После резкого роста тарифов на авиауслуги, притормозившей развитие отрасли, авиакомпании и региональные власти придумывают различные способы увеличения пассажиропотока и снижения стоимости билетов: от дотаций перевозок из бюджетов до приглашения сторонних авиакомпаний для ужесточения конкуренции между участниками рынка. Об особенностях работы перевозчиков в Тюменском регионе – в материале интернет-издания "NewsProm.Ru".
В среду национальный перевозчик "Аэрофлот" объявил сезон распродажи. В ходе акции "Зима. Цены тают", которая пройдет с 9 по 20 февраля, билеты по маршрутам Москва-Тюмень-Москва и Москва-Нижневартовск-Москва на рейсы в период с 28 марта по 4 июня можно купить по беспрецедентно низким тарифам – 1,9 тыс. рублей и 6,9 тыс. рублей соответственно. Впрочем, перевозчик оговаривает, что в эти суммы не включены различные сборы, в том числе топливный.
В "Аэрофлоте" сообщили корреспонденту интернет-издания "NewsProm.Ru", что из-за сборов стоимость билетов на тюменское и нижневартовское направление автоматически вырастет на 886 рублей.
А несколькими днями ранее авиакомпания UTair объявила о специальном предложении: перевозчик отменил топливную надбавку и снизил стоимость билетов на ряд рейсов из Тюмени и городов Ханты-Мансийского АО в среднем на треть. Эти деньги UTair компенсируются за счет программы "Сотрудничество" -- совместного проекта Тюменской области и автономных округов, направленных на совершенствование сообщения внутри региона.
Помимо дотаций авиаперевозок с севера на юг области, которые зачастую дороже рейсов в Москву, программа предусматривает строительство и реконструкцию автомобильных дорог: трассы Тюмень — Тобольск — Сургут — Новый Уренгой — Надым, а также ответвления в сторону Когалыма, Нижневартовска, Урая. Кроме того, в рамках программы предполагается усовершенствовать систему железнодорожного сообщения, в частности, закупить железнодорожные вагоны и фирменные поезда, а также улучшить междугороднее автобусное сообщение между городами Тюменской области.
Так, в 2005 в рамках реализации "Сотрудничества" на территории юга Тюменской области будет освоено 4,5 млрд. рублей, на Ямале — 2,6 млрд, а в Ханты-Мансийском округе — 6,1 млрд. рублей. Общий же бюджет общеобластной программы на срок до 2009 года – 62 млрд. рублей. И первые результаты сотрудничества регионов, входящих в состав Тюменской области, уже видны. Помимо UTair, в рамках соглашения с областными властями о выделении субсидий тарифы на внутриобластные перевозки снизили "Ямал" и "Когалымавиа".
Но вот на московском направлении тюменским перевозчикам крайне сложно конкурировать с постоянно демпингующим "Аэрофлотом". Например, сегодня линию Тюмень-Москва обслуживают четыре авиакомпании, выполнявшие до последнего момента 6 рейсов ежедневно во все столичные аэропорты.
Авиакомпания "Ямал", летавшая из Тюмени в Шереметьево-1, похоже, не выдержала соревнования с национальным перевозчиком, базирующимся в этом же аэропорту, и перевела тюменский рейс в Домодедово.
К распродаже билетов "Аэрофлота" по направлению Москва-Тюмень-Москва местные перевозчики отнеслись настороженно. Пресс-секретарь UTair Игорь Блинов говорит, что его компания "будет внимательно следить за ситуацией и в случае необходимости примет адекватные меры". Он не сообщает, что это за меры. Но если авиакомпания почувствует даже незначительный отток пассажиров, ей придется пересмотреть свою тарифную политику. И хотя UTair и установила спец-тариф на маршрут Тюмень-Москва-Тюмень в размере почти 6,8 тыс. рублей, до аэрофлотовских 2,8 тыс. рублей ей еще далеко.
Впрочем, эксперты отрасли отмечают, что в реальности подобными этой акциями могут воспользоваться лишь единицы пассажиров: как правило, на самый низкий тариф, вроде того, что "Аэрофлот" установил на Тюмень, авиакомпании выделяют не более пяти кресел. Но зато не успевшие занять одно из них в любом случае будут ассоциировать "Аэрофлот" с самыми дешевыми тарифами на линии и станут его клиентами – этого, очевидно, и добивается национальный перевозчик этим маркетинговым ходом.
Помимо работающих уже в регионе конкурентов, у тюменских перевозчиков в скором времени появятся новые. Директор департамента транспорта и связи Югорского правительства Владимир Журавлев заявил, что власти округа обратились с запросом в государственный антимонопольный комитет РФ об обосновании резкого повышения тарифов, предпринятого авиаперевозчиками. В частности, стоимость авиабилетов до Москвы в 2004 году авиакомпании увеличивали трижды. Например, сегодня билет на рейс UTair из Ханты-Мансийска в столицу стоит почти 7 тыс. рублей.
По мнению Владимира Журавлева, сообщает "Тюменская линия", одна из причин сложившейся ситуации — отсутствие конкуренции. А монополию UTair на нескольких направлениях власти надеются прекратить с помощью крупных российских авиакомпаний, в том числе "Красэйр" и "Сибирь".
"Но на накатку рейса и выяснение его рентабельности требуется 3-4 месяца, и руководство компаний пока раздумывает", — отметил Владимир Журавлев.
В UTair пока не комментируют действия окружного правительства. Но стоит отметить, что в прошлом году перевозчики повышали тарифы не по своей воле, а из-за резкого роста стоимости топлива. В декабре средняя цена за тонну керосина "в крыло" (с учетом затрат на транспортировку и услуги топливно-заправочных комплексов в аэропортах) составляла примерно 16,5–17 тыс. рублей. Тогда как в начале года едва превышала 8 тыс. рублей. Для авиакомпаний, в распоряжении которых преимущественно российские самолеты, это оказался серьезный удар: топливная составляющая в тарифе на перевозку отечественным воздушным судном достигает 40%.
Светлана Задорожная
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru