Закон о такси: в Тюмени изменилась только стоимость проезда

10:50 02 сентября 2011

В Тюмени выросли цены на услуги такси. Если всего месяц назад минимальная стоимость проезда по городу составляла 100 рублей, то сейчас такса начинает расти со 130-150 рублей. В фирмах объясняют это просто: с 1 сентября в силу вступил 69-ый федеральный закон, известный также, как закон о такси. Якобы теперь, чтобы заниматься частным извозом, нужно утрясти немало формальностей и потратить много денег, поэтому и тарифы растут. Некоторые подняли цены заранее - еще в конце августа.

Впрочем, кроме оплаты за проезд, как выяснилось, никаких изменений в работе тюменского такси пока не произошло. Дело в том, что федеральный закон без принятого в регионе закона-близнеца, по сути, не действует. Но обо всем по порядку.

Новый ФЗ вводит ряд обязательных требований, без которых перевозка людей считается нелегальной. Так, теперь перевозить людей и багаж за деньги можно только по специальным разрешениям. Такси должно иметь оранжевый опознавательный фонарь на крыше, «шашечки» и таксометр, а также проходить гостехосмотр каждые 6 месяцев.

Кроме того, у таксиста должен быть стаж работы водителем не менее 3 лет или общий водительский стаж не менее 5 лет. Транспортные средства обязательно проходят контроль техсостояния перед выездом на линию, а водители - предрейсовый медосмотр. Со временем местные власти могут обязать перевозчиков перекрасить машины в единый цвет.

Как отметил в беседе с корреспондентом ИИ «NewsProm.Ru» директор одной из таксомоторных фирм областной столицы «Тюменское такси» Сергей Чикинда, солидные фирмы и рады были бы исполнить предписания закона, да разрешения в Тюмени еще не выдают.

«Сначала говорили, что разрешения будут выдавать до 1 сентября, потом – до нового года. Я сам лично узнавал в транспортной инспекции насчет разрешений – там ничего не знают», - отметил Сергей Чикинда.

В Главном управлении строительства и ЖКХ Тюменской области - а именно это ведомство, как ни странно, курирует вопрос, - корреспонденту ИИ «NewsProm.Ru» пояснили, что разрешения таксистам будут выдавать муниципалитеты. Однако, пока не будет принят соответствующий региональный закон, на практике это работать не будет.

«Сейчас идет переходный период, который продлится до конца года. Вообще изменения в пассажирском извозе такси будут вводиться поэтапно. До 1 января 2012 года должен быть принят закон субъектом РФ и начаться выдача разрешений. Скорее всего, уже в рамках осенней сессии Тюменской облдумы этот вопрос будет рассмотрен. После Нового года водители, не имеющие разрешений, будут штрафоваться, - рассказала пресс-секретарь ГУСа Ольга Крюкова. - Далее планируется введение личных карточек для водителей, где будут указаны Ф.И.О., номер разрешения, название организации. С 1 января 2015 года регионы смогут устанавливать максимальное количество такси. Оно не должно быть меньше числа разрешений, действующих по состоянию на 1 июля 2014 года».

Напомним, еще в мае в Тюмени прошел круглый стол с участием представителей такси, на котором обсуждался новый закон. Как сообщила корреспонденту ИИ «NewsProm.Ru» начальник отдела по защите прав потребителей управления по товарному рынку и услугам администрации Тюмени Оксана Речкина, у всех фирм, осуществляющих перевозку пассажиров на легковых автомобилях, должно быть специальное разрешение на каждое транспортное средство.

«Это разрешение выдается уполномоченным органом на срок не менее 5 лет. При этом автомобиль должен находиться в собственности или в лизинге у юридического лица или индивидуального предпринимателя. В разрешении указывается наименование органа, выдавшего документ, его местонахождение, фамилия предпринимателя, марка и регистрационный номер автомобиля, срок действия и номер разрешения, дата выдачи. Перевозка пассажиров без данного разрешения, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тысяч рублей», - пояснила Оксана Речкина.

Между тем многие игроки тюменского рынка такси вообще не знают о новых требованиях, которые их непосредственно касаются. Директор ООО «Минутка» Павел Матвеев на прямой вопрос корреспондента ИИ «NewsProm.Ru» о новом законе лишь развел руками: «Я ничего не знаю об этом законе. Может вы мне о нем расскажете?»

К слову, на данный момент в Тюмени официально зарегистрировано порядка 40 юридических организаций, занимающихся пассажирскими перевозками на легковом транспорте. Многие из них имеют большую сеть мелких фирм и фирмочек, поэтому количество такси в Тюмени уже давно перевалило за две сотни. При этом, большая их часть – это не таксомоторные фирмы, а диспетчерские службы, которые принимают заказы у населения и передают их частным водителям.

«Как правило, операторы, которые сидят на телефонах, фактически никакого юридического отношения к водителям не имеют. А водители в свою очередь, как правило, не являются частными предпринимателями, а значит, тоже не несут никакой ответственности. Ведь на частное лицо закон о защите прав потребителей не распространяется. И новый закон как раз и призван упорядочить рынок такси, поднять качество обслуживания и безопасность людей», - подчеркнула специалист Оксана Речкина.

Однако, пока о росте качества обслуживания городских такси говорить сложно. Прикрываясь законом, фирмы лишь подняли цены. По словам Оксаны Речкиной, скорее всего, такси сделали это с дальним прицелом: в перспективе им все равно придется приобретать разрешения, переоборудовать автомобили, брать машины в лизинг или покупать и т.д.

«Пока идет переходный период, владельцы фирм просто хотят подзаработать. Они же понимают, что рано или поздно закон начнет действовать, и многие этот бизнес не потянут», - подчеркнула специалист.

А вот директор «Тюменского такси» Сергей Чикинда уверен: если на муниципальном уровне не будет осуществляться жесткий контроль, закон о такси работать не будет.

«Если его внимательно почитать, там есть очень много лазеек, позволяющих его не исполнять. Закон очень «дырявый». По сути, это не новый, а дополненный закон от 1987 года. И, скорее всего, нелегальные фирмы как работают у нас, так и будут работать. Если местное самоуправление не будет предпринимать никаких движений, чтобы закон, действительно, исполнялся, то, конечно, толку никакого не будет. Если честно, я тоже сначала думал, что 1 сентября на улицы Тюмени половина такси вообще не выедет. Но пришел этот день, а ничего не изменилось», - отметил владелец фирмы.

Кстати, по его словам, цены таксисты подняли вовсе не из-за закона - во всем виновата инфляция: дорожают автомобили, запчасти, бензин...

Возможно, это и так. Вот только цены на ГСМ поднимаются еще с весны, а такси подорожало лишь к осени. Не правда ли – странное совпадение?

Директор службы заказа такси «Нон-Стоп» Константин Стусов в беседе с корреспондентом ИИ «NewsProm.Ru» отметил, что цены на услуги такси будут и дальше расти.

«Процентов 50% водителей, занимающихся перевозкой людей, в этой сфере подрабатывают. И теперь, когда нужно будет получать специальное разрешение, кто-то не захочет этим заниматься, кому-то станет это невыгодно, ведь за разрешение нужно платить. Можно предположить, что многие из таких водителей уйдут с этого рынка, значит, такси станет меньше, а по законам рынка, когда спрос превышает предложение, начинает расти цена. Плюс такси придется ждать дольше», - подчеркнул Константин Стусов.

Согласно проекту постановления правительства Тюменской области, за выдачу и переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси нужно будет заплатить 1 тысячу рублей, столько же будет стоить выдача дубликата. Вряд ли такая сумма, уплаченная за документ, который будет действовать несколько лет, способна нанести серьезный удар по карманам таксистов. А те, кому хочется поднять стоимость проезда, долго поводов не ищут. Непогода, час пик, праздник, рост цен или новая правовая реальность - им нет особой разницы, на что ссылаться.

Юлия Давыдова, Валентина Перова

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024