Ситуацию и перспективы 21 предприятия легкой промышленности Тюменской области проанализировали специалисты консалтинговой компании Roedl and Partner Consulting по заказу областного департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства. Сегодня консультант компании Томас Кнайтц кратко рассказал о результатах работы для представителей предприятий отрасли и банков, работающих в Тюмени.
Предваряя презентацию, заместитель губернатора области Александр Моор отметил, что он уже знаком с анализом и предложениями Roedl and Partner Consulting по инвестиционному развитию легпрома в регионе. И ему работа понравилась с точки зрения подхода и качества анализа, но самое главное – правительство области заинтересовали выводы, которые были сделаны независимыми консультантами. Была оценена экономическая эффективность всех предприятий, а также перспективы их развития. Эти данные правительство области будет учитывать при принятии решений о господдержке того или иного производства, подчеркнул замгубернатора.
Александр Моор также отметил, что разработка стратегии для легкой промышленности проходит в рамках определения инвестиционных ориентиров в целом для экономики области. Для этой работы правительство привлекает независимые компании, имеющие значительный опыт консультирования. Так, финской компанией была разработана стратегия для лесной и деревообрабатывающей отрасли, компанией Roedl and Partner Consulting – для легкой промышленности. В дальнейшем аналогичная работа будет проведена для отрасли машиностроения, стройиндустрии, АПК и пищевой промышленности.
Поскольку презентацию инвестиционного развития тюменского легпрома Roedl and Partner Consulting намерена провести еще в Москве и Нюрнберге, начинается она с представления региона – его экономического потенциала, развития транспорта и инфраструктуры, уровня доходов населения и развития торговли. Все это должно подтвердить, по мнению Томаса Кнайтца, что для развития легкой промышленности в Тюменской области есть все условия.
Затем консультант позволил себе "лирическое отступление", суть которого - первые руководители предприятий отрасли должны думать не о производстве, а о покупателе. "Я колесил по Тюменской области и много общался с директорами предприятий легкой промышленности. Все они сегодня думают, как поднять производство. На самом деле возможности производства не интересуют никого. Важно, чтобы был покупатель", - подчеркнул Кнайтц. И первое, что посоветовал консультант тюменцам – заявить о себе, рассказать о своей продукции, чтобы потребители знали о ней. "Вы должны сказать рынку, что вы существуете", - подчеркнул он. В качестве положительного примера он продемонстрировал проспект Тюменской овчино-меховой фабрики, выполненный на высоком эстетическом уровне. Отметил и наружную рекламу тюменской фирмы "Плюшевый рай". Но больше образцов достойных упоминания не нашлось.
В Тюменской области в прошлом году продукции легкой промышленности выпущено больше, чем в 2005 (в 2005 – 589 млн. руб., в 2006 – 872 млн. руб.) Однако по сравнению с другими областями, прежде всего европейской части России, тюменский легпром выглядит бледно. Тем не менее, у ряда предприятий есть хороший потенциал для развития и это внушает оптимизм, заявил представитель Roedl and Partner Consulting. Он подчеркнул, что в Тюменской области есть и условия для реализации этого потенциала: экономически благоприятный климат и законодательная поддержка правительством области инвесторов, развивающаяся инфраструктура, в том числе транспортная, наличие капитала.
Еще одна мысль, которую постарался донести до тюменских промышленников Томас Кнайтц, - предприятие, если хочет выжить в условиях глобальной конкуренции, должно искать свою нишу и развиваться именно в ней. Он привел несколько цифр: сегодня на мировом рынке Китай продает 20% всех текстильных изделий, 27% - швейных и более 60% обуви. Кнайтц привел в пример свой род – его семья более ста лет занимается текстилем в Германии. Сейчас предприятием руководит брат, он смог спасти дело тем, что нашел нишу – в Германии также растет доля текстиля из Китая.
У тюменцев есть свой прекрасный пример удачно выбранной ниши, считает Кнайтц. Это Сибирская ковровая фабрика. С точки зрения внедрения машинного производства предприятие не имеет перспектив – обычные ковры сейчас выпускает множество фирм. Но если говорить о ковре ручной работы, из натуральной шерсти, с использованием сибирских мотивов – то у Сибирской ковровой конкурентов практически нет.
Затем Томас Кнайтц сделал краткое представление ряда предприятий легпрома, расположенных в Тюмени, Ялуторовске, Тобольске, Ишиме. Почти каждый рассказ о том или ином предприятии консультант заканчивал оценкой: "Здесь есть потенциал для развития". Такие отзывы были даны предприятиям: "Евротекс", "Плюшевый рай", "Ситцевый край", Тюменская овчино-меховая фабрика, Ялуторовская швейная фабрика, "Профиль", Сибирская ковровая фабрика, Тобольская швейная фабрика и ряду других.
Однако, Roedl and Partner Consulting предлагает этим предприятиям более интенсивный путь развития, нежели те выбрали себе сами на ближайшее время. Так, Кнайтц разработал виртуальный проект некой фабрики "New" и показал, что его воплощение может дать каждому из названых предприятий. Так например, выпуск продукции фирмы "Евротекс" составил бы за год 410 млн. руб. (в минувшем году он равнялся 60 млн. руб.)., "Плюшевый рай" производил бы продукции на 160 млн., а не 18 как сейчас и работали бы там не 35 чел., а 305 и т.д.
Рекомендации, которые консультант суммировал для всех предприятий легпрома области, выглядят так: на развитие потребуется 2 млрд. 413 млн. руб. инвестиций, из них 1711 млн. – вложения в основные средства, 1446,5 млн. – в оборотные.
"Средства большие, - подытожил он эту часть своих предложений. – Каждое предприятие само должно решить, будет ли оно привлекать иностранного инвестора. Но если говорить о развитии, то надо иметь виды на будущее".
И наконец, Roedl and Partner Consulting предлагает создать в Тюменской области кластер легкой промышленности (кластер – группа объектов, объединенных по какому-либо критерию). Центр его должен находиться в Тюмени, а войти туда могут предприятия Тобольска, Ялуторовска, Ишима, Голышманово и других районов. У кластера должно быть свое место – в качестве предложения был названо тюменское предприятие "Кросно", располагающие очень большими производственными площадями. В качестве потенциальных участников - ряд фирм, в основном работающих сейчас в Тюмени. Войдут в кластер не только сами промышленные компании легпрома, но и представители правительства, ассоциация предприятий легкой промышленности области, учебные заведения, банки. Цель – создание объединения, конкурентоспособного на международном уровне, в перспективе – инновационного центра легпрома.
Потенциал определен, вектор развития намечен - теперь дело за тюменскимим предприятиями: принимать или не принимать оценки и выводы, действовать с расчетом на серьезный рост или жить скромно и почти незаметно.
Справка:
Roedl and Partner Consulting — одна из ведущих на мировом уровне консалтинговых компаний. В Восточной Европе и Китае компания первая вошла на рынок консалтинга и стабильно занимает лидирующие позиции.
В Америке и Западной Европе компания пользуется предпочтением у крупнейших немецких инвесторов в качестве надежного консультанта, способного прогнозировать развитие тех или иных экономико-социальных процессов.
Сегодня Roedl and Partner Consulting имеет собственные представительства и филиалы в 22 городах Германии и 47 в значимых промышленных государствах мира.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru