Цены на бензин: между молотом и наковальней

17:52 04 мая 2005

Федеральная антимонопольная служба России с подачи правительства собирается проверить обоснованность роста цен на бензин в последний месяц. Как полагают представители ФАС, ссылка нефтяных компаний на сезонность - лишь прикрытие монопольных картельных сговоров крупных нефтяных операторов. В свою очередь, компании заявляют, что сверхдоходов не получают, что нефтяной рынок менее монополизирован, чем принято считать в антимонопольном ведомстве, а повышение стоимости нефтепродуктов объясняется объективными причинами, среди которых посевная и увеличение автомобилей на городских улицах после зимней "спячки", - далеко не главные.

Справедливости ради следует отметить, что в росте цен на топливо есть "вина" и самих автомобилистов. По данным крупнейших мировых автопроизводителей, за первый квартал 2005 года совокупный объем продаж новых иномарок в России увеличился на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Следует полагать, что растущие доходы населения и увеличивающийся парк российских автомобилей в ближайшие годы повлияет на то, что спрос на бензин будет превышать предложение. Свои коррективы вносит и набирающая обороты мировая экономика, требующая все больше и больше углеводородного сырья.

Так или иначе, но ФАС направила запрос в крупнейшие нефтяные холдинги о предоставлении информации по объемам добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов, стоимости и объемам сырья, поставляемого компаниями на НПЗ, уровне отпускных цен на НПЗ и сбытовых предприятиях, а также о розничных ценах на АЗС и количестве станций в каждом из регионов.

Интерес к бензиновой проблеме подогревает и российская пресса, которая пестрит совершенно противоположными точками зрения. Эксперты разного уровня и профиля не перестают делать прогнозы. Однако понять, действительно ли удорожание топлива происходит по объективным причинам или нефтяники наживаются на потребителе, довольно сложно. По крайней мере, каждая из заинтересованных сторон преследует свои цели. При этом нефтяные "короли" оказались в ситуации между молотом и наковальней.

Точка зрения независимых трейдеров: картельный
сговор


По итогам 2004 года стоимость бензина выросла на 31,3%, что почти в два раза превысило темпы роста бензоцен в 2003 году. К решению проблемы решил подключиться Владимир Путин, и 9 декабря прошлого года он встретился с президентом НК "ЛУКОЙЛ" Вагитом Аликперовым. Итогом переговоров стало 5% снижение розничных цен на бензин и дизельное топливо во всех регионах. В Тюменской области практически одновременно с "ЛУКОЙЛом" цены на АЗС снизила компания "Сибнефть-Тюменьнефтепродукт". Почин крупнейших игроков бензинового рынка поддержали и независимые операторы, входящие в Тюменский топливный союз.

Стабилизировавшиеся в зимний период цены поползли вверх в начале апреля и к концу месяца составили в Тюмени и области 14, 40 рублей за литр АИ-92, 15, 40 рублей - АИ-95, 12, 50 рублей - АИ-76. Решающим фактором повышения стоимости топлива эксперты называют начавшийся еще в январе рост оптовых цен, который зависит от общерыночных тенденций. Становится очевидным, что нефтяные трейдеры не могут долго сдерживать растущий ценовой разрыв. По некоторым данным он составляет до 40%. И если крупные нефтяные компании еще могут себе позволить компенсировать низкие розничные цены внутри страны за счет продажи нефти на мировых рынках, то независимые операторы несут убытки.

Как раз в их интересах, чтобы цены росли и росли постоянно.
Как следствие, частные владельцы АЗС от имени Российского Топливного Союза обратились в антимонопольную службу с просьбой "проанализировать действия НК "ЛУКОЙЛ" в области проводимой ценовой политики на нефтепродукты на предмет их соответствия антимонопольному законодательству и при наличии достаточных оснований принять соответствующие правовые меры по их пресечению".

Частники опасаются, что нефтяной гигант намеренно зафиксировал цены с целью вытеснить независимых операторов и монополизировать рынок. Но что еще хуже, они обвиняют компанию в "создании в общественном мнении имиджа защитника экономических интересов населения в условиях продолжающегося объективного роста цен в системе нефтепродуктообеспечения ряда регионов России".

На данный момент "ЛУКОЙЛ" оказался в весьма щекотливой, если не сказать абсурдной, ситуации. Получается, антимонопольщики должны вести в отношении компании сразу два взаимоисключающих расследования. Хотя, как пишет Антон Лакшинский, по действующему законодательству "крупная компания, действительно, может снизить свои – как оптовые, так и розничные – цены для внутреннего рынка ниже себестоимости исходного продукта. Получая основные прибыли, от экспортных поставок топлива, компания может дотировать отечественного потребителя. Может – но не имеет права по закону (антимонопольному), поскольку это и было бы истинным демпингом, направленным на вытеснение с рынка конкурентов". Следуя логике представителей РТС, стоит признать, что встреча Владимира Путина и Вагита Аликперова не что иное, как картельный сговор.

Точка зрения правительства: социальная составляющая

Правительство РФ оказалось в нелегком положении. С одной стороны, для снятия социального напряжения в обществе, необходимо сдерживать рост цен на бензин. В то же время, для решения все тех же социальных задач в свете послания президента министрам потребуются дополнительные средства. Их источник известен - стабилизационный фонд, который пополняется за счет нефтедолларов. В этом году он вырастет более чем в два раза и составит 1,4 трлн. рублей.

По прогнозам экспертов, в ближайшие годы расходы в стране будут расти быстрее доходов. Владимир Путин недвусмысленно намекнул государевым людям, что финансовая политика должна стать одним из стимулов к повышению доступности и качества социальных услуг, увеличению заработной платы в бюджетной сфере, росту благосостояния граждан.

Между тем, остаются незавершенными пенсионная реформа и реализация ФЗ-122 "О монетизации льгот". По словам главы Пенсионного фонда России Геннадия Батанова, в следующем году ПФР потеряет 157 миллиардов рублей. На то, чтобы закрыть эту дыру, фонд потратит свой резерв в размере 82,9 миллиарда рублей. Еще 74,7 миллиарда рублей внесет правительство, изъяв их из стабилизационного фонда, в который поступают сверхдоходы от высоких цен на нефть.

Как отметил депутат Государственной думы РФ от Тюменской области Геннадий Райков, правительство абсолютно не просчитало и то, в какие суммы выльется замена льгот денежными выплатами и сможет ли бюджет страны выдержать это сегодня.

"В бюджет 2005 года на эти цели было заложено 260 млрд. рублей, а когда начали выплачивать деньги, оказалось, что на льготные выплаты необходимо 800 млрд. руб. То есть, пока необходимого количества денег в бюджете не будет, реально выполнить закон невозможно. Где будет правительство изыскивать недостающие 500 млрд. рублей - не понятно", - признался Райков в интервью интернет-изданию "NewsProm.Ru".

Скорее всего, по мнению депутата, правительство опять выручит стабилизационный фонд, который превышает сегодня 700 млрд. рублей. Но ситуация может поменяться кардинальным образом, если цены на нефть поползут вниз.

Данное мнение подтверждается в выступлении министра финансов РФ Алексея Кудрина при рассмотрении проекта бюджета на 2005 год в Совете Федерации. Цены на бензин, "безусловно, связаны с тем, что наш рынок открыт, и, для сдерживания роста цен на бензин, надо закрыть границу и перестать экспортировать нефть в таких объемах. Тогда мы получим превышение предложения над спросом на внутреннем рынке, и цена упадет", - отметил глава Минфина.

Однако, по его словам, в результате сократятся и доходы компаний, работающих на этом рынке, и страны в целом. Поэтому, констатировал Кудрин, существенно сокращать экспорт нефти Россия не может. Таким образом, сказал министр, "все равно цена (бензина) на внутреннем рынке будет идти за мировой".

Точка зрения экономическая: 1,5 плюс 15 плюс 30

Сомнений не остается - бензин будет дорожать и дальше. Речь в данном случае идет только о том, чтобы замедлить темпы роста и выработать соответствующие механизмы регулирования цен.

Чиновники предлагали множество способов борьбы с ценами на топливо. К примеру, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев вообще призывал заняться госрегулированием цен. Также неоднократно говорилось о создании биржи нефти и нефтепродуктов или госрезерва для осуществления интервенций на рынок во время ценового пика. Но по разным причинам эти идеи пока так и не осуществлены.

При этом еще несколько месяцев назад глава Минпромэнерго Виктор Христенко отмечал, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) "привязан" к ценам на нефть на мировом рынке. Таким образом, сырье внутри страны дорожает вслед за нефтью, продающейся на западных торговых площадках. Как следствие, увеличивается цена нефтепродуктов. Но до сих пор власти не смогли разработать альтернативный вариант формирования НДПИ.

Увеличение средневзвешенной цены нефтепродуктов в России
(без НДС) в 1 квартале 2005 г. по сравнению с 2004 г. составило 46,8 долл. за тонну или 19% от цены 2004 г., причем в структуру изменения цены основной вклад вносит увеличение: НДПИ - 14,1 долл. за тонну или 30% от увеличения средневзвешенной цены; акцизов – 7,1 долл. за тонну или 15%; налога на прибыль – 0,7 долл. за тонну или 1,5%. При этом стоимость транспортировки составляет 0,8 долл. за тонну или 1,7%; стоимость добычи и приобретения нефти (без НДПИ) – 7,8 долл. за тонну или 16,7%. Таким образом, вклад налоговой составляющей в структуру изменения цены равен 46,5%.

Исторически величина налоговой составляющей в цене нефтепродуктов традиционно велика. По расчетам экспертов НИКОЙЛа, в 2000 году 20% в структуре цены бензина составлял НДС, 17,7% - акциз, 16,6% - налог на реализацию горюче-смазочных материалов, 5% - налог с продаж.

Остающиеся 40,7% - это производственные и транспортные затраты, прибыль НПЗ и АЗС. Однако и в этой доле содержалось множество налогов - акцизы на сырую нефть, социальные платежи, налоги с оборота и пр.

В настоящее время примерная структура налоговой составляющей цены нефтепродуктов без учета НДС выглядит следующим образом: НДПИ – 17%, акцизы – 13%, налог на прибыль - 7%. В итоге - 37%.

Кроме того, в структуру цены включаются: стоимость добычи и приобретения нефти (без НДПИ) - 15%, транспортировка – 3%, коммерческие расходы – 10%. Следует учитывать, что в данных расходах также заложены налоги сервисных и транспортных компаний, тарифы естественных монополий. С учетом НДС налоговая составляющая цены нефтепродуктов приближается к 50%.

Существенная роль налоговой составляющей в цене нефтепродуктов отмечена и в письме главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева премьеру Михаилу Фрадкову в октябре 2004 года. В сложившейся ситуации государство изменило схему налогообложения нефтепродуктов, снизив НДС на 2% и подняв акциз на 12%. Теперь в отпускной цене бензинов НДС и акцизы составляют более 40%.

Зависимость стоимости нефтепродуктов в России от цен мирового рынка подтверждается экспертами. Так, исполнительный директор Российского топливного союза Г. Сергиенко считает, "что сама налоговая система, которая привязана к мировым ценам на нефть, провоцирует повышение внутренних расценок вслед за мировыми. Вопрос, по мнению независимых экспертов, стоит так: готово ли государство поступиться частью своих доходов, которые оно собирает с нефтяников, с тем, чтобы стабилизировать цену на бензин? Ведь достаточно ограничить экспорт нефти, и сырья в стране останется больше, а значит, и бензин может подешеветь. Но тогда государство недополучит значительную часть средств в бюджет от непроданной нефти".

Как уже отмечалось, в России налоговая составляющая в цене нефтепродуктов составляет не менее 50%, по данным Сергиенко, в стоимости бензина в России налоги составляют 50-60%, США – порядка 30-40%, а Европе - 70-80%.

Между тем, в мировом рейтинге бензиновых цен за 2004 год Россия занимала 123-е место. Данный рейтинг был составлен компанией "РосБизнесКонсалтинг" на основе учета усредненных цен на топливо в 141-й стране мира. Усредненная цена определена в 0,85 доллара за литр.

А что же дальше?

На пресс-конференции по итогам визита в Нижегородскую область 26 апреля президент НК "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов заявил, что рост цен на бензин в России в этом году будет соответствовать темпам инфляции. По его словам, никакого сговора нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний нет. "Конкурентная среда в области переработки нефти в России создана, мы можем в цифрах доказать систему ценообразования", - подчеркнул глава компании.

В то же время вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в интервью радиостанции "Эхо Москвы" отметил, что по данным РТС и Госкомстата за последние пять лет рост инфляции опередил повышение бензиновых цен на 12,7%. "В последний год, конечно, рост цен был слишком высокий. Нынешнему правительству просто повезло, что на мировом нефтяном рынке сложилась чрезвычайно выгодная обстановка. Поэтому правительству выгодно иметь очень высокий экспорт, а как только появляется отток нефти на внешний рынок, естественно, на внутреннем рынке цены тоже растут. И найти компромисс - задача правительства", - резюмировал Евгений Аркуша.

Пока же кабинет министров собирается ввести с 1 июня новые экспортные пошлины. Они составят 130 долларов за тонну. Напомним, что 1 апреля пошлины уже повышались, и это не дало никакого эффекта. Одновременно с этим ради сдерживания цен на топливо Минфин отказался от идеи индексировать акцизы на нефтепродукты в 2006 году.

Становится очевидным, что цены на топливо в России могут снизиться только в случае, если государство будет вести постоянный диалог с нефтяниками о величине акцизов на нефтепродукты, и о снижении налоговых ставок для нефтяных компаний.

Игорь Филатов

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024