Жилищно-коммунальное хозяйство каждого муниципального образования Тюменской области будет развиваться по конкретной схеме. Частные инвесторы станут вкладывать средства в ЖКХ, а собственники жилья существенно экономить на его обслуживании. Подробности - в интервью директора областного департамента жилищно-коммунального хозяйства Евгения Мискевича.
- На одном из недавних заседаний правительства Тюменской области был утвержден порядок оказания финансовой помощи органом местного самоуправления для проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Началось ли уже перечисление этих средств и как ведется работа в этом направлении?
- Эта работа началась уже давно. Согласно поручению губернатора и исходя из нового Жилищного кодекса в Тюменской области проводится работа по передаче жилого фонда в непосредственное управление собственниками. В муниципальных образованиях региона с прошлого года готовились к тому, чтобы выделить средства на капитальный ремонт тех домов, жильцы которых избрали форму управления. Сейчас в области у нас пять таких муниципальных образований - Викуловский и Сорокинский районы, Заводоуковск, Ишим и Тобольск. В этих территориях проводят активную работу с гражданами по выбору формы управления жилым фондом.
В Тюмени переходить на новую схему начали гораздо раньше – горожане делают это уже с 1 марта 2005 года. В городском бюджете на эти цели специально заложены средства – они выделяются гражданам, выбравшим форму управления.
Сейчас мы рассматриваем соответствующие заявки от Ишима и Тобольска. Представители органов местного самоуправления этих городов предоставили нам ведомости и протоколы собраний, на которых граждане избрали форму управления. В течение недели мы проверим эти документы, и целевые средства будут направлены на счета муниципальных образований. Затем их перечислят гражданам, определившимся с формой управления.
Остальные муниципальные образования такие документы пока готовят.
-Каким муниципальным образованиям Тюменской области потребуется больше денег для того, чтобы привести в порядок жилищно-коммунальное хозяйство?
- Всем муниципальным образованиям региона уделяется одинаковое внимание. Оно пропорционально тем мощностям, которые есть на той или иной территории. Если в МО проживает больше жителей, то, соответственно, там больше котельных и сетей, а значит, и средств потребуется больше.
На сегодняшний день все муниципальные образования области находятся примерно в равных условиях. Мы уже добились того, что все наши города и районы безболезненно "проживают" отопительный период. Наглядно в этом можно было убедиться суровой нынешней зимой.
Сейчас наша основная задача – привлечь в ЖКХ муниципальных образований частный капитал. Для этого, нужно, во-первых, изменить организационно-правовую форму коммунальных предприятий. Во-вторых - сделать их безубыточными, чтобы инвестор, вкладывая в них средства, понимал, что у предприятия нет миллионных убытков, которые придется гасить. При этом нужно проводить работу с жителями муниципальных образований, которые не платили за услуги ЖКХ. Во многих МО накопились старые долги населения, и сейчас эти деньги необходимо собрать.
Очень важно установить экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги. На сегодняшний день убытки у предприятий появляются зачастую именно за счет того, что установленные тарифы не покрывают себестоимость. Это вызвано тем, что они принимаются на регулируемый период – на год, а в течение этого времени происходит повышение цены на топливо, либо повышение стоимости каких-либо строительных материалов.
Поэтому еще одна наша задача на сегодняшний день - проанализировать эту ситуацию и сделать так, чтобы на следующий годы у нас уже были экономически обоснованные тарифы. Нужно сделать так, чтобы эти тарифы покрывали затраты предприятия за счет каких-то внутренних резервов компании, за счет оптимизации самой структуры предприятия и непроизводственных издержек.
- Насколько экономически обоснованы сегодняшние тарифы на ЖКХ?
- Следует понимать, что тарифы, которые принимаются на регулируемый период (допустим в сентябре) – на тот период обоснованы и являются стопроцентными. Но в течение регулируемого периода происходит изменение ценовой конъюнктуры и затраты понесенные предприятием уже не покрываются тарифом. Наша задача – спрогнозировать рост всех этих издержек и установить на этот регулируемый период действительно экономически обоснованные тарифы. По крайней мере, чтобы этот тариф покрывал себестоимость услуг и обеспечивал минимальную норму рентабельности.
- Насколько жилищно-коммунальный комплекс Тюменской области интересен частным инвесторам? Есть ли компании, уже выразившие желания вкладывать средства в этот сектор?
- ЖКХ – прибыльный сектор экономики. Ни один человек не может обойтись без электричества, тепла и воды - он будет потреблять эти услуги вне зависимости от своего финансового положения. Вопрос в балансе платежеспособности населения и стоимости этих услуг.
Сейчас мы, исходя из платежеспособности жителей каждого конкретного населенного пункта, должны разработать некий шаблонный вариант развития коммунального хозяйства этой территории. Если мы построим суперсовременные очистные сооружения систем водоснабжения в поселке, в котором проживает 50 или 100 человек, то люди просто не смогут нести затраты по их содержанию. Поэтому в этом случае принимаются решения по установке павильонов подготовки питьевой воды.
Таким образом, разработка некоего шаблона "коммунального развития" всех муниципальных образований области просто необходима. В основе проектов таких шаблонов – проведение технического аудита. Такая работа уже сделана в Тюменском и Исетском районах. В ближайшее время мы проведем технический и финансовый аудит во всех остальных муниципальных образованиях.
Я убежден, что инвесторы станут активнее, когда эта схема будет четко выстроена.
К примеру, в Тюменский район частные инвесторы уже пришли. В его трех муниципальных образованиях котельные переданы ООО "Тюменьэнерго". Сейчас идут согласования еще в двух МО – там все жилищно-коммунальные услуги будут оказывать населению частные предприниматели.
Когда у нас будет шаблонный вариант развития, к примеру, системы теплоснабжения в каждом населенном пункте – любая лизинговая компания может поставить необходимое оборудование предприятию, а предприятие потом за счет сбора с населения будет погашать лизинговые платежи. Такие переговоры с лизинговыми компаниями мы уже ведем.
Это тоже своеобразная форма привлечения инвесторов.
Помимо привлечения инвесторов в сектор ЖКХ Тюмени необходимо вести речь и о привлечении их в водопроводно-канализационное хозяйство Ишима и Тобольска.
В нашу область уже пришли московские инвесторы – проектный институт "Водгео" - один из старейших институтов России, занимающихся водопроводно-канализационным хозяйством. Его специалисты изучают сейчас водопроводно-канализационное хозяйство Тобольска, а затем подготовят предложения по вложению средств именно в тобольский водоканал.
Безусловно, мы не будем их туда безоглядно внедрять, пока не увидим, что конкретно они намерены там делать.
Такая же схема действует сейчас на тюменском "Водоканале" – разрабатывается гидравлическая модель водоснабжения города, проходят организационные преобразования по "старому водоканалу" и специалисты Росводоканала готовят длительную производственную программу по улучшению состоянию водопроводно-канализационной системы областного центра.
-Львиная доля средств, вкладываемых в развитие сектора ЖКХ – это бюджетные инвестиции. Когда средства частного капитала будут все-таки доминировать?
- На сегодняшний день крупные частные инвестиции вкладываются пока лишь в энергетику – это тепло и электроэнергетика. Эта сфера была изначально монополизирована и поэтому там все прозрачно – все понимают, как будут отбивать деньги. Ведь там, по большому счету, уже давно не существует муниципальных предприятий. Все компании были в структуре РАО "ЕЭС". После реорганизации РАО "ЕЭС" и реорганизации "Тюменьэнерго" появились частные операторы, операторы от РАО "ЕЭС". Все эти структуры имеют достаточно финансовых средств для инвестирования. Этот сегмент рынка жилищно-коммунальных услуг – энергетика и теплоэнергетика в больших городах и электроэнергетика в целом по области в принципе может развиваться вне зависимости от органов власти. Там работает достаточно крупный частный бизнес.
Наша задача - вывести на инвестиционно привлекательный уровень именно водопроводно-канализационное хозяйство городов и сельских районов области - водоснабжение, канализование, вывоз мусора и т.д. Поэтому я надеюсь, что в ближайшем будущем баланс соотношения государственных и частных инвестиций изменится именно в сторону частных.
- Охотно ли жители Тюменской области вступают в ТСЖ? Сколько таких товариществ уже создано, и в каких муниципальных образованиях население активнее?
- Разъяснительную и организационную работу по привлечению жителей к созданию ТСЖ должны осуществлять представители органов муниципальной власти. Мы проводили разъяснительные семинары и обучали специалистов органов местного самоуправления именно этой работе. Тем не менее, многие из них не могут правильно донести до населения суть этой реформы. Людям нужно объяснять, что никто не пытается их бросить на произвол судьбы, сделать так, чтобы они остались наедине со своими коммунальными проблемами. Все наоборот. И задача представителей местного самоуправления правильно донести эту информацию до жителей. Там, где разъяснительная и оргработа идет хорошо, а специалисты более профессиональны – граждане активно включаются в эту деятельность, понимая, насколько необходима такая реформа. Наглядный пример – город Тюмень.
На сегодняшний день в Тюменской области создано уже 90 товариществ собственников жилья. В основном они появляются в городах. Жители сельских муниципальных образований выбирают форму управляющей компании, поскольку в жилых малоквартирных домах экономически не целесообразно организовывать собственное ТСЖ. Это приведет к увеличению дополнительных расходов граждан на содержание председателя и бухгалтера товарищества. Небольшому количеству людей непосильно оплачивать эти расходы. Поэтому ТСЖ создается в многоквартирных домах - между гражданами распределяется оплата этих расходов, и они платят меньше, нежели платили за обслуживание управляющей компании. Для них это, безусловно, экономически выгодно. При этом изменяется и сама цепочка управления и принятия решений. Согласно старой схеме гражданин вынужден сначала обратиться в обслуживающую организацию, которая обращается в управляющую компанию, а та, в свою очередь, - в имущественное казначейство или в ТРИЦ (если речь идет о перерасчете). При создании же ТСЖ эта цепочка кардинально укорачивается – жителю необходимо обратиться лишь к председателю ТСЖ, который и будет решать вопросы с ресурсноснабжающей организацией.
Сегодня по Тюмени разработан план-график предоставления средств на проведение капитального ремонта и обслуживания ТСЖ. Когда работа по реформированию отрасли только начиналась, было определено, что граждане оплачивают 10% от стоимости капитального ремонта, а субсидия будет выделяться им на условиях софинансирования. Сейчас мы столкнулись с рядом нормативных противоречий, исходя из которых деньги выдать не так просто - необходимо соблюсти процедуру составления документов. Поэтому на сегодняшний день в Тюмени занимаются именно составлением дефектных ведомостей, проверкой этих ведомостей и получением гарантийных писем от ТСЖ, в которых указано, что эти средства товарищества соберут. К тому же согласно нормам Росстроя меняется и сам перечень работ. Когда вся эта процедура пройдет - деньги будут выделяться. По графику, подтвержденному заместителем главы города, субсидии начнут выдаваться с середины апреля.
Предоставление субсидий носит заявительный характер – первыми их получат те, кто первыми зарегистрировали ТСЖ и написали заявления.
Сейчас мы рассматриваем сметы, представленные товариществами собственников жилья, созданных в Ишиме и Тобольске. После этого будет приниматься решение – какое финансирование получит муниципальное образование, а там уже будут выделяться средства непосредственно тем гражданам, которые выбрали форму управления.
-Вы лично уже определились с формой управления?
- Да. Я проживаю в ТСЖ.
- Подведены ли коммуникации к месту строительства будущего коттеджного поселка Комарово?
- На сегодняшний день коммуникации туда проводятся. К участку практически подведены теплотрассы и водопровод. Работы идут в соответствии с графиком и поставленные задачи по вводу жилья в течение этого года на определенном участке, я думаю, будут решены.
-Как идет работа по водопонижению нижней части Тобольска?
- На эти работы выделено около тридцати миллионов рублей. Они будут направлены на очистку русел рек и каналов, существовавших ранее. Изначально в подгорной части Тобольска действовали водоотводные каналы, а все имеющиеся реки – чистились. Однако, в 70-80-е годы прошлого века – период активной застройки Тобольска в подгорной части начали строить дороги с асфальтовым покрытием и все водоотводные каналы были засыпаны. Воде просто стало некуда уходить, поэтому и пошло подтопление жилого сектора.
Сейчас жители Тобольска готовы строить в подгорной части дома и коттеджи, однако с условием, что система водоотводных каналов будет восстановлена. Сложно сказать, сколько на эту работу потребуется времени. На начальном этапе наша основная задача – вывести воду по тем перспективным участкам, которые планируются под застройку уже в этом году. Необходимо очистить русла реки, впадающей в Иртыш, чтобы те воды, которые есть - могли беспрепятственно уходить в Иртыш.
Виктория Анисимова
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru