Очерки о ветеранах Великой Отечественной войны: «Обыкновенные герои»

18:35 12 апреля 2010

Он прошел всю войну от Свердловска до Берлина, он был одним из немногих тюменских ветеранов второй мировой войны - кавалер двух орденов Славы.

Война застала его в Свердловске, где 17-летний Виктор работал в железнодорожном депо. Но на фронт из-за раннего возраста взяли не сразу. Лишь в августе 1941 года он направился к месту службы. И то не совсем удачно: их эшелон попал под бомбежку, и легко раненого Виктора отправили в красноуфимский госпиталь, а где-то по дороге он вдобавок подхватил сыпной тиф. Через полтора месяца вернувшегося в строй Виктора определили в артиллерийский полк 221 стрелковой дивизии. А дальше началась война и первые бои под Сталинградом…

Их артполк переправили в район станции Арчада, что в 30 км от Сталинграда. И городской парень, никогда не видевший лошадей был определен в артразведку на конной тяге. С приближением к месту боев, в память врезалась обстановка: огромное огненное зарево, на фоне которого мелькали трассирующие пули и снаряды, непрерывная бомбежка пикирующими немецкими «Юнкерсами». Тут с ходу началось контрнаступление, но неудачно. Этой же ночью, в повторных атаках, дело дошло и до рукопашной, но все ж таки им удалось отбить небольшую высоту и окопаться. А на утро немцы вновь активизировались. На совершенно маленьких участках 12-18 вражеских самолетов, буквально в 100-50 метрах не достигая земли, беспрерывно сбрасывали бомбы и специальные контейнеры для воздействия на психику человека.

Контейнеры раскрывались и обрушивались сверху еще десятками разноцветных бомб и специально продырявленными железными бочками, которые при падении издавали ужасный, хватающий за сердце и прижимающий к земле звук. Также с неба летели агитационные листовки, мол, переходите на нашу сторону, но не забывайте ложку и котелок - своеобразный намек, что они еще пригодятся и перебежчик останется жив. Но предателей не было, все стояли насмерть.

В тот же день немцы организовали танковую атаку. В результате тяжелого боя 4 из 12 немецких танков были подбиты, несколько повреждены, и немцы отступили. После этого боя Виктора отправили в тыл ремонтировать поврежденную радиостанцию. По дороге в одной из балок, где стояли наши "Катюши", он встретил своего земляка. А когда вечером вернулся в свое расположение, Виктора ждал еще один сюрприз: на мешках только что привезенных сухарей стояла дорогая отметина – «Тюменский хлебокомбинат». Вроде и не письмо, но радостная весточка с малой родины.

В декабре 1942 года его артполк получил задание: взять высоту особого стратегического назначения – Казачий курган. Для выполнения этой сложной задачи были подключены танки, в которые для корректировки огня по врагу посадили и артразведчиков. Бой прошел удачно и немец с кургана был сбит. Продолжая наступление, разведчики и связисты артполка вошли в аэродром-питомник, захватили много самолетов, артустановок и одну батарею 105-метровых орудий и повернули вражеское оружие против самих же отступавших немцев.

После освобождения Сталинграда остатки 221-й дивизии перебросили в район города Тулы, где их переформировали в 77-ю гвардейскую, механизировали и стали готовить к следующим боям. А вскоре началось так называемое летнее наступление Советской армии…

В начале июля 1943 года их дивизии поручили наступление в направлении на Болхов и Орел, где было сконцентрировано огромное количество немецко-фашистских войск. После сильнейшей артподготовки форсировали Оку и стали продвигаться дальше, освобождая по пути населенные пункты, города Болхов и Орел. Они приняли активное участие в этой Орловско-Курской битве. А дальше путь лежал на Днепр…

После проведенной артподготовки 77-я гвардейская дивизия форсировала реку Днепр в районе села Галки. Ранним утром следующего дня Виктор вместе с командиром дивизиона и еще тремя разведчиками в нескольких сотнях метров от реки оборудовали наблюдательный пункт, выкопали котлован для блиндажа, установили стереотрубу и замаскировали ее. Однако взошедшее солнце по блеску трубы выдало противнику их местонахождение, и немец стал стрелять из 6-ти ствольных минометов. Один из снарядов попал в наблюдательный пункт: ранило командира дивизиона, а стоящий с ним рядом Виктор отделался лишь погнутым автоматом, в середину которого угодил осколок, да избитой понизу шинелью. Остальные ребята погибли. Обозленные этой потерей, разведчики решили проявить инициативу и найти тех, кто стрелял. Ночью, под покровом темноты, шесть человек вместе с Виктором организовали поиск: с помощью саперов прошли минное поле и ползком добрались до села Галки. В одном из домов увидели свет, мелькавших в окне 5 немцев и разложенную на столе оперативную карту с обозначениями. Стремительным броском с помощью ножа сняли часового и ворвались в помещение, также по-тихому убрали всех остальных, а единственного офицера доставили в свой штаб полка. За бои по форсированию Днепра и взятию ценного «языка» командир отделения разведки младший сержант Виктор Коновалов получил свою первую награду – Орден славы III-й степени.

Затем 77-я гвардейская дивизия двинулась на Украину, где в составе 69-й армии после непродолжительных боев, почти сходу, они взяли город Чернигов. А в боях за город Ковыль Виктор получил тяжелое ранение в голову с контузией.

Затем была Польша, и бои за форсирование реки Висла. Саму же переправу Виктор запомнил на всю жизнь. Оказавшись в одной лодке вместе с командиром дивизиона, командиром взвода разведки и его замом на самой середине реки они были обстреляны вражеским снайпером, и почти все были ранены. И рядовой Коновалов принял командование на себя. Стоя, он взял в руки весло, крикнул «ложись!» и стал грести, быстро лавируя между проносившимися мимо ушей пулями. Он думал о близко стоящей смерти, голова гудела от звона пуль, но страха не было, только мысли о переправе на другой берег. Но все обошлось, и они переправились благополучно. Виктор дважды форсировал Вислу, за что был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

На подступах к границе Германии 77-я гвардейская приняла участие в Висло-Водовской операции, подошла к городу Франкфурт–на Одере и форсировала Одер. На завоеванном совместно с другими дивизиями Кюстринском плацдарме работы для разведчиков было немало. Для предстоящего наступления на Берлин была необходима информация о передвижении и численности противника. Исполняя приказ, Виктор Коновалов вместе со своим другом-напарником засели в одном из бараков на нейтральной полосе и организовали наблюдение. Однажды ранним утром они заметили группу немецких разведчиков из семи человек. Немцы расположились в соседнем пустующем бараке с той же целью наблюдения, занавесили разбитое окно одеялом и притихли. Надо было что-то делать. Используя внезапность, друзья-напарники решили взять «языка» и распределили роли. Виктор бросил в окно гранату, которой сразу ранил нескольких человек, и после взрыва прыгнул вслед за ней, напарник ворвался в двери. Захваченный в плен капитан оказался командиром разведывательной роты. За эту операцию Виктора Коновалова наградили Орденом славы II-й степени.

А дальше был Берлин… Тяжелые, ожесточенные бои за взятие города и не менее трудные – за каждую улицу, дом. Но через некоторое время 77-ю дивизию перебросили навстречу немецкой армии, брошенной Гитлером на спасение Берлина. В числе прочих дивизий на автострадах по прямой наводке наши солдаты преодолевали сопротивление противника и остановили немцев. Было много погибших с обеих сторон.
По завершении этих боев, завернули в одну немецкую деревеньку. Осматриваясь, Виктор полез на верхотуру в один из домов и обнаружил там спящих при оружии 15 немцев. Он один их взял в плен, и никто не оказал сопротивления. Так закончилась война для сержанта Коновалова…

Вечером 8 мая из своих источников Виктор с друзьями узнали о капитуляции Гитлера и отметили победу. Но еще в течение двух лет Виктор прослужил в Германии и вернулся в Тюмень только в марте 1947 года. А уже в апреле поступил на работу в органы внутренних дел на рядовую должность. И продолжилась нелегкая служба…от простого милиционера до заместителя начальника отдела БХСС УВД Тюменской области. Вышедший на пенсию полковник милиции Виктор Наумович Коновалов еще в течение 20 лет возглавлял совет ветеранов ГУВД. На парадном костюме участника боев на Донском, Сталинградском, Брянском и первом Белорусском фронтах, участника освобождения Варшавы и взятия Берлина позвякивали заслуженные награды – 23 медали и 5 боевых орденов.

Виктора Наумовича не стало шесть лет назад, но до сих пор мы помним его и отдаем дань уважения заслугам этого замечательного человека. А эти строки написаны для того, чтобы нынешняя молодежь знала, какими они были – обыкновенные герои, защитники Отечества, - благодаря которым есть мы, сегодняшние.

Елена Черкашина (пресс-служба ГУВД по Тюменской области)

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Февраль, 2025