Александр Одинцов: «Управление Росреестра готовится к оказанию населению услуг в электронном виде»

12:06 19 января 2010

Насыщенным оказался 2009 год для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области. Так, коллектив Управления отметил 10-летие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории всего Тюменского региона. В октябре исполнилось 5 лет с момента создания Федеральной регистрационной службы Российской Федерации, образованной указом Президент от 13 октября 2004 года. А с 1 марта началась масштабная реорганизация всей системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета.

В стране начало работу новое ведомство – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование Росреестр). Три государственные структуры – Роснедвижимость,Роскартография и Росрегистрация – объединены в одну. А в сентябре интеграционные процессы стартовали в территориальных органах Росреестра. Тюменская область вошла в число 33 регионов России, которые первыми начали реформирование территориальных органов регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастрового учета, сообщили в пресс-центре Управления Росреестра по Тюменской области.

Подробно о том, каким выдался этот год для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области и каких результатов удалось достичь, рассказал руководитель Управления Александр Алексеевич Одинцов.

- Александр Алексеевич, на ваш взгляд, что можно назвать главным итогом деятельности Управления в 2009 году?

- Главным итогом нашей деятельности, считаю, является завершение в начале ноября реорганизации территориальных органов, работающих в сфере недвижимости на территории Тюменской области. В результате объединительных процедур в регионе создан единый федеральный орган исполнительной власти – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области.

На Росреестр и на наше Управление, как территориальный орган, возложены важные функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Реализация этих функций призвана обеспечить качественное предоставление населению государственных услуг по государственному кадастровому учету недвижимости и государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества.

Кроме того, в своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент Дмитрий Медведев назвал пять стратегических направлений технологической модернизации страны, в числе которых оказание государственных услуг населению через электронные каналы связи. Это должно коснуться и регистрации прав собственности на недвижимое имущество и постановки объектов недвижимости на кадастровый учет. Услуги государственной регистрации прав и кадастрового учета включены в список государственных услуг, которые должны оказываться в электронном виде, и представлены на сайте www.gosuslugi.ru. И уже в ближайшее время нашему Управлению предстоит реализовать комплекс мероприятий, направленных на предоставление некоторых услуг населению в электронном виде и по единой системе «Регистрация – Кадастр». Более того, в Тюмени ведется работа по принципу «Регистрация – Кадастр». Правом одновременно получить кадастровый паспорт и сдать документы на государственную регистрацию прав уже воспользовались 4 500 человек.

Запущен законодательный механизм, закрепляющий создание единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав. Недавно Государственная Дума приняла закон, который вносит изменения в законодательство о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В частности, законом предусмотрено в качестве первого этапа объединения информационных систем кадастра и реестра - исключение дублирования сведений кадастра реестра прав; возможность получения открытых, общедоступных сведений кадастра и реестра прав посредством обеспечения доступа к разделам официального сайта Росреестра в сети «Интернет», а также посредством электронной почты с использованием средств электронной цифровой подписи. Причём при предоставлении сведений вводится принцип «экстерриториального запроса», когда сведения кадастра и реестра могут предоставляться независимо от места расположения объекта недвижимости. Законом вводится возможность одновременного представления заявления о государственной регистрации прав и заявления о государственном кадастровом учёте и отмена требования о предоставлении кадастрового паспорта объекта недвижимости для целей государственной регистрации прав.

До 1 января 2012 года планируется признать утратившими силу Федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном кадастре недвижимости» и принять Единый закон о регистрации прав и кадастровом учёте, устанавливающий: новые правила выполнения единых учётно-регистрационных процедур; создание единой информационной системы, объединяющей сведения об объектах недвижимости и сведения о правах на такие объекты, а также возможность предоставления комплексных услуг из данного информационного ресурса.

- Как вы оцениваете прошедшую в Тюменском регионе реорганизацию территориальных органов Росрегистрации и Роснедвижимости?

- В предельно сжатые сроки мы завершили реорганизационные мероприятия в сфере кадровой работы и делопроизводства, в сфере финансово-хозяйственной деятельности, материально-технического и информационно-технического обеспечения. 29 октября приказом Росреестра № 339 было утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области. А 2 ноября Управлением Федеральной налоговой службы РФ по Тюменской области приняты сведения для внесения в ЕГРЮЛ о переименовании Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области. Уже 3 ноября была утверждена структура и штатное расписание Управления.

Структура Управления на сегодняшний день включает 25 структурных и 12 территориальных отделов. Штатная численность Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области составляет более 600 человек. В ходе реорганизации удалось не только избежать сбоев в работе с населением и юридическими лицами, но и практически полностью сохранить коллективы двух ведомств, а это сотни сотрудников.

- Каких результатов добилось Управление в 2009 году?

- Несмотря на выполнение большого объема реорганизационных мероприятий и непростые экономические условия, результаты регистрационной деятельности Управления показывают определенную динамику роста. Прежде всего, возросло общее число регистрационных действий. По итогам года в Тюменской области зарегистрировано более 355 тысяч прав и сделок, ограничений (обременений) прав (рост на 40%).

На протяжении последних трех лет отмечается рост количества сделок, совершаемых с землей, который в сравнении с прошлым годом составил 162 496 регистрационных действий, что на 46,8% больше, чем в 2008 году. Наибольшее количество прав и сделок на земельные участки зарегистрировано по городу Тюмени и Тюменскому району, Ишимским, Заводоуковским и Тобольским отделами. Продолжалась регистрация прав граждан в упрощенном порядке в соответствии с законом о «дачной амнистии». Всего в 2009 году зарегистрировано 69 тыс. 110 прав, что на 84,7% больше, чем в прошлом году.

Зарегистрировано 16 327 ипотечных сделок. Это на 7,4% больше показателей прошлого года. Возросла на 2% регистрация договоров участия в долевом строительстве - совершено 10 775 регистрационных действий.

Одним из основных направлений деятельности в сфере регистрации является выдача информации о зарегистрированных правах. Статистика фиксирует постоянный рост востребованности этой государственной услуги. За 2009 год Управлением выдано 1 миллион 65 тысяч выписок и справок из Единого государственного реестра прав. В том числе свыше 103 тысяч выписок и справок выдано в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Это на 22,4% больше показателя прошлого года.

- Государство уделяет особое внимание выплате задолженности по заработной плате, особенно на предприятиях-банкротах. Как осуществлялся контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и самих арбитражных управляющих?

- Для нашего Управления вопросы выплаты задолженности по заработной плате имеют первостепенное значение. На территории Тюменской области действует 8 подразделений саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с общей численностью 64 человека.

В течение 2009 года в Управление поступило 123 жалобы в отношении арбитражных управляющих. В ходе рассмотрения 114 жалоб и осуществления иных полномочий составлены 49 протоколов об административных правонарушениях. В законную силу вступили судебные решения о наложении административных штрафов в отношении 43 арбитражных управляющих, 5 арбитражных управляющих штрафы добровольно не уплатили, в связи с чем, исполнительные документы переданы в Управление службы судебных приставов для взыскания в принудительном порядке.

Управление исполнило 29 запросов арбитражных судов о представлении в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» списка кандидатур для утверждения судом арбитражных управляющих на процедуры банкротства. Сотрудники Управления провели 2 проверки деятельности обособленных подразделений саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и одну проверку деятельности обособленного подразделения саморегулируемых организаций оценщиков. Выявлены факты нарушения законов «О несостоятельности (банкротстве)», «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и других нормативных актов.

- С присоединением Роснедвижимости значительно расширился список функций Управления. Это земельный контроль, мониторинг земель, постановка земельных участков на кадастровый учет и многое другое. Какая работа проводилась по этим направлениям деятельности?

- В ходе осуществления государственного земельного контроля в 2009 году госземинспекторы провели 1 511 проверок. В результате выявлено 563 нарушения земельного законодательства, составлено 544 протокола, выдано 577 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, вынесено 8 предупреждений о возможном прекращении прав на землю. К административной ответственности привлечены 526 нарушителей с наложением административных штрафов на сумму 1 миллион 902 тысячи рублей.

В 2009 году в Тюменской области принято 61 225 заявлений об осуществлении кадастрового учета, 112 547 запросов о предоставлении сведений Государственного кадастра недвижимости, 184 801 решение о проведении кадастровых процедур. Подготовлено и выдано 187 997 кадастровых документов. Всего на кадастровом учете в регионе стоит 449 951 объект недвижимости.

Осуществленный переход на централизованную технологию ведения государственного кадастра недвижимости позволил упорядочить и обеспечить надежный контроль качества предоставляемых для кадастрового учета документов. В новых условиях проявились многочисленные замечания к работе кадастровых инженеров, а именно по качеству выполняемых работ и оформлению документов, необходимых для государственного кадастрового учета.

Анализ единой базы данных показал, что одной из основных причин отказов и приостановлений в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости является пересечение границ земельных участков. По этой причине контроль за деятельностью кадастровых инженеров и землеустроительных организаций, проводивших работы по межеванию земельных участков, будет усилен. Тем более у нас появился действенный инструмент.

Вступивший в силу в 2008 году Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ввел понятие «кадастровый инженер». Это специальный субъект кадастровой деятельности, которую сегодня осуществляют специалисты по технической инвентаризации (БТИ) и землеустроители - они должны будут подтвердить свою квалификацию. Контроль за деятельностью кадастровых инженеров наряду с государством будут осуществлять саморегулируемые организации. Институт кадастровых инженеров заработает в марте 2010 года, когда начнет действовать приказ Министерства экономического развития РФ о порядке сдачи квалификационных экзаменов. Но стоит заметить, что кадастровый инженер — это не профессия, это квалификация. Получить ее, согласно законодательству, может любой человек, имеющий высшее образование и успешно сдавший экзамен на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера. Работа по аттестации кадастровых инженеров возложена на наше Управление.

- Какие задачи стоят перед коллективом Управления в 2010 году?

Перед органами исполнительной власти, перед нашим Управлением стоят очень важные задачи – оказание государственных услуг населению в электронном виде. Эти услуги должны быть грамотными, квалифицированными и служить для народа. Внедрение электронных услуг, электронного правительства должно стать мощным инструментом противодействия коррупции. Это избавит потребителей наших услуг от стояния в очередях, от траты денег и времени. Поэтому потребуется высокая ответственность и профессионализм всего коллектива.

Учитывая новые, возложенные на Управление в результате реорганизации функции, не обходимо будет выполнить большой объем работы, связанный с совершенствованием государственного земельного контроля и рационального использования земель. Также Управлению предстоит в ближайшее время решить задачу по переходу от ведения фондов картографических материалов к формированию базы пространственных данных.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024