14 сентября в народном календаре - Семин день или Семен летопроводец.
Этот день в старину называли началом бабьего лета. Говорят: «бабье лето восемь дней». По погоде бабьего дня судят поселяне об осени. Если первый день бабьего лета будет ясным, то вся осень выйдет теплая и ведреная. Если на бабье лето луга будут опутаны тенетником — паутиной, — гуси гуляют стадами, скворцы не летят, то осень будет протяжной и ведреной. Если бабье лето ненастно — осень сухая. Если много паутины на бабье лето, к ясной осени и холодной зиме.
Если много паутины, дикие гуси садятся, а скворцы не отлетают — осень протяжная и сухая.
Под Семен день тушат огонь, кроме тепла лампадного. Едва только начнет заниматься утренняя заря, вздувают новый огонь, но не сами хозяева, а знахарки и знахари, которых специально приглашают для этого в избу.
В старину новый огонь добывали из сухого дерева. Старики и старухи садились посреди двора и терли сухое дерево об дерево. Молодая невестка или девица зажигали спицею новый огонь. Этим огнем топили печи в избах и банях, на «засидках» зажигали свечи и лучину.
В селах с Семена дня начинались бабьи работы — с пеньки и льна. С раннего утра мяли и трепали пеньку, лен мыли в воде и стелили по лугам. На этот же день затыкали кросна. Вечером садились за пряслицы и веретены. Если девушка затыкала кроены с Семена, то замечала, как ложатся нитки: если прямо, то у нее будет хороший муж, а если не ровно, то негодный. В селах с бабьего лета начинались осенние хороводы.
В это время выходили женихи смотреть невест.
Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих «зватых» объявить гостям: у нас, де, пироги напечены и мед наварен. В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом.
А еще хоронили в этот день мух и тараканов. Мух и тараканов считали причиной неурядиц и безденежья в семье. Из репы, свеклы, брюквы или моркови вырезали маленькие гробики, клали в них пойманных в избе мух и тараканов и закапывали в землю как можно дальше от дома. Считалось, что от такого погребения погибают мухи и тараканы.
У рабочих в городах начинались Семенинские вечера. На этих засидках зажигались свечи, хозяева угощали рабочих, и весь вечер проводился в песнях. В Киеве об этих засидках говорили: «Женить Семена».
Семен день, бывший прежде первым днем нового года, справлялся на Руси со всеми возможными увеселениями. Молодые и старые сходились на Семенины посиделки к старшему в роде встречать новое лето. С посиделок отправлялись к заутрене в церковь Симеона Столпника.
С этого дня начинались свадебные недели — до Гурия (28 ноября).
В старину на Семен день приезжали в Москву ставиться на суд перед государем и его боярами. Неявившиеся на этот срочный суд считались виноватыми. Челобитчик получал правую грамоту и по суду считался правым.
Судебная формула «копиться жалобным людям на судебный день в Москву» известна со времен великого князя Иоанна Васильевича. Для монастырских слуг и крестьян были три срока в году ставиться на суд: Рождество Христово, Троицын и Семен дни.
Семен день считался срочным днем для взноса оброков, даней и пошлин С него начинались и оканчивались все условия договоров между поселянами и торговыми людьми; с него отдавались внаем земли, рыбные ловли и другие угодья.
В старину наши бояре выезжали на Семен день поохотиться за зайцами. Выезды бывали сборные, от богатого боярина. У них было поверие, что от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимой большие добычи.
С Семенина дня начинались запашки, особенное празднество поселян при опахивании полей. Для этого пиршества на мирскую складчину варилась брага, пекли пироги, убивался баран.
Наши предки на Семен день перебирались в новые дома.
В старину на Семен день бывали постриги и сажание на коня. Простой народ совершал постриги на Семен день и в именины. Для этого созывали родных, приглашали кума с кумой. После молебствия отец подавал куму ножницы, а кум выстригает у крестника «гуменцо». Выстриженные волосы кума передавали матери. Волосы зашивали в ладонку. Кум и кума выводили своего крестника на двор, где отец ожидал их с конем, а мать расстилала для них ковер. Здесь кум, на ковре, передавал своего крестника отцу с ласковым словом, а отец, принимая своего сына с поклонами, сажал на коня. После сего кум водил коня по двору за узду, а отец придерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня и передавал его куму; кум отдавал его из полы своей куме с поклонами; кума с ласковым словом вручала его матери. Наконец, отец с матерью одаривали кума с кумой, а они крестника. За обедом, на голове крестника, разламывали кум с кумой именинный пирог, с пожеланием всякого богатства и счастия. Первенца постригали кум с кумой, а всех других сыновей — отец с матерью. Выстриженное гуменцо сохранялось до самой смерти. В старину на боярские постриги прихаживали крестьяне с челобитьем и подарками. Челобитчиков угощали вином и именинным пирогом.
Считалось, на Семен день угорь утренней зарей выходит из воды и прогуливается лугом на три версты по росе. Эта рыба будто тогда смывает с себя все болезни. Русские крестьяне считали угорь «непозволенным яством». Одна только крайность заставляла мужика покуситься на эту рыбу, но и то с условием: обойди наперед семь городов, и если не сыщешь никакой еды, тогда можно есть угорь, не касаясь головы и хвоста.
Русский народ считал угря водяным змеем, хитрым и злобным, за грехи лишенным способности жалить людей и зверей. Колдуны прибегают к его помощи, когда нужно знать о пропаже. Тогда они кладут угорь на горячие уголья и по прыжкам и движениям гадают, где скрыта пропажа.
Об этом дне говорили:
На Семен день до обеда паши, а после обеда пахаря и вальком погоняй.
На Семен день с головней на постать (пахотная полоса земли) ходи.
На Семен день семена выплывают долой из колосьев.
На Семена — последний посев ржи.
Семен день — семена долой.
На Семена грех хлеб сеять.
Коли рожь убрана к Ильину, кончай посев к Фролу; а поспеет позже, кончай к Семену.
С бабьего лета — бабий праздник и бабьи работы.
На Симеона Столпника ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы.
На Симеона черт меряет воробьев четвериками (убивая всех, сколько войдут в меру).
На Семен день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты.
С Семена дня обзаводятся новым огнем.
На Семена — первый праздник псарных охотников; выезд в отъезжее поле.
Переход в новый дом на Семена — счастливый.
Постриги и сажание на коня отрока, при переходе из младенчества (по четвертому году).
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru