Помимо частных клиник на путь без срывов в Тюменской области берутся направлять и в одном государственном медучреждении — Областном центре профилактики и реабилитации. Ежегодно в стационаре, расположенном в десятке километров от Верхнего Бора, реабилитационные курсы проходят порядка 270 человек. С надеждой хоть как-то порвать с пагубными пристрастиями сюда приезжают больные наркоманией или алкоголизмом со всех концов юга области.
Запрятанный в лесном массиве участок с разбросанными по территории домиками и впрямь наводит на мысль о санатории: сеть прогулочных тропинок вдоль хвойных деревьев, между которыми попадаются беседки, небольшие цветники и площадки для занятий. Здесь два жилых корпуса: один для взрослых, другой для несовершеннолетних — программу восстановления здесь разработали и для ребят от 14 лет.
В среднем курс длится три месяца, срок могут увеличить — на усмотрение врачебной комиссии. С пациентами работают на безвозмездной основе. Зависимые старше 18 лет могут попасть сюда после общения со специалистами служб семейного консультирования при центре, некоторых привозят после детоксикации из диспансеров. Подростки тут оказываются при содействии комиссии по делам несовершеннолетних.
По словам работников центра, реабилитация взрослых основывается на Миннесотской модели. Цель — перевести пациента в состояние ремиссии. С самого начала ему помогают свыкнуться с мыслью, что его болезнь будет с ним до конца, излечиться нельзя. Но можно ее принять и пытаться жить иначе. Упор делается на регулярном общении с психологами и психотерапевтами и физиопроцедурах при минимуме медикаментов.
Распорядок дня у пациентов плотнее некуда. Подъем около семи утра, отбой лишь в полночь — после череды консультаций, спортивных занятий и работы в мастерских. Зависимый редко остается наедине с собой и, по мысли специалистов, всегда должен быть при деле.
"Свободного времени у них нет — нужна стопроцентная занятость. Чтобы они не вспоминали о наркотиках, не вспоминали, как употребляли", — говорит заместитель директора центра Елена Беседина.
Утро пациентов начинается с короткой пробежки — у кого как получается, хотя бы быстрым шагом. После — водные процедуры. Всех новоприбывших приучают закаливаться. Работники центра говорят, что многие, уже за стенами медучреждения, увлекаются моржеванием. Пациентов нужно как-то держать в тонусе и желательно почти без лекарств — зависимость от одного вещества легко сменяется привыканием к другому. Дальше — индивидуальные и групповые занятия с психологами и беседы с теми, кто знает о борьбе с химической зависимости не понаслышке — бывшими пациентами центра в длительной ремиссии.
Несколько часов в день у обитателей центра трудотерапия или терапия занятостью. Есть корпуса с производственной техникой. Кто-то разводит растения, занимается в швейной или гончарной мастерской, плотницкой. По словам сотрудников центра, порой выходят шедевры.
Несколько строчек в дневном расписании отведены под занятия, которые, по-видимому, учат пациента все время быть начеку — следить не только за тем, что делаешь, но и о чем и как думаешь.
"Важная часть курса реабилитации — работа с эмоциями и чувствами. Каждый день пациенты прописывают, что они сегодня делали и что при этом ощущали. Мы учим их быть честными с собой. По вечерам у нас наступает "время совести". Люди с зависимостями нередко могут обманывать не только других, но и себя, ничего при этом не замечая. На групповом собрании человек, предположим, проговаривает, что он почувствовал сегодня, когда не хотел работать или думал сорваться, а другие пациенты, если чувствуют неискренность, дают понять ему, что он завирается", — говорит Елена Беседина.
Совершеннолетние обитатели центра живут в комнатах по трое. Корпус для взрослых на мужское и женское крыло не делится.
"У нас все межполовые контакты по понятным причинам и так запрещены. Стараемся, чтобы любви здесь не возникало. Иногда семейные союзы все же образуются. Мы потом об этом узнаем, когда из центра уже выходят. Не все примеры отрицательные, но мы такого все же не советуем. По крайней мере на реабилитации. Два зависимых в семье — это 90% рецидивных случаев. У одного или другого, а как правило, у двоих разом", — рассказывают в центре.
Несовершеннолетние пациенты живут в корпусе, где комнаты для девочек и мальчиков разведены на два крыла. В комнатах так же живут по трое. Всего здесь тридцать коек — на десяток меньше, чем во взрослом отделении. Как отмечают специалисты, сюда попадают ребята с опытом, у которых что-то вроде времени поиска своего наркотика — они и нюхают, и курят, и пробуют таблетки. Тут они оказываются под медицинским и психологическим сопровождением. При этом подростки не выпадают из учебного процесса. От жилых комнат рукой подать до классной аудитории. Проводить уроки для ребят сюда приезжают учителя из ближайшей сельской школы.
Стандартная, как ее здесь называют, смена для детей рассчитана на три месяца. Есть одна профессиональная смена, где ребятам, которые окончили девять классов и больше нигде не учились, дают рабочие навыки, заверенные корочками специалистов. Юношей учат плотницкому делу, для девушек ведут занятия по маникюру. Есть и две короткие летние смены. Подростков из группы особого внимания привозят сюда на три недели — дают обвыкнуться, изучить территорию и познакомиться с педагогами, чтобы потом заехать на полную смену уже в знакомую обстановку.
"С детьми надо работать по-особенному. Это не взрослые, которые сами созрели и пришли к нам. Дети проблемы не понимают и выздоравливать они не хотят. Им кажется, что у них все хорошо: из дома никто не выгоняет, друзей стало еще больше, чем было. Они ничего не теряли. На помощь приходит балльная система. Видите, когда в одном месте много детей с асоциальным поведением, которым все же хочется выделяться, то у них один выход — стать здесь хорошими, начать помогать, проявлять свои способности. Ребята копят баллы за успеваемость, участие в концертах. Баллы минусуются за провинности. То, что накопили, они могут потратить на большом аукционе в конце смены — на вещи с символикой реабилитационной программы", — говорит Елена Беседина.
Сотрудники центра много работают не только с пациентами, но и с их родственниками: объясняют, как общаться с человеком, который в любой момент может сорваться. Для того, чтобы семьи лучше представляли, как их близких учат жить заново, их приглашают провести день в центре и прожить его по заведенному там графику.
"Приезжают к нам некоторые родители пациентов, оглядываются и говорят: "Да, я бы на таком курорте тоже отдохнул". Но первое впечатление обманчиво. Мы им не даем поблажки, они полностью погружаются в программу: бегают, посещают мастерские, проходят тренинги. Когда под вечер уезжают, то сознаются, что тут действительно не санаторий", — рассказывает Беседина.
Не проходят курс реабилитации до конца и бросают центр порядка 15% пациентов. Из наркозависимых, завершивших программу, в ремиссии больше года находятся 37%, в течение трех лет — около 33%.
Фото: Лариса Спицына
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru