В России завершается формирование нового избирательного законодательства - федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты" одобрили в среду на заседании Совета Федерации РФ.
Несколькими днями раньше депутаты Госдумы РФ внесли поправки в тринадцать действующих законов и кодексов, подведя, таким образом, черту под созданием новой правовой базы для проведения всех последующих выборов в стране. О новых "выборных правилах" в интервью корреспонденту ИИ "NewsProm.ru" рассказал председатель избирательной комиссии Тюменской области Игорь Халин.
- На недавней встрече с главами избирательных комиссий субъектов РФ председатель Центризбиркома Александр Вешняков отметил, что никаких коренных изменений в федеральный закон "О выборах" в ближайшее время больше внесено не будет. Депутатам лишь предстоит "отшлифовать" некоторые его положения и довести до совершенства ряд пунктов.
Это, безусловно, "играет на руку" всем тем, кто задействован в выборных кампаниях. Ведь раньше практически к каждым новым выборам мы подходили с новым федеральным законодательством. Это усложняло деятельность избирательных комиссий – нам приходилось вновь обучать людей, объясняя им новые правила и особенности, по-новому приходилось формировать участковые избирательные комиссии и т.д. Кроме того, это усложняло деятельность других органов, задействованных в подготовке и организации выборов.
- То есть с внесением изменений в выборное законодательство в стране покончили?
- Госдума приняла закон, инициированный президентом России Владимиром Путиным и вносящий изменения в избирательное законодательство. Были внесены поправки в 13 действующих законов и кодексов. Сейчас пакет этих законодательных актов одобрил Совет Федерации. Теперь этот закон должен подписать президент.
-Каково основное новшество измененного законодательства?
- Разумеется, новшество этого закона – установление единой даты голосования. C 2006 года выборы в России будут проводиться одновременно на всей территории России. Для этого устанавливается только два дня – второе воскресенье марта (в этот день пройдут все основные, плановые выборы) и второе воскресенье октября (это день будет скорее резервным, форс-мажорным).
В случае, если тот или иной орган власти досрочно складывает свои полномочия, дата выборов назначается дополнительно исходя из сроков, местных особенностей и прочих нюансов.
Выборы депутатов Госдумы РФ по-прежнему регламентируются федеральным законом "О выборах депутатов Госдумы ФС РФ". Здесь дата голосования назначается на первое воскресенье месяца после истечения срока полномочий российского парламента. Следовательно, ближайшие выборы в Государственную думу состоятся 2 декабря 2007 года.
Согласно измененному законодательству, на выборах в Госдуму будут конкурировать лишь партийные списки - депутаты-одномандатники баллотироваться теперь не будут вообще.
Как будет сформирована дума субъекта РФ - предстоит определить самому субъекту. К примеру, в Санкт-Петербурге и в Калмыкии ввели полностью пропорциональную систему формирования парламента. Хотя в большинстве субъектов, безусловно, сохраняется смешанная система формирования законодательного органа - часть депутатов от одномандатных округов, часть - по партийным спискам. По такому же пути пошли и на Ямале, где выборы по смешанной системе уже состоялись, и в Тюменской области, и в ХМАО.
Кстати, Тюменская областная дума уже дважды вносили изменения в Устав. Сначала решили, что в следующем созыве должно быть 52 депутата – 26 одномандатников и 26 депутатов, прошедшим по партийным спискам, сейчас решено, что их будет 32 – 16 и 16 соответственно.
- Как будут формироваться законодательные органы в муниципальных образованиях?
- Согласно новому закону о выборах, на уровне муниципалитетов можно использовать любую систему формирования законодательного органа – пропорциональную, мажоритарную или смешанную. И сейчас уже есть примеры, когда выборы по партийным спискам идут и на уровне местного самоуправления в ряде субъектов РФ.
Вообще к 2005-му году подошли очень аккуратно - все изменения вступят в силу лишь со следующего года, это касается, и правила о едином дне голосования. В этом году пока еще ничего не изменится. В стране идет реформа местного самоуправления, и в подавляющем большинстве субъектов РФ в сентябре и октябре пройдут выборы депутатов представительных органов местного самоуправления. Поэтому менять что-либо в этом году бессмысленно.
К примеру, у нас на территории юга Тюменской области 23 октября пройдут выборы в 269 представительных органов муниципальных образований.
В новом выборном законодательстве прописано также, что избиратель получает на руки не более четырех бюллетеней. Не должна повториться ситуация, которая имела место в Алтайском крае, когда люди получили по восемь бюллетеней на руки.
- Каким образом будет осуществляться финансовый контроль политических партий?
- На избирательные комиссии субъектов РФ и на ЦИК возлагается финансовый контроль денежных средств и имущества политических партий или их региональных отделений. Причем, этот контроль должен осуществляться не только во время выборных кампаний, но и во время всего периода деятельности партии. После того, как закон вступит в силу, политические партии обязаны будут предоставлять нам источники, за счет которых они финансируются, и информацию о тех людях, которые жертвуют им свои средства, предъявляя при этом все соответствующие документы.
По сути, избирательные комиссии будут выступать в качестве контролирующих органов. Это важное и сложное полномочие, которое потребует и перераспределения сил, и закрепления конкретных специалистов. Нам нужно будет выработать методику этого финансового контроля, найти общий язык с политическими партиями. Это очень ответственная задача, требующая дополнительных ресурсов и методических решений.
Согласно новому избирательному законодательству, вводится административная ответственность за не предоставление финансовых отчетов кандидатов. Каждый кандидат должен предоставить в избирательную комиссию первоначальный финансовый отчет, несколько промежуточных отчетов и итоговый балансовый документ. Раньше было сложно получить такой итоговый финансовый отчет с проигравшего кандидата - он мог не сдавать его в течение трех-четырех месяцев. Сейчас воздействовать на него будет проще.
В новом проекте федерального закона есть положение о так называемом заградительном пункте. Если какая-то политическая партия не набрала 5%, то, соответственно, она не проходит и не попадает в представительный орган. По новому законодательству, эта партия должна возместить тому или иному СМИ расходы по бесплатному предоставлению телеэфира или газетной площади. На выборах в региональные парламенты, этот заградительный пункт не должен быть больше 7%.
Без изменений в новом законе остались пункты по предвыборной агитации, по требованию к оформлению избирательных участков. По снятию кандидатур тоже ничего не изменилось.
- Появятся ли у кандидатов "заместители"?
- Было довольно интересным предложение ввести такой институт "заместителей кандидата". То есть кандидат идет на выборы не сам по себе, а со своим заместителем. И если первый снимает свою кандидатуру в силу разных обстоятельств (заболел, умер, уехал или передумал баллотироваться) – то автоматически на его место встает его заместитель. Такому заместителю уже не надо подавать документы, не надо регистрироваться, и проходить весь этот длинный путь. Однако, в ходе обсуждения от этой идеи категорически отказались, поскольку она напоминает некую профанацию – позиционируется один кандидат, а потом появляется совершенно другой, с которым избиратели практически не знакомы.
- Не будет ли исключена из бюллетеня графа "против всех"?
- Было решено, что графа "против всех" сохраняется на федеральных выборах, а на региональном уровне судьбу этого пункта будет решать дума субъекта федерации. Вообще к этому моменту нужно относиться очень осторожно. Ведь графа "против всех" - это некая лакмусовая бумажка, при помощи которой можно выяснить, что избиратель не поленился и пришел на участок и получил бюллетень, однако не один из кандидатов и не одна из политических партий его не устраивает. Именно поэтому он проголосовал против всех. Кстати, на выборах мэра Барнаула все произошло именно так – избиратели сознательно голосовали против всех, поскольку ни один из кандидатов их не устраивал. Вот такая объективная картина получилась.
Поэтому я считаю, что надо не торопиться, надо все проанализировать и подумать, и лишь потом принимать решение – оставлять эту графу или убирать ее. Нельзя также не принимать во внимание то, что люди уже привыкли к определенной форме бюллетеней – есть позиции по кандидатам, есть позиции "против всех". Хотя, к примеру, в Казахстане на выборах вообще нет графы против всех. Там люди либо отдают свой голос кому-либо из кандидатов, либо не приходят на выборы вообще.
- Изменился ли перечень оснований, по которым кандидату могут отказать в регистрации или снять его с дистанции?
- Перечень оснований для предупреждения кандидатов и партий, по которому можно либо отказывать в регистрации, либо снимать с регистрации, пока не расширился. Руководители избирательных комиссий на местах уже давно предлагают вернуть предупреждения. Допустим, если кандидата предупредили два раза, то избирком на третий раз может обращаться в суд для того, чтобы его сняли с регистрации вообще. Специалисты ЦИКа нашу идею не поддержали, заметив, что понимают нас, но на встречу пойти не могут.
Хотя предупреждение само по себе не так безобидно - все это публикуется в СМИ, и кандидаты к этому относятся очень настороженно, потому что понимают, что потом этот негатив будет, безусловно, обнародован и ничего положительного к их имиджу он не добавит.
Кроме того, согласно новому закону кандидату или партии теперь необязательно участвовать в публичных теледебатах. Это время может быть использовано для других форм агитации, в том числе и при помощи СМИ. Теперь партия сама определяет – какую-то форму использовать.
- Изменится ли в новом законе роль политических партий?
- Роль политических партий значительно возрастает. В десять раз будет увеличено государственное финансирование тех партий, которые победят на выборах и пройдут в Государственную думу. Если по спискам в Госдуму прошли четыре партии – они получают государственное финансирование в зависимости от количества голосов избирателей, который "набрал" тот или иной список. Такие изменения будут введены с 1 января 2006 года.
- Как в новом законе будет регламентировано электронное голосование?
- При проведении выборов, на территории того или иного субъекта можно теперь использовать так называемые комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы). Они могут быть использованы на избирательных участках, количество которых не превышает одного процента от количества всех избирательных участков.
После введения этой инициативы разные "доброжелатели" начали говорить, что ЦИК делает все для того, чтобы избирательным комиссиям субъектов РФ хотят предоставить какую-нибудь лазейку, о том, что это электронное голосование будет использоваться для фальсификации результатов.
Вешняков утверждает, что это здесь четко ограничен процент таких избирательных участков – не более 1%, который, по большому счету, ничего не решает, и поэтому возможности электронного голосования будут использоваться и дальше.
- Игорь Николаевич, недавно Вы приняли участие во Всероссийском совещании руководителей избирательных комиссий субъектов РФ. Какие основные моменты там обсуждались?
- Помимо обсуждения нового избирательного законодательства на совещании шла речь о составлении единого регистра избирателей Российской Федерации. Александр Вешняков поставил нам задачу - до 1 декабря нынешнего года ввести всю информацию об избирателях на территории субъектов, включая их паспортные данные, в систему "ГАС-Выборы". Со временем из этих данных будет сформирован реестр населения России. Информация по каждому гражданину РФ будет находиться в электронной базе данных. Помимо традиционных паспортных данных в эту базу нужно будет ввести код органа, который выдал паспорт, дату выдачи, а также ряд других персональных позиций. И в этом направлении нам тоже предстоит вести серьезную работу. Сейчас у нас есть такая информация примерно по 70% граждан, и до 1 декабря мы должны ее завершить.
Кроме того, на совещании с главами избирательных комиссий была поставлена задача – повысить эффективность работы государственной автоматизированной системы "Выборы". Предполагается, что для этого необходимо использовать более совершенное программное обеспечение. Это ускорит процесс подведения итогов выборов. Председатель ЦИК Александр Вешняков отметил, что одним из факторов, которые провоцируют так называемое "цветные революции", является как раз либо несвоевременное подведение итогов выборов, либо несвоевременное доведение их до сведения избирателей.
- Как будут проходить выборы в органы местного самоуправления?
- Нам в Тюменской области предстоит серьезно поработать - здесь 269 вновь созданных муниципальных образований, соответственно, везде должны быть сформированы представительные органы - думы сельских поселений. В каждую из них должно войти не менее семи депутатов. В связи с этим на избирательную комиссию ложится большая нагрузка – обучить работников участковых и территориальных комиссий, подготовить методическую базу. Тем не менее, к 1 ноября 2005 года сельские думы у нас будут сформированы.
Беседовала Анна Менделеева
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru