Ольга Ройтблат: Наконец-то мы обсуждаем только тему «педагог и ребенок»

16:47 02 сентября 2013

Очередной учебный год, пусть и на день позже традиционной даты, стартовал по всей стране. В этом году за школьные парты в Тюмени сели около 67 тысяч учеников, из них более 8 тысяч первоклашек. В понедельник, 2 сентября, торжественные линейки прошли во всех общеобразовательных учреждениях города. Школьников поприветствовали представители исполнительной и законодательной власти, директора школ, лицеев, гимназий и, конечно же, любимые педагоги.

В канун Дня знаний мы уже говорили о том, сколько стоит собрать ребенка в школу, как и когда нужно готовить свое чадо к походу в первый класс, подсчитали, сколько новых учебных заведений впервые открыло свои классы для детей, какие готовятся это сделать в ближайшее время и так далее. Теперь, условно говоря, пора зайти в школу и попытаться понять, чему и как педагоги собираются учить наших детей.

Напомним, с 2011 года в начальной школе действуют Федеральные государственные стандарты второго поколения. Постепенно их планируется ввести во всей системе среднего образования. Как отмечают эксперты, во главу угла при обучении по новым стандартам ставится развитие личности ребенка.

О том, каким образом в ближайшие годы должен измениться учебный процесс, корреспонденту ИИ «NewsProm.Ru» рассказала ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО) Ольга Ройтблат. В свое время она более четверти века отработала в родной 34-й школе (из них 18 лет – директором), сделав ее одной из лучших не только в регионе, но и в стране. Многие из современных методик и новшеств Ройтблат успешно внедрила в своем учебном заведении более 20 лет назад. Ольга Владимировна убеждена, что современная школа развивается в правильном направлении. И постепенно настороженное и негативное отношение к последним изменениям в системе общего образования сойдет на нет.

Однако для этого необходимо не просто внедрить новые стандарты, но и поменять отношение учителей к детям, к восприятию себя в учебном процессе, в профессии в целом. Как показали единые методические дни в Тюменской области, педагогическое сообщество к этому готово, отмечает эксперт.

- Сейчас проходит очень интересный этап развития образования, в том числе в Тюменской области. Этим летом в ходе своеобразного методического марафона мы со всеми категориями учителей, методистов обсудили содержание предметов, метапредметность, психологические особенности ребенка. И я для себя отметила, что за это время совершенно не поднимались вопросы технической неготовности школ, нехватки денег, низкого уровня зарплаты. То есть на сегодня созданы все условия для качественной работы. И мы наконец-то перешли к обсуждению темы «педагог и ребенок».

Это не может не радовать. И в прежние времена мудрые учителя и директора, занимаясь материальной базой, никогда не упускали из вида вопросы взаимодействия педагога и учеников. Но то, что у нас сегодня это вводится уже в массовое сознание каждого педагога и каждого руководителя, я определила бы как некий революционный прорыв.


- Как бы вы оценили первые результаты внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в учебных заведения нашего региона?

- В начальной школе Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС-2) действуют уже 2 года. Сейчас в 20 тюменских школах будет запущен пилотный проект внедрения ФГОС второго поколения для 5-9 классов. Суть этих стандартов - в применении так называемого деятельностного подхода и уходе от репродукции, то есть обучения по типу «вызубри – повтори».

При этом во главу угла ставится личность ребенка. Если раньше учитель, оценивая ученика, оперировал категориями «ты – прав, ты – неправ», сегодня учитель должен услышать мнение каждого ребенка, пусть даже ошибочное. Более того, педагог должен стимулировать его выражать собственное мнение, держать каждого ученика в поле своего зрения. Не случайно я люблю повторять фразу «Обучать всех и каждого».

Еще раз повторю: слушать и слышать каждого ребенка. Это легко сказать, конечно. Остается решить, а как это сделать. Вольно цитируя Константина Дмитриевича Ушинского, замечу, что ничего нельзя в школе изменить, минуя голову педагога. Надо, чтобы в этой голове кое-что поменялось. Так вот, в педагогическом сообществе выявилась проблема незнания психологических особенностей ребенка.

Когда я 20 лет назад сама была директором школы, у нас было 7 психологов – мы работали с опережением. И учителя непрерывно обучались психологическим аспектам работы с детьми. Очень важно понимать, как взаимодействовать с ребенком 6 лет, с пятиклассником, с семиклассником. Нельзя всех учить одинаково.

Между тем многие даже очень опытные учителя уверены, что если 2-3 часа на уроке литературы неустанно говорить, у ребенка что-нибудь да отложится. Это в корне неверно. Например, если у кого-то из детей сильнее развит зрительный канал восприятия – а это наиболее распространено, как говорится, лучше один раз увидеть, - ты ему хоть 6 часов рассказывай, ничего он на слух не усвоит. Для этого педагог должен использовать более широкий инструментарий.

Где-то надо предлагать наглядные формы, структурировать материал и так далее. Для тех, кто хотя бы немного изучал основы психологии, это элементарно. А у нас в педагогических вузах этому не учили. Но с современных педагогов мы при этом требуем владения подобными навыками. Поэтому сегодня очень серьезная задача – обучить психологическим аспектам. Мне кажется, что педагогическое сообщество восприняло эту мысль.


- И все-таки проявились ли какие-то недоработки в ФГОС второго поколения?

- Вы знаете, я не вижу никаких недочетов. Там все прописано просто изумительно. Важно грамотно это реализовать. Именно на это направлены все наши усилия, и прежде всего необходимо, чтобы заинтересованность в этом процессе проявили директора школ.

В каждом конкретном заведении нужно применять стандарты в соответствии с конкретными условиями, а не копировать бездумно некие образцы. Школы все разные, и ученики разные. Поэтому в каждой школе должны заниматься диагностикой и выявлять конкретные проблемы, которые необходимо решать в каждом конкретном классе, по каждому конкретному предмету. А не скачивать какие-то программы из Интернета.

Еще один важный момент – взаимодействие педагога с родителями. Они должны быть союзниками. Но учитель не должен перекладывать свои обязанности на родителей, не перегружать ученика. Не должно быть ситуаций, когда учитель говорит: «Вот я боюсь, скоро контрольная, вы уж наймите ребенку репетиторов, а то он не сдаст». Во-первых, в детей надо верить. Во-вторых, педагог должен четко понимать, как и по каким технологиям он достигает результатов, и донести это до родителей. Ну, я должна сказать, по итогам методических дней есть ощущение, что учителя в целом готовы двигаться в этом направлении, это очень обнадеживает.

Одним словом, по применению ФГОС второго поколения не возникает вопросов о том, чтобы в них нужно было что-то менять, пока важно научиться правильно их внедрять.


- Что для этого можно сделать?

- Безусловно, необходимо организовать правильную систему обучения и повышения квалификации в соответствии с новыми требованиями к учителю. Он должен постоянно работать над собой. Не как раньше – раз в 5 лет съездил на курсы и вроде как достаточно. Это должен быть непрерывный процесс. У нас для этого очень многое сделано. Кроме того, большое внимание уделяется воспитанию командности у педагогов. Они порой недоумевают, подходят с вопросами, мол, зачем нам это. Считается, что профессия учителя очень индивидуальна. Но нельзя забывать о неоспоримом тезисе, что любая индивидуальность может полностью реализовать себя только в коллективе. Это касается и работы с классом, и взаимодействия с коллегами.

Например, часто бывает, что ученик у одного педагога учится на пятерки, а у другого на двойки-тройки. Так вот учителя могут вместе решить его проблему. У нас в школе так и было: мы с завучем, учителями-предметниками садились вместе и до ночи обсуждали, искали подход, методику работы с конкретным ребенком. Это кропотливая работа. Но если упорно идти по этому пути, будут очень хорошие результаты. Мы в свое время в моей школе это проходили. Наконец, самое главное, что необходимо, - стремление самого педагога научиться реализовывать все эти программы, обрести необходимые компетенции. Должна быть личная мотивация.


- Несмотря на вашу высокую оценку последних изменений в школьном образовании, в народе по-прежнему сильно представление, что наши дети с каждым годом все более ограниченные, что объем их знаний слишком мал, что они не знают элементарных вещей. Можно ли утверждать, что опасения, будто мы скоро станем такими же «тупыми», как американцы, которые не знают, где, например, на карте находится Россия, необоснованны?

- Приведу показательный пример, как раз про Америку. Когда мы привозили наших школьников в США, и они видели, что их американские сверстники изучают на уроках математики, наши хохотали: «Какие они и правда тупые, мы это все давно прошли».

Но потом, в конце урока американский учитель давал задание: за 15 минут составить бизнес-план некоего предприятия. Эти «тупые» американские дети набрасывали бизнес-план, вводя наших «гениев» в ступор. Поэтому могу так ответить: объем знаний у наших детей сегодня достаточен, а вот навыков их эффективного применения пока не хватает. Вот в чем разница между их и нашим образованием на сегодняшний день.

Поэтому новые стандарты составлены таким образом, чтобы не перегружать детей объемом, при этом давая возможность применения этих знаний на практике. Вот почему задания в рамках стандартов приближены к реальной жизни и содержат больше практических элементов. Так что я бы воздержалась от огульных утверждений, что все плохо, что нет качества и так далее. Мы в процессе. Еще раз вынуждена повторить, что для достижения тех целей, к которым мы стремимся, необходимо поменять сознание педагогов, перестроить их мышление.

Наш институт разработал около 300 новых программ, 500 модулей по различным предметам. Но заставить применять их мы не можем. Даем только тем, что сам хочет учиться и развиваться в рамках своей профессии. Так что мы движемся в правильном направлении. Я ведь все эти практики применяла в своей школе много лет назад, и мы получали великолепные результаты. Поэтому я так уверенно говорю, что все у нас будет хорошо.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Июнь, 2024