Холдинговая компания «Фонд» стала объектом рейдерской атаки?

15:00 06 марта 2006

На холдинговую компанию "Фонд", одно из самых заметных тюменских предприятий, возможно, была проведена рейдерская атака.

В конце февраля на одном из тюменских телеканалов несколько дней выходило объявление с предложением купить долги ХК "Фонд". Такое же объявление дважды появилось в одной из газет Тюменской области. Вот его текст: "Организация приобретет ДОЛГИ ЗАО "ХК "ФОНД" у физических и юридических лиц. Обращаться по телефонам…" Далее следовали три московских телефонных номера.

"Я только зашла домой – звонок по телефону: "Включи телевизор!" - Что случилось? Включаю. А там как раз это объявление… У нас был шок", - так описала первую реакцию руководства ЗАО "Холдинговая компания "Фонд" заместитель генерального директора компании Тамара Степанова.

ХК "Фонд" принадлежит крупнейшая в городе сеть продовольственных магазинов "Тамара". Те, кто живет в областном центре достаточно давно, помнят, что примерно полтора десятка лет назад появился первый магазин "Тамара". Торговые фирмы приходили и исчезали с местного рынка, а "Тамара" не просто оставалась, а успешно прирастала. Открывала большие и маленькие новые магазины, в том числе, супермаркеты. Сегодня только в центре Тюмени, в самых многолюдных и оживленных местах у "Фонда" - ряд крупных торговых предприятий. Кроме того, компания – солидный производитель продуктов питания. Это, прежде всего, кондитерские и хлебобулочные изделия, кулинария.

Словом, компания производит впечатление вполне благополучной и вдруг – заявка о покупке ее долгов.

Что бы это значило?

Таким вопросом, сказали в "Фонде", задались, прежде всего, поставщики компании. "Целый день приходится объясняться с поставщиками – звонят, приходят сюда. Я их только об одном спрашиваю: вы будете продолжать с нами работать? Нам надо это знать. Если кого-то напугают эти заявления о каких-то долгах, он откажется от поставок товаров – ничего, мы как-нибудь справимся. В конце концов, наши работники сядут на машины и привезут товар от производителя – именно так мы и работали, за исключением разве что последних лет", - рассказала Тамара Степанова.

Кроме поставщиков объявления всколыхнули чиновников, а также работающих в "Фонде" - в компании занято около двух тысяч человек. Руководство вынуждено заверять, что объявления - блеф.

Уточним: в покупке долгов как таковой нет ничего запретного. Это своего рода бизнес, который с развитием рыночных отношений получил прописку повсеместно. База у такого бизнеса проста: кредитор по какой-то причине не может добиться возврата долга. Кредит при этом не обязательно должен быть денежным – это могут быть и поставленные без предоплаты товары, и выполненные услуги. У кредитора, скажем, не хватает терпения (умения, времени еще чего-либо) на то, чтобы получить все, что ему причитается. Он продает свой долг третьему лицу – как правило, фирме более опытной в получении долгов через арбитраж, с помощью разных сложных схем. Продают такой специфический товар за определенный процент от суммы самого долга – 80%, 60% и т.д. Фирма-покупатель рассчитывает, что получит с должника если не весь долг, то уж во всяком случае, больший процент, чем ей самой пришлось заплатить – в этом и заключается ее интерес.

На этом фоне объявление типа "организация приобретет долги" - самый заурядный факт текущей жизни. Однако он предполагает ряд обстоятельств.

Долг – это не зазорно

Жить в долг сегодня не зазорно, для торгового, производственного предприятия – так и вовсе нормально. Обычные долги никого не беспокоят и никем не покупаются. Скупают долги просроченные – когда все сроки давно прошли, все методы воздействия на должника перепробованы и кредитор уже отчаялся получить свои деньги. Большое количество просроченных долгов говорит либо о том, что у некого предприятия серьезные проблемы с финансами, либо о нечестной игре должника. Ни то ни другое, надо полагать, репутацию предприятия не красит. Еще один момент: если объявление о покупке долгов появляется в СМИ, это свидетельствует, что долгов не один-два, а масса – так что даже выявить их все по другим каналам не представляется возможным.

И, наконец, самое существенное: именно кредиторы (или новые кредиторы – те, которые перекупили право получить долги) по закону могут требовать, чтобы предприятие-должник было признано банкротом. Банкротство – в том числе умышленное банкротство - один из способов сменить собственника. Так действуют фирмы-рейдеры, специализирующиеся на этом виде бизнеса – купле-продаже предприятий и компаний.

Рейдеры - специалисты по перехвату оперативного управления или собственности фирмы с помощью специально инициированного бизнес-конфликта. Действуя на грани, а часто и вне закона, рейдеры о себе предпочитают не распространяться. В последнее время эти структуры стараются формально обрести законные основания — регистрируются как инвестиционные компании, консалтинговые агентства и пр.

Уж не позарился ли кто из таких бизнесменов на тюменский "Фонд" - по собственной инициативе или по заказу? Обсуждать этот вопрос с корреспондентом руководство ЗАО отказывается. Тамара Степанова сказала: "Я всегда повторяю: кто делает – совершает один грех, а кто говорит – сто грехов. Не буду брать на себя сто грехов, высказывать предположения и догадки".

Однако от оценок удержаться в этой ситуации сложно. "С такой ситуацией за полтора десятка лет работы мы сталкиваемся впервые", - признает она.

Рука Москвы

Желая узнать хоть что-то о покупателе долгов "Фонда", корреспондент интернет-издания "NewsProm.Ru" позвонил в Москву по одному из телефонов, указанных в объявлении.

- Торгово-промышленное управление слушает! – Отвечает молодой женский голос.

- Скажите, что представляет собой ваша фирма?

- Мы – крупный холдинг. С какой целью вы спрашиваете?

- Меня интересует объявление в Тюмени о покупке долгов "Фонда".

- Этим занимается наш представитель в Тюмени. Все вопросы - к нему, записывайте телефон, фамилию и имя…

С представителем управления в Тюмени мы говорили значительно дольше, но многие вопросы остались без ответа: "Не могу вам это сказать", "Я не вправе отвечать на такие вопросы", - часто говорил мой собеседник, Антон Семенов. Но все же какую-то информацию от него получить удалось. Да, он действительно от имени московского управления готов вести переговоры о покупке долгов "Фонда". Его дело – собрать все предложения, познакомить кредиторов с условиями, которые готов предложить покупатель. Этим и занимается – ведет переговоры с физическими и юридическими лицами.

- Насколько крупные долги готово купить управление?

– Любые, в том числе очень крупные. Во всяком случае, будут рассмотрены все заявки.

- А они уже поступили?

- Да, некоторые очень серьезные. Люди узнали, на каких условиях мы покупаем, сейчас думают над нашим предложением.

Автора!

Между тем, руководители ХК "Фонд" начали действовать. Во-первых, представители компании обратились в редакции телевидения и газеты с требованием, чтобы объявления о покупке долгов перестали выходить. Затем компания направила письменные заявления в органы власти и силовые структуры, в том числе в прокуратуру Тюменской области и региональное управление ФСБ.

"Пока мы воздерживаемся от заявлений в прессе, опровержений. Чтобы не было пустых оправданий. Думаю, скоро будет известно, кто все устроил, вот тогда мы открыто сможем назвать этих людей или фирму", - говорит Тамара Степанова.

Интернет-издание "NewsProm.Ru" будет следить за развитием ситуации, подробности последуют.

Ольга Киселева

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024