Когда неимущий житель Неаполя в далеком 18-ом веке выходил на улицы города с пустым желудком и без жалкой лиры в кармане, у него был только один путь - к продавцам пиццы: предприимчивые пиццеелло продавали ее в рассрочку на неделю. С тех пор минуло много лет, однако поклонников у пиццы все больше и больше. Конец ХХ века подарил тюменцам возможность вкушать пиццу в ресторанах и кафе, а так же дома и на рабочем месте - теперь ее не только продают в общепите, но и доставляют куда пожелаете. Корреспондент интернет-издания "NewsProm.Ru" исследовал тюменский рынок пиццерий и служб доставки пиццы.
Королева Маргарита и пиццеелло Эспозито
В королевском дворце Неаполя в свое время была построена специальная печь для пиццы, чтобы августейшая семья имела возможность лакомиться ей каждый день. И наконец, когда на исходе девятнадцатого столетия город посетил король Италии со своей супругой Маргаритой Савойской, час пиццы пробил. На ужин императорской семье было подано блюдо местного мастера – пицца с начинкой из помидоров, сыра Моцарелла и базилика. Королева, по преданиям, пристально посмотрела на красно-бело-зеленый круг, и из массы возможных ассоциаций в светлой голове государственной деятельницы затрепетал родной итальянский флаг. Самая популярная пицца с тех пор носит гордое королевское имя Маргарита. После этого национальное итальянское блюдо, переплыв океан, путешествуя в обход всех границ вместе с эмигрантами, достигло статуи Свободы – в 1905 году в Нью-Йорке появляется первая в Америке пиццерия. Правда, сначала взращенные на гамбургерах туземцы не слишком жаловали европейское новшество. Но после Второй Мировой Войны новая волна эмигрантов, на этот раз с подкреплением из американских солдат, достигает успеха в обогащении рациона наиболее вероятного противника – в 1953 году в США насчитывалось уже около 15 000 пиццерий. После этого "открытый пирог" (так с итальянского переводится "pizza") теснит не только гамбургеры, но и национальные блюда других развитых стран – быстрота приготовления блюда и разнообразие начинок дают ему заметное преимущество. После падения железного занавеса пицца появилась и в России – сначала в Москве, а затем и других городах и весях.
Продукция первых тюменских пиццерий больше напоминала бабушкин пирог. На толстом тесте, обильно сдобренная майонезом, с начинкой из пельменного фарша и чеснока и щедро усыпанная укропом, она все же нашла своих потребителей. Небольшое время приготовления новинки снова сыграло свою роль - в столице области число пиццерий росло не по дням, а по часам. А с тех пор, как тюменский потребитель получил возможность заказывать пиццу, приготовленную по европейским стандартам (толщина теста в центре – 2-3мм, по краям – 5-7мм) не выходя из дома, имя итальянской королевы Маргариты зазвучало в Тюмени бесперебойно.
Пиццетипы
Сегодня любой желающий может найти в своем районе хотя бы одну пиццерию – бизнес стал очень популярен, что неудивительно. На приготовление одной пиццы в среднем затрачивается 70-80 рублей, стоимость ее на выходе возрастает до 170 - 250 рублей. В Тюмени существует несколько видов заведений, специализирующихся на приготовлении и продаже пиццы. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
1. Пиццерии ресторанного типа. Это самый дорогой вариант. Он предполагает найм специалистов - пиццеелло, которые будут заниматься изготовлением основы для пиццы вручную. Тесто необходимо растягивать, а не раскатывать – это позволяет сохранить внутри него мельчайшие пузырьки. В Тюмени такой профессии не обучают. Ближайшая кузница кадров, по словам управляющей пиццерии "Артишок" Светланы Киселёвой, – Екатеринбург. "Честно говоря, мы просто переманили их из "Лас-Вегаса", - признается Светлана. Зато если изготовление пиццы переносится в зал, то такое шоу может привлечь дополнительных клиентов. Открыть пиццерию, по мнению Светланы, не так уж и дорого. Большое значение также имеет выбор печи. Если она расположена на виду у клиентов, то и выглядеть должна презентабельно – лучше всего для этого подходит дровяная печь (хотя денег на ней сэкономить не удастся). Примером использования такого оборудования совместно с жонглерским шоу пиццеелло может служить пицца-караоке-клуба "Артишок" на улице Ленина. Дровяная печь досталась в наследство от съехавшей из помещения пиццерии "Италика", и на нее, по признанию Светланы Киселевой, и делается основная ставка: "Пицца из этой печи получается очень интересная". Правда, пока поток посетителей не очень большой, но, учитывая стильный дизайн и караоке-бонус в вечернее и ночное время, ситуация вскоре изменится. Светлана рассчитывает на возвращение иногородних студентов – молодежь составляет значительную часть посетителей пиццерии.
А вот пицца "Экспресс", одной из первых позволившая тюменцам ощутить вкус европейской пиццы (первым поваром в ней стал настоящий немец), хоть и лишена печи – детали интерьера, но давно приобрела себе постоянных клиентов. И дело тут не только в хорошем сервисе и кухне – пиццерия также крайне удачно расположена на пересечении улиц Холодильной и 50 лет Октября.
2. Пожалуй, самыми популярными в Тюмени на сегодня являются Пиццерии-кафе – они составляют львиную долю всех пиццерий в городе. Ярким представителем заведений такого типа является пиццерия "Унивек" по улице Республики. Во-первых, открытие такого кафе не требует пиццеелло и официантов. Во-вторых, печь для выпечки можно приобрести гораздо дешевле – здесь будет важен только ее функционал и по возможности небольшие размеры, внешний вид потеряет свою значимость. В-третьих, пицца в таком кафе выпекается не для каждого отдельного клиента, а заранее – посетитель, таким образом, имеет возможность получить вожделенное блюдо, не отходя от кассы. Это позволяет продавать пиццу не кругами (как в первом пункте), а отдельными кусочками, что значительно расширяет круг потенциальных покупателей.
3. Свои преимущества имеет и такая форма организации, как Delivery-пицца. Ее особенность в том, что заведение занимается исключительно доставкой – из перечня расходов (по сравнению с предыдущим вариантом) смело можно будет вычеркивать аренду зала для посетителей. Для открытия такой пиццерии необходимо организовать call-центр для формирования заказов, найти наиболее экономичный транспорт для доставки пиццы (например, отечественный автомобиль "Ока") на дом и тех, кто этот транспорт будет водить. Кроме всего прочего, деньги в таком бизнесе может приносить реклама – пиццу заказывают многие, и вместе с ней людям можно доставлять журнал о туризме (как поступают в "Артишоке") или другие рекламные материалы.
Однако, будущему ресторатору нужно запомнить несколько простых правил:
• люди готовы платить за доставку и ждать, пока в их дверь наконец-то позвонит человек с пиццей – но если она после всех ожиданий и заплаченных денег окажется холодной, с этого номера звонков можете больше не ждать. Для того, чтобы блюдо не остывало, в "Экспрессе", например, при доставке используют специальные термоизолирующие емкости, которые действуют как термосы – в них пицца и в течение часа может оставаться горячей.
• в мире много "добрых" и "отзывчивых" людей, которым хочется общения и не хватает в жизни радости. Такие люди запросто могут заказать на адрес своих знакомых десять пицц с морепродуктами. Без их ведома, разумеется. Для предупреждения таких "милых" розыгрышей в "Дар-пицце" перезванивают на номер, который называет заказчик, и просят подтвердить заказ. Это страхует и вас и неудачливых знакомых от местных "Петросянов".
• желательно, чтобы пицце-курьер мог дать сдачу с любой купюры, в противном случае ему придется дать стометровку до ближайшего ларька – это в лучшем случае, в худшем человек вам больше не позвонит.
4. Заведения совмещенного типа. Если у вас уже имеется заведение первого или второго типа, то упускать дополнительную прибыль заказов на дом как минимум легкомысленно, а организовать доставку уже не составит большого труда. В пиццериях ресторанного типа "Экспресс" и "Артишок", например, есть и служба доставки. Помимо этого, человек, попробовав вашу пиццу в зале, знакомится с продукцией и если она ему нравится – заказывать он ее будет у вас.
Холодная пицца и кофе 3 в 1
Чтобы проанализировать стандартные ошибки при доставке пиццы, корреспондент интернет-издания "NewsProm.Ru" в течение нескольких дней обедал заказанной в офис едой из пиццерий (к счастью, на редакционные деньги)*. Для чистоты эксперимента везде заказывалась одна из наиболее популярных пицц - с ветчиной и салями. Для тестинга мы отобрали 2 пиццерии ресторанного типа со службой доставки: "Экспресс" и "Артишок", кафе - "Кантри-пицца" и одну delivery-пиццу под названием "Дар-пицца".
Доставленная через 30 минут после заказа, пицца из "Экспресса" обжигала пальцы – чудеса термоупаковки (см. выше). 230 редакционных рублей было заплачено курьеру за приготовленную по всем правилам, покрытую горячим сыром Моцарелла и ароматным базиликом пиццу, причем 70 из них – за доставку.
Доставщика из "Кантри-пиццы" долго ждать также не пришлось. Теплая пицца не порадовала желтым сыром, зато ветчины было более чем достаточно. Бонусом досталась фольга из-под пиццы (из нее получился отличный кубик). Хотя доставка бесплатная, все вместе (с фольгой) обошлось "NewsProm.Ru" в те же 230 рублей.
В "Дар-пицце" желаемой начинки не было – правда, диспетчер предложила заказать пиццу с грибами и убрать оттуда (увы, не из стоимости пиццы) грибы. После звонка сотруднику интернет-издания пришлось ровно час и сорок минут нервно кусать ногти. После марша до киоска (у доставщика не было сдачи с тысячной купюры) оголодавший журналист все же дорвался до пиццы – увы, она была уже чуть теплой, обыкновенный сыр застыл желтоватой корочкой. Даже приложенный к пицце пакетик кофе 3 в 1 не смог избавить корреспондента от легкого недоумения – 220 рублей (доставка заложена в стоимость пиццы) могли быть размещены и лучшим образом.
Из "Артишока" пиццу доставили за 35 минут. К ней были заботливо приложены салфетки и журнал по туризму. Что порадовало после двух предыдущих заказов, так это сыр Моцарелла. Остальные ингредиенты – тоже что надо. Пицца хоть и не обжигала пальцы, но к моменту поглощения последнего куска он еще был теплым. Наконец, учтите цену пиццы в 200 рублей вместе с доставкой.
"Пиццагра" и духи "Маргарита"
В мире с момента распространения пиццы появлялись все новые и новые рецепты. Для гурманов, например, пиццу готовят даже из спагетти. А итальянский производитель косметики Дучо Креши из Флоренции выпустил новую серию косметических средств по уходу за телом с запахом пиццы, что соответствует современной тенденции перехода от синтетических запахов к гастрономическим (ведь есть же парфюм с запахом тирамису и шоколада). Пицца входит в тройку лидеров в списке наиболее часто поедаемых блюд, но и бьет рекорды. В книге рекордов Гиннеса известно несколько пицц-рекордсменок:
Самая большая пицца явилась свету в 1991 году в Южной Африке пиццу диаметром 37, 4 метра. На её приготовление потребовалось 4,5 тонн муки, 90 килограммов соли, около 2 тонн сыра и 900 кг томатного пюре.
Самую длинную, 100-метровую пиццу изготовили в 2003 году в Израиле 25 поваров. Мастера работали над своим шедевром больше суток. Съели её за несколько минут в центральном парке Тель-Авива. Вырученные с этого мероприятия средства были были пожертвованы в помощь онкологическим больным.
Самый крупный заказ на пиццу был сделан в 1998 году в США. Около 14 тысяч пицц было доставлено в 180 офисов американской компании по всей стране.
Пицца ценится не только своими вкусовыми и питательными качествами. Разработчики компьютерной техники высоко оценили её маскировочные свойства и создали PowerPizza. PowerPizza — это специальная упаковка для ноутбуков в виде коробки из-под пиццы, была создана для особо бдительных владельцев ноутбуков: такая коробка собьет с толку любого злоумышленника позарившегося на ваше добро.
А вот английские пиццеелло мыслят несколько в другом направлении. Им в голову пришло применить пиццу для исправления демографической ситуации в Европе. Начинкой для нового продукта будут служить продукты - афродизиаки, известные своими возбуждающими свойствами. Чудо-пицца уже успела получить название — "пиццагра". Отпускаться она будет без рецепта, да и побочных эффектов у неё не будет.
Антон Брусков
*Все вкусовые, слуховые и зрительные ощущения корреспондента являются субъективными. Заказ пиццы производился без предупреждения и за счет редакции.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru