложения обсудят уже на осенней сессии Госдумы.

«Сама идея унификации системы выпускных и вступительных экзаменов, которую попытались реализовать через введение единого государственного экзамена, отличная, а главное - актуальная для современного общества», - пояснила ИИ «NewsProm.ru» Виктория Безкровная. В идеале, по мнению партийцев ЛДПР, этот экзамен мог бы позволить талантливым ребятам из глубинки поступать в самые престижные ВУЗы страны. Однако введенная система ЕГЭ, как и вся современная система российского образования не совершенна.

«К примеру, - говорит Виктория, - по данным Министерства образования России, наибольшее количество учеников по стране, набравших 100 баллов за ЕГЭ по русскому языку, живет и учится в Дагестане. Этот и многие другие факты заставляют задуматься о возможных фальсификациях. Учитывая масштабы возможных фальсификаций и несовершенность всей системы ЕГЭ, партия ЛДПР на протяжении уже долгого времени призывает отменить ЕГЭ, и сделать это как можно скорее».

Взамен четвертая по количеству мандатов в Думе партия внесла предложения отменить ЕГЭ и вернуть систему выпускных экзаменов, а также организовать единообразное тестирование для абитуриентов по всей стране.

Согласны с тем, что ЕГЭ - беда для российского образования и другие думские партии. Например, коммунисты, как заявили ИИ «NewsProm.ru» в местном отделении партии, называют ЕГЭ не иначе как игрой в «угадайку». Мол, такой экзамен никаких знаний ученика не проверяет и необходимо вернуться к классической системе, которую использовали во времена Советского Союза. В этом они с ЛДПР солидарны. Законопроект перехода к «старым» формам экзамена уже готов и написан с учетом современных реалий.

Критикует ЕГЭ и партия «Справедливая Россия». Лидер эсеров Сергей Миронов, выступая с докладом на тему «Актуальные проблемы общего и высшего профессионального образования в современной России» в Санкт-Петербурге, назвал губительной для образования страны не только саму систему ЕГЭ, но и сам разрабатываемый законопроект «Об образовании в Российской Федерации». По мнению справедливороссов, он узаконивает все те крайне неудачные «усовершенствования» общего и профессионального образования, как ЕГЭ, платность услуги, непродуманные образовательные стандарты и введение болонской системы образования (с бакалавриатом и магистратурой).

«Ещё на стадии обсуждения возможности введения системы единого госэкзамена в школах страны, партия Справедливая Россия говорила о ложности выбранного пути, – говорит помощник депутата тюменской областной думы от партии Справедливая Россия Владислав Карелин. – ЕГЭ – это натаскивание на схематические ответы, а не формирование интеллекта, умение выработать собственную позицию, особенно по гуманитарным предметам».

Главные аргументы всех противников ЕГЭ следующие. Во-первых, это большая роль удачи в выборе верных ответов - есть среди школьников те, кто «крестики» рисует наугад. Во-вторых, тестовая форма проведения, по их мнению, исключает развитие способностей к поиску доказательств и формулированию правильного ответа, а от этого страдают логические и мыслительные навыки в целом. Кроме того, подобная система должна была к минимуму свести влияние субъективных факторов при поступлении в высшие учебные заведения – взятки, блат, помощь и подсказки экзаменуемым и, конечно же, минимизировать случаи списываний. Однако, судя по шумным историям, которые сопровождают процесс сдачи ЕГЭ и поступления в вузы в России, система школьных госэкзаменов не всегда работает идеально.

«Полагаю, идеи народа и власти по поводу функционирования сферы образования в стране, не совпали, - продолжает рассуждать Владислав Карелин, - в сложившейся ситуации отменять многолетний эксперимент с ЕГЭ и начинать все сначала не правильно. Сразу отменить ЕГЭ не удалось, значит необходимо дождаться результата, положительного или отрицательного. И уже по результату принимать решение, оставлять ЕГЭ, либо возвращаться к старой системе».

Действительно, не смотря на постоянную критику ЕГЭ со стороны партий, членов Российской академии наук и простых школьников, эта система обладает целым рядом плюсов. Во-первых, это унификация экзамена, а во-вторых, снижение субъективного фактора. Грубо говоря, это позволяет стандартизировано подойти к оценке знаний ученика, за которые один бы учитель мог поставить пятерку, а другой – твердую тройку… Кроме того, это позволяет снизить психологическую нагрузку на выпускников и абитуриентов: одиннадцатиклассник сдает сразу и выпускные, и вступительные экзамены, а полученный «сертификат» он может отослать по почте в любой ВУЗ страны. Ни абитуриент, ни его родители не потратят деньги на билеты в другой город и проживание там. ЕГЭ это, по сути, большой тест с разными формулировками вопросов, ученик остается с листами заданий и самим собой наедине. Никто и ничто не может сбить его с толку, только настрой и умные мысли, выраженные крестиками в нужных квадратиках. Прежде всего, именно по этим причинам «любят» ЕГЭ.

«Тюменские школьники, по крайней мере, сороковой школы, только после сдачи ЕГЭ могут попасть в московские вузы, субъективный фактор комиссии убирается. Бывает, что они задают вопросы на такую тему, на которую ученик не то, что не знает ответа, ему даже в школе об этом не говорили, - прокомментировал корреспонденту ИИ «NewsProm.Ru» директор тюменской школы №40 Сергей Десятов. - Отменять ЕГЭ неправильно, правильно его отменить для тех школьников, кто не пойдет в высшую школу».

Об отсутствии субъективности в оценивании знаний школьников и достаточном объективизме говорит и ответственный секретарь приемной комиссии Тюменского госуниверситета Сергей Толстогузов, он относится к отмене ЕГЭ негативно еще и по той причине, что это уже отработанная процедура, в которую вложено немало средств и ресурсов – как материальных, так и интеллектуальных. И если бы ему предстояло выбрать, по какой схеме сдавать экзамен, то он бы сдал ЕГЭ.

Категорически не согласен с коллегой ответственный секретарь приемной комиссии Тюменского государственного архитектурно-строительного университета Олег Ашихмин. И если бы ему предложили выбрать, какой вариант проверки знаний предпочесть, он выбрал бы классический экзамен.

«Все-таки, - говорит Олег Ашихмин, - подготовка не соответствует полученным баллам, это видно по успеваемости – много студентов отчисляют после первой сессии, студенты очень слабы в знаниях по базовым дисциплинам, например, химию, биологию – почти никто не сдает, оценки по этим предметам при поступлении не нужны. Главная цель - это сдать три основных экзамена, максимум пять, остальные, фактически, школьники не учат. Тест – это обычное натаскивание, классический экзамен лучше – он позволяет оценить системность знаний».

Мнение школьников также разделены, например Валерия, заканчивающая в этом году школу, выбрала бы классические экзамены. «ЕГЭ не охватывает всех знаний ученика, к тому же можно просто напросто не туда поставить крестик, - поделилась она своей точкой зрения с корреспондентом ИИ «NewsProm.Ru». - Порой в самих заданиях сформулированы некорректные вопросы. Самое неудобное - это то, что ЕГЭ не дает полной гарантий, что вся работа будет сделана на 100 процентов. Думаю, что субъективный фактор при классическом экзамене – меньший стресс, чем ЕГЭ».

Соглашается с ней и Кристина, которая сдавала ЕГЭ в прошлом году и сейчас закрывает летнюю сессию на первом курсе. «Огромную роль играет фактор везения, – говорит она, - натыкал наугад крестиков и сдал хорошо, а действительно умный человек мог переволноваться и все. Сейчас, когда я уже первокурсница и попробовала сдавать обычные экзамены, то мне думается они несколько объективнее, но ЕГЭ я бы сдала еще раз… ради интереса». Кристина не скрывает, что «подглядывала» на едином госэкзамене и подглядеть на нем проще, чем на классическом экзамене.

Почти студентка Валерия считает ЕГЭ удобной штукой, ведь это и выпускной, и сразу вступительный экзамен. «Но надо дать возможность выбора, - проясняет она. - Кому-то легче прийти, вытянуть билет и поговорить с членами приемной комиссии, а кому-то проще и привычнее работать с тесами».

В своих силах уверен еще один тюменский студент Дмитрий: «Сдать ЕГЭ - это сложно, но возможно – главное, что это адекватная и объективная оценка знаний, хорошо подготовился – хорошо сдал, никакой субъективности, не то, что в обычном экзамене с комиссией».

Компромиссную позицию занимает уже четверокурсница Анастасия: «Все ребята могут поступить в ВУЗ, проявив себя на Олимпиаде школьников, это, на мой взгляд, творческая альтернатива ЕГЭ, которое подавляет творческие способности выпускников школ, там действительно можно хоть как-то проявить себя. Я так поступила».

Бесспорно, любая форма сдачи экзамена – перед мастеровитой комиссией, норовящей задать неудобный вопрос, или с тонким листком и его десятком окошек, за которыми спрятаны правильные ответы, имеет свои плюсы и минусы. Любой экзамен - это стресс, просто для кого-то легче отразить атаку субъективного мнения, а кому-то - проще совладать с нервами, удачей и листом бумаги.

К ЕГЭ можно относиться по-разному. И инициативу партии Владимира Жириновского нынешний президент России Владимир Путин вряд ли поддержит. О плюсах такой формы сдачи экзамена он уже высказывался, еще в должности премьер-министра. «Плюсы от введения ЕГЭ очевидны и бесспорны. Основная цель – двигаться в сторону более объективной, независимой оценки качества, как образования детей, так и работы самих педагогов, - считает он. - А главное, мы значительно расширяем возможности способных детей из сельской местности, отдаленных территорий продолжить образование в лучших региональных и федеральных высших учебных заведениях».

Россия стремится к мировым стандартам, а ЕГЭ похоже на системы выпускных экзаменов в развитых странах, например, в США, Израиле, со временем это может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах. Кроме того, по схожей с ЕГЭ системе проверяют знания не только в Европе, но и в соседних Украине и Казахстане.

ЕГЭ решает многие технические вопросы, это факт: так или иначе позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах. Проверка результатов частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих. Упрощается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены. Посмотрим, какое решение по проводу инициативы ЛДПР примут депутаты Госдумы.

Егор Иванов

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Март, 2025