В Тюмени - "золотая лихорадка"

21:43 12 декабря 2007

Предновогодняя подарочная суета набирает обороты, и ювелирные украшения традиционно значатся в списке "оптимальных" вариантов. По словам ювелиров, люди воспринимают украшения из драгметаллов, как самый "вечный" подарок из товаров повседневного спроса, ведь одежда выходит из моды, духи выдыхаются, а колечко в 2–3 грамма с бриллиантом 0,03 карата за 5 тысяч рублей - всегда память.

Ювелирный рынок в России признан одним из самых быстрорастущих в мире. Так, в этом году российские ювелиры "побили" все возможные рекорды. Объем продажи ювелирных изделий в первой половине 2007 года увеличился на 35% против запланированных 15%, заявляет "Гильдия ювелиров России".

"Золотая лихорадка" вызвана повышением доходов россиян, которые перестали покупать дешевеющий доллар, а также - ростом цен на драгоценные металлы на мировых рынках, пишет "Русская ювелирная сеть".

Экономная роскошь

Эксперты питерского "Бюро исследования бизнеса" отмечают, что российский рынок ориентирован на массового потребителя с невысокой покупательной способностью, выбирающего оптимальное соотношение цены-качества.

Интересно, что при выборе изготовителя подавляющее большинство покупателей интересуются только, российское ли это золото, поскольку искренне считают его более качественным и защищенным от подделок.

Основной объем продаж традиционно приходится на изделия "легковесного литья" - серьги, кольца, кулоны, подвески, цепочки, средний вес которых составляет 2-5 граммов.

"В сезон подарков люди настроены на покупку недорогих ювелирных украшений – до 5 тысяч рублей. Подарков надо купить много, и люди стараются экономить. А спрос на изделия свыше 10–20 тысяч рублей минимальный", - рассказал корреспонденту "NewsProm.Ru" заместитель директора ГК "Золотая гора" Денис Малиновский.

По наблюдениям ювелиров, тюменцы в целом не только экономны, но и консервативны в предпочтениях. Они по-прежнему выбирают желтое или красное золото.

А среди наиболее популярных и доступных драгоценных камней – фианит, который вполне можно выдавать за бриллиант, если среди знакомых нет профессиональных ювелиров, а также сапфир, изумруд и рубин. Бриллианты, разумеется, - классика.

Как отметил Денис Малиновский, всплеск новогодних продаж начинается с середины декабря и продолжается до конца новогодних каникул, пока у людей есть деньги, время и настроение делать друг другу подарки.

С наступлением трудовых будней спрос на ювелирку падает, но ненадолго. Впереди еще День Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта и масса других календарных и личных дат.

Впрочем, маркетологи отмечают постепенное смещение ювелирных изделий из событийно-подарочных приобретений в категорию импульсных покупок.

В Тюмени листовки с предложением купить украшения с умопомрачительными скидками с некоторых пор раздаются посреди улицы и даже на рынке. А покупательницы теперь забегают в дорогие ювелирные магазины во время обеденного перерыва…

Орудие скидок

Еще лет 15 назад скидок на ювелирную продукцию в стране не было и в помине. Это маркетинговый продукт так называемых ювелирных предприятий "второй волны", образованных после распада советской ювелирной системы и положивших начало конкурентному рынку. Правда, скидки тогда были значительно скромнее.

"Третья волна", по мнению столичных аналитиков рынка, датируется началом 2000-х, когда правительство отказалось от искусственного госрегулирования рынка и взяло курс на его либерализацию. Акцизный налог снизился тогда с 15 до 5%, было отменено лицензирование, акционировались ранее принадлежавшие государству предприятия-монополисты.

"Бурный рост ювелирного рынка начался в Тюмени в 2002 году. Право открывать ювелирные магазины получили тогда частные предприниматели. С другой стороны, общий подъем экономики в регионе, рост доходов людей и насыщение других рынков привлекли большое число новых игроков, в том числе, из сфер, далеких от ювелирного бизнеса", - вспоминает в беседе с корреспондентом "NewsProm.Ru" директор магазинов-мастерских "Люкс" и "Оникс" Владимир Котов.

Со временем ужесточение конкуренции и ориентация на потребителя эконом-класса породили тяжелую артиллерию скидок.

Простейший пример – постоянно действующие во многих салонах скидки на изделия из "старых" коллекций. Как правило, они варьируются от 10 до 25%.

Другой вид скидок – по возрасту, социальному статусу и знаменательным событиям. Большинство ювелирных магазинов не обделяют вниманием именинников, молодоженов, выпускников школ и вузов, пенсионеров, ветеранов войн…Скидки – совсем небольшие, а приятно.

Едва ли не каждый магазин предлагает при наборе определенной суммы дисконтные карты, а иногда и неожиданно-привлекательный довесок в виде подарочного украшения.

В тюменских салонах скидки, даже предпраздничные, как правило, не превышают 10 – 25%.

Так, в сети магазинов группы компаний "Золотая гора" предновогодние скидки не превышают 25%.

"Мы предоставляем скидки 10% на все украшения, при наличии дисконтной карты – еще 10%. Кроме того, в купоне на повторную покупку также есть скидка 10%", - уточняет Денис Малиновский.

В рекламе магазина "Лазурит" декларируются скидки 35%. Однако при обращении в магазин корреспонденту так и не смогли объяснить, на что именно даются максимальные скидки.

Известно лишь, что на золотые украшения скидки составляют "традиционные" 10%, для VIP-ов – не более 15%.

"Скидки на ювелирную продукцию – это сегодня прямой убыток. Поскольку цена золота на мировых рынках значительно выросла, производители вынуждены повышать цены. По опыту нашей мастерской, закупочные цены золота увеличились в 1,5 раза. В данный момент мы работаем фактически себе в убыток, но повышать цены будем после новогодних праздников, чтобы не снижать продажи", - рассказал корреспонденту "NewsProm.Ru" директор магазинов-мастерских "Люкс" и "Оникс" Владимир Котов.

По его словам, некоторые магазины делают "искусственные скидки" для привлечения клиентов: сначала повышают цены, а потом заявляют в рекламе об их снижении.

Отдельная история – ценовой демпинг.

"Как только скидки в ювелирном салоне достигают 30 – 50%, значит, речь идет об устранении конкурентов с помощью ценовых войн", - сообщил в беседе с корреспондентом один из тюменских ювелиров.

Намек ясен. Рекламную кампанию с самыми большими – до 60% - проводит в предновогодье питерская ювелирная сеть "585", которая пришла в Тюмень в начале 2007 года.

Напомним, ранее сеть предлагала ювелирку со скидками до 50%.

"585" позиционируется как ювелирная сеть эконом-класса, предлагает массовому потребителю коллекции от российских производителей, использует агрессивную политику освоения региональных рынков.

Благодаря большему товарообороту и наличию дисконта у производителей федеральная сеть имеет возможность максимально снизить цены на свои товары, способна регулярно завлекать покупателей различными скидками. Покупатели приучаются к мысли, что в крупных сетях покупать дешевле, а значит, выгоднее.

Стратегия и тактика

Главное, считают многие владельцы салонов, привлечь покупателя в магазин. И тут любые средства хороши – броская вывеска, эффектно-агрессивная наружная реклама, уличное радио.

Помнится, много споров вызывало несколько лет назад ноу-хау ювелирной сети "Техномир". Манекенов в витринах сменили тогда живые "куклы", которые поначалу до оторопи пугали прохожих.

Интересен также опыт одного из салонов, разместившего выставку "Сокровища морских глубин".

К новому году почти в каждом крупном магазине проводятся всевозможные акции и беспроигрышные лотереи для покупателей. Надо ли говорить, что блеск золота и антураж магазина магическим образом усиливают значимость самых простых подарков.

В магазинах "Золотой горы" в мгновенной лотерее можно выиграть, например, бутылку шампанского.

А при покупке изделий завода "Адамас" - стать участником новогодней федеральной акции – розыгрыша автомобиля "Мерседес".

Закажи себе значок

Если магазины вынуждены бороться за покупателей "непосильным трудом" и фантазией, то спрос на услуги ювелирных мастерских в Тюмени превышает предложение. В рекламе они не нуждаются, достаточно "сарафанного" радио.

"Новый год для нас наступил еще в октябре, и сегодня мы уже не принимаем заказов на изготовление украшений, перегружены работой", - сообщил корреспонденту директор магазинов-мастерских "Люкс" и "Оникс" Владимир Котов.

"Каждый год люди спохватываются к 20 декабря и приходят с заказами. Естественно, на выполнение сложной работы требуется несколько недель. Заказы попроще мы берем, но стоит это обычно в 2 раза дороже", - рассказывает директор салона-мастерской "Сапфир" Алексей Черных.

Большим спросом, говорят ювелиры, пользуется у тюменцев изготовление украшений из так называемого "давальческого металла". В переводе на язык потребителей – обмен старого золота на новое.

В магазинах-мастерских есть специальный обменный фонд, позволяющий получить золотые изделия взамен аналогичных по весу и пробе, доплатив только за работу мастера.

"Люди часто не понимают, за что платить деньги, если золото меняется на золото. Но самое дорогое в ювелирном деле – работа мастера, особенно при изготовлении эксклюзивных авторских моделей. Это сложный технологический процесс, который начинается с восковой модели, в точности повторяющей настоящее изделие", - разъясняет Владимир Котов.

По его словам, некоторые модницы в течение года меняют украшения, как перчатки, благодаря обменному фонду.

Ассортимент моделей украшений в мастерских варьируется в пределах 1–1,5 тысяч.

Хотя возможны и эксклюзивные заказы "от идеи". В этом случае придется заплатить за разработку дизайна модели гораздо больше, чем за собственно работу ювелиров.

Как сообщил корреспонденту директор магазина-мастерской "Дива" Сергей Чирков, разработка модели по индивидуальному заказу может стоить от 7 до 15 тысяч рублей.
Он рассказал также об одном из последних заказов – разработке и изготовлении золотых значков для тюменской фирмы. Модель разрабатывалась буквально с визитки компании. каждый значок обошелся заказчику около 2 тысяч рублей.

Тонкости эксплуатации

О том, что золото бывает очень хрупким и нуждается в регулярном уходе, знают далеко не все любители ювелирных украшений, иначе мастера остались бы без работы.

По словам ювелиров, культура потребления и правильной эксплуатации ювелирных изделий у нас еще не развита. Дело в том, говорит Владимир Котов, что в советское время украшений не было, носили "кусок золота" с наглухо "забытыми" в него камнями.

Времена изменились, а вот восприятие золотых украшений как сверхпрочных осталось – "что ему будет!" Многие дамы, не снимая золотых колец, готовят, убирают, несут из магазинов тяжелые авоськи…

Между тем, под действием некоторых видов косметики, лекарств, моющих средств с хлором золото постепенно засоряется, становится жестким и может сломаться.

Его рекомендуют аккуратно чистить раз в месяц. А украшения с жемчугом и янтарем вообще очень капризны, не выносят горячей воды, поскольку эти камни устанавливаются на клей.

При покупке украшений, советуют ювелиры, важно различать изделия для постоянной эксплуатации и "однодневки". Качество пробы у них может быть одинаковым, но "парадновыходные" украшения – более тонкие, легкие по весу. Так называемое "дутое золото".

Впрочем, при покупке о коварных свойствах "однодневок" не предупреждают, и отличить их наверняка способен лишь зоркий глаз мастера.

А вот модельная бижутерия от Swarowski, которая по цене не уступает золоту, по словам ювелиров, однодневка в буквальном смысле и ремонту не подлежит.

Евгения Потачиц

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024