Менеджер по продажам - профессия, которая традиционно входит в тройку лидеров рейтингов востребованности на рынке труда. Причем не только в Тюмени, но и по России в целом. Доля запросов работодателей областного центра на поиск специалистов по продажам, по статистике HeadHunter, достигает 38%. Это самый стабильный и почти всегда растущий сегмент рынка труда в части спроса на кадры, поясняют специалисты.
Как сообщили ИИ "NewsProm.Ru" в агентстве, с начала прошлого года на рынке труда Тюмени наблюдается устойчивый рост спроса на работников в сфере продаж. Так, в первом квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года работодателями города было размещено на 69% вакансий больше. Вообще положительная динамика наблюдалась в течение всего года, за исключением декабря, когда и соискатели и работодатели традиционно снижают активность до окончания новогодних каникул. Максимальное значение количества вакансий в сфере продаж прошлого года было зафиксировано в августе. В этом году лидером по входу новых вакансий в базу данных пока остается февраль. Компании Тюмени продолжают активно набирать персонал и эксперты полагают, что к концу текущего года количество вакансий увеличится еще примерно на 15-20%.
Что касается соискателей, то на фоне возрастающего интереса работодателей их активность менее заметна. Безусловно, количество резюме соискателей в области «Продажи» увеличивается, но темпы роста гораздо ниже, нежели рост числа вакансий в этой сфере.
Так, по данным HeadHunter, hh.индекс, показывающий отношение количества резюме к количеству вакансий, в апреле составил всего 0,6. Это значит, что на десять вакансий работодателей Тюмени приходится всего шесть резюме кандидатов. В связи с этим все чаще и чаще в отделах продаж местных компаний слышны разговоры о кадровом голоде.
«Менеджеры по продажам уже очень давно являются одной из самых популярных профессий на рынке труда Тюмени, - комментирует Анна Хвостова, директор Уральского филиала HeadHunter. – Специалисты в этой сфере будут востребованы всегда. Почему? Во-первых, потому что прибыль любой компании напрямую зависит от сбыта продукции, а этим в большинстве компаний занимаются именно менеджеры по продажам. Вторая причина - на должность продажника обычно набирают большое количество специалистов. В компании может быть один директор, один бухгалтер, но продавцов обычно много. При этом среди менеджеров по продажам часто наблюдается высокая текучесть кадров. Именно поэтому спрос хороших специалистов в этой области стабильно высок».
В начале 2012 года в сфере «Продажи» наибольшим спросом у работодателей Тюмени пользовались специалисты в области оптовой торговли. Почти каждая десятая вакансия была посвящена поиску именно этих специалистов. Второе место по востребованности делят между собой специалисты по управлению продажами и работников, специализирующихся на прямых продажах: у них по 8% от общего числа вакансий, размещенных на сайте tyumen.hh.ru. Третью позицию в рейтинге занимают специалисты в области FMCG (продажа товаров повседневного спроса): на их долю приходится 7% от общего числа запросов работодателей Тюмени. На четвертом месте в ТОПе - специалисты сферы торговли продуктами питания, а также те, кто работает в розничной торговле, и торговые представители (по 6% от общего числа вакансий), на пятом месте: менеджеры по работе с клиентами (5%), на шестом - дистрибьюторы и менеджеры, работающие в сфере строительных материалов (по 4%).
Обзор подготовлен компанией HeadHunter на основе размещенных на сайте hh.ru вакансий компаний-работодателей и резюме соискателей из Тюмени. Специалисты компании HeadHunter регулярно проводят исследования различных сегментов рынка труда по базе резюме и вакансий сайта hh.ru. Большой объем информации, содержащийся в базе, позволяет получать репрезентативные данные. На сегодняшний день на сайте HeadHunter содержится более 7,7 млн. резюме соискателей и свыше 180 тыс. вакансий.
Эксперты полагают, что основной причиной увеличения спроса на sales-менеджеров является развитие рынка и экономики в целом. Сегодня многие производственные предприятия открывают свои торговые дома и продвигают собственные бренды самостоятельно. Выгоднее делать это с помощью хороших специалистов в области продаж, которые будут и непосредственно продавать продукт, и разъяснять его преимущества покупателям, и наращивать клиентскую базу, и даже анализировать успехи конкурентов. Не удивительно, что требования к менеджерам по продажам становятся все жестче, а людей, соответствующих им, все меньше. При этом компании Тюмени, чтобы заполучить хороших специалистов, готовы и переманивать успешных «продажников» и выращивать собственных.
По данным HeadHunter, портрет среднестатистического соискателя на должность «менеджер по продажам» в Тюмени выглядит следующим образом: специалист в возрасте от 26 до 35 лет с высшим или незаконченным высшим образованием; чаще всего с небольшим опытом работы (от 1 года до 3 лет); владеет английским языком на базовом уровне. Наиболее распространенные самохарактеристики: стрессоустойчивость, коммуникабельность, грамотная речь, нацеленность на результат.
Если говорить о зарплатах специалистов в сфере продаж, то, в первую очередь, следует отметить, что уровень оплаты труда продажника зависит от отраслевой специфики. Исходя из этого, доходы менеджеров с узкой специализацией, например, фармацевтического или ИТ-направления, могут быть на 20-25% выше, чем в среднем по рынку.
Средний уровень оплаты труда менеджера по продажам на рынке труда Тюмени в период с января по апрель 2012 года составляет 32 тыс. рублей. Уровень зарплатных ожиданий кандидатов в среднем составляет 35 - 40 тыс. рублей.
Из ТОПа наиболее востребованных специалистов в сфере продаж наибольшее вознаграждение на рынке труда Тюмени предлагают специалистам в области управления продажами. Так, среднее предложение работодателей для этой категории сотрудников составляет около 40 тыс. руб. в месяц. Чуть меньший уровень зарплаты компании нашего предлагают sales-менеджерам в области дистрибуции. Высокие зарплаты также у профессионалов в оптовой торговле, продуктах питания и продажах строительного материала.
«В последнее время работодатели все чаще предпочитают не указывать в описании вакансии предложение по заработной плате, мотивируя это тем, что конечная цифра определяется по результатам собеседования. Эта тенденция возникла в период кризиса, и сохранилась до сих пор, - комментирует Анна Хвостова, директор Уральского филиала HeadHunter. – Для сравнения, в Европе почти 90% работодателей публикуют данные о зарплате в описании вакансии, у нас же это делают порядка 50% работодателей».
Специалисты отмечают, что в Тюмени ожидания кандидатов как правило совпадают с размером оплаты труда, которую готовы предложить работодатели. Либо имеется небольшой разрыв (до 5 тысяч рублей) - в пользу ожиданий.
"Вероятнее всего, в течение 2012 года общее повышение заработных плат в профессиональной сфере «Продажи» будет незначительным и не превысит 8%, то есть рост сохранится на уровне инфляции", - делают вывод эксперты агентства.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru