В тюменских автошколах бум. Желающие получить водительские права выстраиваются в очереди. Автошколы увеличивают количество групп. Автомобильные классы настолько переполнены, что порой их численность превышает 30 человек, занятия проходят чуть ли не в коридорах, ученики сидят по трое человек за партами и пишут на коленках.
Водительские права – новый вид вложения денег
Ажиотаж вокруг получения водительских прав связан не только и не столько с большим увеличением автотранспорта, доступностью его приобретения через потребительские кредиты и т.д. Рынок автошколы будоражат самые страшные слухи и предположения. Так, среди населения настойчиво муссируется информация, что с 1 января 2007 года срок обучения автовладельцев будет продлен до 6 месяцев, а плата повысится почти в 3 раза (по одним сведениям до 26 тыс. руб., по другим – до 35 тыс. руб.).
И именно эти слухи стали причиной такого ажиотажа на рынке автообразования. В этом мнении единодушны все участники этой системы и владельцы автошкол, и сотрудники ГИБДД.
"Раньше люди вкладывали деньги в доллары, теперь в водительские права, - смеется заместитель директора по учебной работе автошколы ВОА Дмитрий Сбитнев. – Мы сейчас уже приостановили запись, набрали столько групп, сколько сможем выкатать до конца года. Запись возобновится теперь только в середине января".
Всплеск интереса к автообразованию отмечает и директор другой тюменской автошколы РОСТО ДОСААФ Александр Гаврин. "Мы ощутили это с осени, когда к нам начали записываться в 3 раза больше учеников, и практически каждый четвертый, кто звонит нам, спрашивает – а правда ли, что с нового года нужно будет учиться 6 месяцев и платить в 3 раза больше? Набор групп у нас уже приостановлен давно. На сегодня мы выработали тот план обучения, который должны были сдать следующей весной", - пояснил он корреспонденту интернет-издания "NewsProm.Ru".
Увеличение желающих обзавестись водительским удостоверением отразилось и на работе сотрудников ГИБДД. "У нас всегда работы было много, а сейчас ее стало еще больше. В день мы принимаем по 2-3 учебных группы, в каждой 30 человек, плюс сдают вождение 60-70 человек. Это предельное число, потому что все школы набрали группы по максимуму. В неделю мы выдаем 2,5 тыс. удостоверений – этот показатель увеличился с лета в 2 раза. Все поверили слухам, и пошли скорей за правами.
Причем, замечу, на качество обучения со стороны водителей-кандидатов не обращается зачастую должного внимания, им лишь бы побыстрее получить удостоверение. Люди боятся не столько повышения стоимости обучения, сколько сроков: все-таки полгода по сравнению с 1,5 - 2 месяцами – ощутимо", - отметил в беседе с корреспондентом "NewsProm.Ru" заместитель начальника межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД Тюменской области Олег Сырятов.
Автошколы предполагают, а правительство – располагает
Сроки увеличения учебы в автошколах кажутся логичными в свете большой реформы автообразования, которую затеяло российское правительство. Напомним, с 1 июня этого года были внесены поправки в экзаменационные билеты. Добавилось 17 абсолютно новых знака, изменились правила сдачи экзамена: раньше будущий водитель отвечал на 20 вопросов из разных блоков, при этом он мог сделать две ошибки. Теперь экзаменуемый сделает ошибку, то он будет обязан ответить еще на пять дополнительных вопросов из того же блока без единой ошибки.
Следующий шаг, по всей видимости, станет увеличение количества водительских категорий и разграничений по так сказать узким автомобильным специальностям. В связи с присоединением России к европейской Конвенции о дорожном движении увеличится количества категорий водительских прав, со следующего года их станет 12. Помимо существующих категорий - А, В, С, D, Е, появится 7 подкатегорий - А1, В1, С1, D1, В1Е, С1Е, D1Е.
То есть со следующего года с открытой категорией B будет запрещено управление автомобилем с прицепом, или например водители категории, предусматривающей езду на машинах с автоматической коробкой передач, уже не смогут сесть за руль автомобиля с механикой, а водитель маршрутного такси и водитель автобуса будут получать права разных категорий. Все это делается по абсолютно благим побуждениям – снизить количество ДТП, повысить безопасность, как самих водителей, так и пешеходов.
Добавление водительских категорий, как и увеличение срока учебы, пока остаются лишь предположением. Как рассказал анонимный источник в одной из автошкол Тюмени, по некоторым сведениям одному из российских институтов было поручено разработать новые стандарты обучения водителей. Однако, нужно учесть, что все эти новые программы необходимо принять на законодательном уровне, применение же их на практике потребует еще большее количество времени.
Все автошколы уверены: даже если гипотетически предположить, что поправки в закон будут приняты до нового года, то на практике они станут применяться не раньше следующего лета.
"Нам необходимо будет подготовить материально-техническую базу. Переоборудовать автодромы, закупить соответствующие программы, подготовить специалистов. Если введут дополнительные категории – необходимо закупить автомобили и т.д. и т.п. на все это уйдет как минимум полгода", - считает Дмитрий Сбитнев.
Довольно скептически относятся к такой перспективе и сотрудники ГИБДД. По мнению Олега Сырятова, такой план действий если и будут реален, то лишь для отдельных регионов страны. "Ввести это по всей России, думаю, не совсем реально. Возможно, эти правила введут в регионах с более сложной ситуацией на дорогах. И в этом свете для Тюменского региона это может иметь место", - предположил он.
Между тем, судьба такого нововведения уже практически решена. Как рассказал в беседе с корреспондентом интернет-издания "NewsProm.Ru" депутат Государственной думы от Тюменской области Геннадий Райков, на последнем заседании Света думы было принято решение рассмотреть этот закон в первом чтении сразу же после Нового года – 15 января.
По его словам, в целом по автореформе в проекте значатся 14 альтернативных законов. Депутаты склонны принять один общий закон, в котором делается упор на две принципиальные вещи. Во-первых, меры наказания водителей в нетрезвом состоянии. Здесь дума пока сняла уголовную ответственность (конечно, если пьяный водитель не задавил человека) и предполагает лишения водительских прав от 2 до 10 лет в зависимости от тяжести нарушения.
Второй важный момент – усиление контроля за качеством образования в автошколах, сокращение нерадивых автошкол. Эта обязанность будет возложена на министерство транспорта РФ. Здесь же определен и минимальный срок обучения – полгода, причем за счет увеличения количества часов вождения.
"По всей Европе срок обучения длиться 6 месяцев, а у нас две недели, права получил и поехал давить трудящихся. Ну не подготовить человека за такой короткий срок, не выучить его за 32 часа вождения! В России на дорогах в этом году погибло 38 тыс. людей, 128 тыс. получили травмы, из них около 30 тыс. стали инвалидами. В 2005 году было задержано 800 тыс. водителей в нетрезвом виде, в этом году - 700 тыс. И заметьте – это только те, кого задержала милиция, а сколько еще не задержанных, сколько тех, кто дал взятку и скрылся. Такая вакханалия продолжаться не может! Эти законы не ущемляют права автолюбителей, а ужесточают правила поведения на дороге. И я не думаю, что кто-нибудь будет возражать против этого", - отметил депутат.
По словам Геннадия Райкова, дума постарается принять эти поправки во всех чтениях в течение января 2007 года и уже в феврале вполне реально закон может выйти в свет. Как скоро эти поправки станут применяться и на практике, депутат даже не стал предполагать. "Конечно, это долгий процесс. Нельзя сказать, что закон принят и на следующий же день у нас будет порядок на дорогах, прекрасное автообразование и т.д. Но, по крайней мере, движение в этом вопросе есть", - резюмировал законодатель.
А нам это надо?
Участники системы автообразования, за исключением разве только самих потенциальных водителей, склоняются к мысли, что продление сроков обучения в конечном счете все же будет иметь свой КПД (коэффициент полезного действия).
"Те 32 обязательных часа вождения, которые сейчас мы откатываем с каждым учеником – все-таки маловато. Для кого-то это мало, а для кого-то - это ничтожно мало. Ведь по общероссийской статистике, в год происходит около 40 тыс. ДТП, и в большей части из них повинны водители, стаж которых не превышает 3 лет. Смертность на дорогах - колоссальная, она самая высокая из всех категорий транспорта. И если за рулем сидит неопытный человек – риск увеличивается в разы", - отметил Александр Гаврин.
В Тюменской области, по статистике количество дорожных происшествий по вине водителей - новичков из общего числа ДТП не превышает 3%. "У нас опытные водители ведут себя на дорогах более расслабленно и безответственно. Они считают, что все умеют, все могут и справятся с любой сложной ситуацией на дорогах, что нередко приводит к трагедиям", - считает Олег Сырятов.
Между тем, сотрудники ГИБДД поддерживают автошколы в вопросе увеличения часов вождения.
"Тот период обучения, который у нас существует – это, конечно, не большой срок, для того чтобы стать подготовленным водителем. Я считаю, что количество часов для обучения все же надо увеличить, чтобы человек после курсов вождения вышел уже вполне квалифицированным водителем.
При чем увеличивать, я считаю, нужно именно часы вождения. Количества часов теории (90 часов) в принципе достаточно. Как правило теорию сдают почти все, а вот с вождением дела обстоят намного хуже, особенно вождение по городу, т.е. в реальных дорожных условиях. Поэтому если и увеличивать сроки обучения, то за счет практики. Было бы желательно еще проводить какую-то психологическую подготовку, добавить вождение в экстремальных условиях. Так что я, в принципе, за то, чтобы увеличить количество часов", - выразил свое мнение Олег Сырятов.
Напомним, сейчас срок обучения по Госстандартам, разработанным министерством транспорта и министерством общего профессионального образования РФ - 2,5 месяца теории + 32 часа практики.
Пока депутаты решают, автошколы – дорожают
Если сроки обучения пока не увеличены без принятия соответствующего закона, то цена на обучение уже возросла без всякой отмашки политиков. Если еще в октябре автошколы брали за уроки 10-11 тыс. руб., то в ноябре эта стоимость повысилась до 14 тыс. руб.
"Спрос рождает предложение", - так объясняют в автошколах свою ценовую политику и не исключают, что цена будет расти и дальше. "Не смотря на то, что сейчас пока объективных причин и предпосылок для дальнейшего повышения стоимости обучения нет, все будет зависеть от внешних факторов экономики, нашей жизни в целом. Например, если повышаются цены на бензин, сразу подскакивают цены и у нас. Это логично", - пояснил Александр Гаврин.
Как отметил в беседе с корреспондентом "NewsProm.Ru" Олег Сырятов, Госавтоинспекция не имеет право оказать никакого влияния на ценовую политику автошкол. "Нам важен результат. Мы просто регистрируем группы, которые они нам представляют, контролируем не превышают ли школы квоты по количеству учеников и принимаем экзамен".
Кстати, для каждой автошколы существует определенная квота по количеству выпускаемых учеников. Автошкола в зависимости от количества техники, материально-технической базы, оборудования автодрома, преподавателей может готовить в год определенное количество людей и не больше.
"Мы за этим строго ведем контроль и группы, выбивающиеся из лимита просто не регистрируем и переносим на следующий год. Так что здесь у автошкол нет никакой лазейки", - уверяет Олег Сырятов.
"Даже если бы я захотел увеличить количество обучающихся, мне не позволит сделать это материальная база – элементарно машин на всех не хватит. Ну, наберу я сейчас 90 человек, а когда я их буду выкатывать? Поэтому у нас группы, несмотря на увеличение количества желающих, не "толстели". Работаем по стандартам – максимальное количество - 30 человек в группе и никто не имеет право набирать больше. И потом система РОСТО ДОСААФ - одна из самых старых автошкол и наше кредо – давние традиции качества обучения", - отметил Александр Гаврин.
Итак, если Госдума в течение января примет соответствующие поправки в законодательство, то уже к концу 2007 года желающим получить водительское удостоверение придется сесть за парту и за учебный руль на 6 месяцев. Принесет ли это свои положительные результаты, станут ли ответственнее подходить к процессу обучения и автошколы и будущие водители, снизится ли аварийность на российских дорогах – покажет время. Но ясно одно, без реформ в системе автообразования не обойтись. Изменения уже начались и, похоже, этот процесс необратим.
Юлия Давыдова
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru