От многочасовых пробок на дорогах, похоже, устали не только водители, но и власти. Известно, что большинство дорожных заторов в городах связано именно с затянувшимися "аварийными разборами". По прошествии двух лет действия обязательной "автогражданки" правительство, наконец, решило облегчить жизнь автомобилистам. В частности, планируется ввести упрощенный порядок оформления дорожно-транспортных происшествий. Ожидается, что поправки в закон об ОСАГО Госдума рассмотрит уже осенью.
Однако упрощение процедуры для получения страховых выплат коснется лишь незначительных ДТП. Т.е таких столкновений, в которых участвовало не более двух машин, нет пострадавших, а сумма ущерба не превышает 25 тысяч руб. Речь идет о так называемом "европейском протоколе". В странах, где он работает, автовладельцы, "поцарапавшие" друг друга в пробке, могут сами составить протокол ДТП и, если они определили виновного, обменявшись визитками своих страховых агентов, разъехаться. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в целом по России доля подобных происшествий на дорогах составляет до 90%. Именно оформление таких "жестянок" приводит к большинству заторов.
В принципе, участники мелкой аварии и сегодня могут полюбовно договориться, определить, кто виноват, составить схему ДТП, вместе добраться до ближайшего пункта ДПС и подписать все бумаги у инспектора. Но нет никакой гарантии, что виновник за время пути не передумает и не откажется признавать себя виновным. В этом случае и ГИБДД не станет фиксировать обстоятельства аварии, на которую не вызывали инспектора.
В Тюмени ежедневно происходит более сотни ДТП, в которых нет пострадавших. А при неблагоприятных условиях - и того больше. "Половину происшествий можно смело отнести к незначительным, - говорит начальник отдела Дорожно-постовой службы УГИБДД Тюменской области Александр Лиханов. - Естественно, что 3-4 специальных "аварийных" экипажа физически не успевают побывать сразу на всех, следовательно, возникают многочасовые пробки. Введение упрощенной процедуры заметно облегчит жизнь автоинспекторам, а снижение нагрузки позволит более детально работать на серьезных авариях. От этого выиграют все участники дорожного движения".
Однако есть и обратная сторона "медали" – махинации. В законе должен быть проработан механизм, который исключит их возможность. По мнению, Лиханова, большую роль в этом играет развитие службы независимых аварийных комиссаров, которая бы беспристрастно относилась ко всем, независимо от кошелька. В Тюмени такие службы уже существуют и успешно сотрудничают как со страховыми компаниями, так и с ГИБДД.
По мнению старшего аварийного комиссара службы Аварийных комиссаров автоэкспертного бюро областного совета ВОА Александра Шелягина, опасения по поводу всевозможных махинаций при "упрощенке" необоснованны. Сейчас ВОА сотрудничает с более 20 страховыми агентствами. Дежурство организовано круглосуточно. Комиссары выезжают по всему Тюменскому району, в других территориях юга области работают такие же подразделения ВОА.
В задачу комиссара входит объективная фиксация ДТП и все, что имеет к нему отношение. Это составление схемы происшествия, копирование документов водителей, панорамная съемка, детальная съемка повреждения машин и других следов столкновения, то есть все, что может пригодиться при разборе спорных ситуаций.
"Для нас нет разницы кто прав, кто виноват, нашу работу оплачивает страховая компания, - говорит Шелягин. – Взятки от одной из сторон тоже быть не может, ведь тогда другая сторона имеет право вызвать на ДТП работника ГИБДД. Конечно, с введением упрощенного порядка штат сотрудников придется расширить. Но подготовить квалифицированного специалиста можно очень быстро. Например, у нас работают только бывшие сотрудники ГИБДД, поэтому буквально через 2-3 дня стажировки они самостоятельно выезжают на аварии".
Сами участники дорожного движения, те, для кого автомагистрали – рабочее место, далеко не единодушны в данном вопросе.
Например, директор такси "Бумеранг" Александр Сафонов считает, что при упрощенном порядке взяточничество будет процветать, поэтому лучше потерять день в ожидании автоинспектора, зато потом у страховой компании не возникнет вопросов. "Сотрудники ГИБДД объективно подходят к разбору аварии, а как будут вести себя аварийные комиссары - еще неизвестно. Хотя пробок станет заметно меньше", - отмечает он.
Согласен с ним и Александр Артемьев, президент ассоциации таксистов Тюмени. Он уверен на 100 процентов, что начнет развиваться мошенничество.
"Сейчас сотрудник ГИБДД, как должностное лицо несет ответственность за свои действия, это серьезный сдерживающий фактор, ведь если что, отвечать придется перед судом. В противном случае появятся люди, которые начнут подстраивать незначительные аварии, чтобы получать деньги", - убежден Артемьев. - Хотя в целом поправки носят положительный характер. Это намного облегчает жизнь. Например, совсем недавно у меня поцарапалось зеркало и крыло, потери были минимальные, но все же пришлось подождать, побегать, понервничать. Поэтому если процедуру упростят, то это на руку всем - и водителям, и ГИБДД, и страховщикам".
А вот руководителя службы такси ООО "Машинный двор" Даниила Гончарова такие новости только радуют: "Если поправки будут внесены, будет просто великолепно. У нас хоть раз в неделю, да случаются незначительные аварии. Каждый раз приходится ждать сотрудника ГИБДД. На это уходят часы, а для таксиста время – деньги. Поправки позволят нам быстро выводить машины обратно на линию. У нас своя мастерская, поэтому с техобслуживанием проблем нет. А страховые компании возмещают убытки".
У Сергея Кротова, водителя-профессионала с 30-летним стажем, упрощенный порядок вызывает большие сомнения. "Вряд ли это возможно на практике, - рассуждает он. - Ведь тогда в законе нужно оговаривать, что такое незначительное ДТП, где границы незначительности. Возникает много нюансов, потому, что одна и та же вмятина на разных машинах и стоит по-разному. Часто вижу, как водители ждут официальных разборок даже при малозаметных царапинах. Понятно, что таким нужны деньги, и они постараются накрутить побольше. Убежден, что до введения ОСАГО было лучше, правота на дороге очень быстро выяснялась. Тогда водители ездили осторожно, понимали, что лихачество обойдется "в копеечку". Дорогие машины объезжали, боялись задеть, а сейчас стало все равно кто едет: страховщик заплатит, вот и расслабились. Дороги стали опаснее".
Андрей Романов, автолюбитель с 40-лентним стажем, считает, что отсутствие ГИБДД чревато не только возможными махинациями, но и прямым ущербом для попавших в аварию. "Вдруг в результате разбора окажется, что ущерб превышает 25 тысяч, или выяснится, что был причинен вред здоровью участника ДТП, - задается вопросом он. - Я бы посоветовал всегда вызывать ГИБДД".
А вот Светлана Гилева, автолюбитель с 15-летним стажем, согласна с изменениями, но с одним условием – аварийных комиссаров должно быть много, чтобы была конкуренция, и люди могли выбирать. Их услуги должны обязательно лицензироваться, считает она. Только тогда они себя оправдают. С другой стороны гаишники, наконец, развяжут себе руки, смогут больше уделять времени своей основной задаче – обеспечению безопасности на дорогах.
Нет полного единства мнений и среди страховщиков, хотя именно Российский союз автостраховщиков выступает инициатором данных изменений. Например, первый заместитель директора Тюменского филиала "Ресо-гарантия" Светлана Новикова убеждена, что нужно корректировать работу самой ГИБДД, упрощать процедуру. Например, дать право лицензированным аварийным комиссарам устанавливать виновных в аварии. А пока основанием для страховой выплаты является постановление ГИБДД. Если его нет, то и нет выплат. Обязать также автоинспекцию отвечать на запросы страховых компаний по единой форме и в определенные сроки. Это намного сократит сроки выплат пострадавшим.
Начальник отдела урегулирования убытков страховой компании "АФЕС" Анатолий Завьялов считает, что нововведения только упростят работу страховщиков и никаких трудностей это не вызовет. "Наши комиссары уже сейчас выезжают на все аварии клиентов в пределах 30 км от Тюмени, и практически дублируют действия сотрудников ГИБДД. Кроме того, комиссары более детально разбираются в виновности водителей, так как от этого зависит сумма возмещения убытков. Они же и будут препятствовать развитию мошенничества при упрощенном порядке.
Кроме упрощения процедуры оформления ДТП предлагается также ввести прямое урегулирование убытков по ОСАГО. То есть возмещать ущерб потерпевшему будет страховая компания, в которой он купил полис. Затем страховщик будет взыскивать сумму ущерба с компании виновника ДТП.
Это оправдано, считает Светлана Новикова. За границей такой порядок введен давно. Но там и само автострахование работает не один десяток лет. Однако если в России введут подобную схему, то изменится и размер выплат, будет введена лимитированная сумма максимума и минимума для определенной марки машин, а ущерб уже не будут считать до копейки, как сейчас. Т.е. с упрощением страховщикам работы, клиентам будет уменьшена сумма убытков, подытожила Новикова.
Анатолий Завьялов, считает прямое урегулирование - ошибочной мерой. "Нам придется помогать своим клиентам собирать документы, а затем предъявлять претензии страховой компании виновника. Вот здесь придется увеличивать штат во много раз. Думаю, что страховые компании начнут оспаривать действия друг друга. Страховщики Европы работают по упрощенной системе, но там никто не рассматривает виновность водителей, то есть компании возмещают убыток, независимо от того по какой причине произошел страховой случай.
Так или иначе, страховщики едины в одном – в любом случае нужна общая информационная система, в которой скапливались бы сведения от всех страховых компаний и ГИБДД о махинациях, мошенниках, правонарушениях водителей. Пока же каждая компания составляет свой "черный список" и обменивается им с коллегами на условиях "джентльменского договора".
Как бы там ни было для введения данных нововведений необходим целый ряд поправок в Кодекс об административных правонарушениях, Правила дорожного движения, Закон об ОСАГО и Налоговый кодекс. Все эти поправки также требуют определенного времени на разработку и одобрение правительства. А чтобы неразберихой не воспользовались мошенники, нужно время на обкатку системы.
Пока же с 1 октября для владельцев автотранспорта произошли незначительные изменения. В частности, теперь заключить договор ОСАГО можно без предъявления документов на право владения транспортным средством. Выдача дубликата страхового полиса или спецзнака гособразца производится бесплатно. Срок доставки извещения о наступлении страхового случая страховщику продлен с 5 до 15 дней. А у страхователя появились дополнительные основания для досрочного расторжения договора ОСАГО в случае отзыва лицензии страховщика, смены собственника транспортного средства и других.
Марина Антонова
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru