23 декабря состоялась традиционная пресс-конференция президента РФ Владимира Путина для журналистов российских и зарубежных СМИ. По просьбе интернет-издания "NewsProm.Ru" итоги пресс-конференции комментирует Наталья Чистякова, руководитель Тюменского представительства Академии социальных технологий и местного самоуправления.
Мы завершаем этот год столь же стремительно, сколь стремительно в него вошли после ошеломляющих итогов выборов в Государственную думу РФ и в преддверии не менее кардинальных перемен "на переправе" второго президентского срока правления Владимира Путина.
Итоговая пресс-конференция президента РФ, несомненно, отражает и "второе дыхание", и взятый "на старте" темп, и насыщенность событиями ещё одного "календарного круга", который мы миновали.
Уходящий год дал нам такое изобилие информации, что осенние новости, судя по вопросам журналистов, уже "затмили" даже весенние события, тогда, как и весна, если вспомнить отставку правительства РФ, была весьма политически неординарной. Т.е. осень по объему событий сравнялась с годом, а год, по сути, уместил в себя несколько "политических информационных лет".
А поскольку главные события в России последних трех месяцев были очень плотно связаны с "приграничными проблемами", в т.ч. с политическими процессами в соседней Украине, с Северным Кавказом, с судьбой амурских и Курильских островов, то журналисты своими "красными флажками" "оконтурили" в вопросах президенту практически всю приграничную геополитику России.
Обращает на себя внимание то, что вопросы представителей бывших республик СССР носили максимально острый и я бы сказала "разведывательный" характер, что можно понять - ведь экономическая нестабильность, вызванная даже демократическими победами в ходе различного рода "цветных революций", является нежелательным результатом как для населения, так и для самих победителей. Нельзя не обратить внимание и на интересную "оговорку" сделанную президентом РФ по "цветам" революции : розовому и голубому, вместо более привычных розового и оранжевого. Хотя в данном случае, это, скорее всего, было желание дистанцироваться от каких-либо намеков на поддержку того или иного кандидата, в связи с выборами в Украине.
Практически все территориальные проблемы в России, включая проблемы "с бородой", к каковым относятся "островные претензии" наших соседей, комментировались президентом РФ с точки зрения совершенства либо несовершенства тех формулировок, которые когда-то давно были заложены в базовые соглашения и договоренности. И из сказанного нетрудно понять, что все юридические несовершенства этих формулировок( а они есть, судя по тому, что по памяти цитировал Владимир Путин) все правовые недомолвки будут толковаться нашей стороной в пользу России.
Ответы президента РФ дают понять, что мы не примем на себя обязательств более того, что "написано пером", а написано не так уж много и это вселяет территориальные надежды, ибо отдать что-то "росчерком пера" всегда легче, чем вернуть обратно. Как бы Россия не окидывала сегодня в мыслях свои прежние владения: Аляску, Финляндию, Украину, Белоруссию и т.д., вернуть все это сейчас невозможно, иначе как только на добровольной основе, путем создания различного рода экономических, политических, военных союзов и блоков, т.е. исключительно тем же способом каким отдали - "росчерком пера".
Последние месяцы в мировых и российских СМИ было очень много публикаций, представляющих Россию как геополитически агрессивное государство. Такую, я бы сказала, во многом предвзятую "пиар-подачу" нашей внешней политики в СМИ опровергают ответы президента РФ на пресс-конференции, где он обращает внимание на то, что Россия не пошла по югославскому варианту, а сделала все для того, чтобы постсоветские страны встали на ноги как самостоятельные государства.
Этим объективным реалиям трудно что-то противопоставить, однако разнородные заявления в СМИ политиков и политтехнологов различного ранга, подогревают истерию о, якобы, территориальных претензиях нашей страны. Чего стоит одно только выражение Глеба Павловского об упущенном шансе "вовремя дать в морду". Понятно, что страсти накаляются, но президентский же совет "следить за выражениями" в адрес одного из министров, все-таки прозрачно обозначает, что "богу богово, а кесарю кесарево". Не секрет, что и Владимир Владимирович любит иногда высказаться в понятной народу лексике, но у него, замечу, другая степень ответственности.
И все-таки, признаем, умеет он пройти "по лезвию бритвы". Умеет "разорвать" умеренный монотонный фон политкорректного обмена мнения с журналистским бомондом неожиданным позиционированием себя в роли такого новогоднего политика –секс символа России. "Настоящий мужчина всегда должен пытаться, настоящая девушка – всегда сопротивляться", - такой контекст взаимоотношений со СМИ задал на пресс-конференции наш президент, процитировав фразу одного из у главных героев известного итальянского фильма. И сразу заставил внутренне улыбнуться, и сразу заставил забыть об усилиях, затраченных "на сопротивление", забыть об "обидах" на то, что заставляет нас быть сильными, маневренными, быстрыми, конкурентоспособными, хитрыми и бдительными. Вот так взбодрил нацию перед Новым годом, выразив по большому счету суть своей политики не только в отношении СМИ, но и по всему комплексу внутренних и внешних вопросов России.
Он предлагает реформу исполнительной власти в части назначения губернаторов, мы – аргументировано сопротивляемся. В итоге приходим к некоторому конституционному консенсусу.
Он предлагает перейти к выборам по партийным спискам, мы сопротивляемся вновь, а в ходе очередного поиска аргументов вольно или невольно переосмысливаем плюсы и минусы существующей выборной системы. Президент говорит и нам, и журналистам в своих ответах на пресс-конференции, что современные технологии фальсификаций выборов быстро совершенствуются, а прецеденты фальсификаций, также как и претензии наблюдателей, имеют место во всех странах, в том числе и в США. Таким образом, мы стоим перед необходимостью решения сверхзадачи, т.е. создания такой новейшей технологии выборов, которая вобрала бы в себя достоинства существующих систем, и при этом исключила бы в этих системах объективно "устаревшие узлы и блоки".
Он инициатор, он наш "побудительный мотив", он требовательный лидер, "вожак", что несколько непривычно для многовекового "российского сонма".
В предновогоднем интервью журналистам, уже не первый раз импонирует и то, что президент РФ опять "на голову выше своих оппонентов". Так сложилось, что большая часть его оппонентов имеет историческое образование и пытается искать новые рецепты в довлеющем над ними прошлом опыте. При этом часто даже и история толкуется ими своеобразно. К примеру, недавно у меня была дискуссия с имеющим "историческую биографию" политиком, настаивающем на том, что в России нет традиций демократии в отличие от западных стран, а следовательно демократия чужда России. Моим ответным доводом была ссылка на новгородское и псковское народное вече, где все вопросы на Руси изначально решались посредством прямого волеизъявления граждан, что и является "базовым элементом" демократии.
К этому же самому примеру о новгородском вече, как первом историческом опыте демократии в России, совершенно независимо обратился и президент РФ в своих ответах журналистам, что указывает на совпадающие и объективные оценки прошлой и настоящей истории России, на то, что традиции демократии были, есть и сохраняются на Руси, но технологии демократических процедур должны непрерывно совершенствоваться, как и любые другие технологии в мире.
К сожалению, "рафинированные историки" такое объективно необходимое совершенствование технологий демократических процедур воспринимают как разрушение демократии, тогда как на самом деле мы имеем дело с поиском своего российского "ноу-хау" в области демократических процедур.
Это новое, расширительное толкование технологий и инноваций, когда "технологические достижения", "технологические открытия" затрагивают не только инженерную сферу, но и социальную сферу (социальные технологии) и политическую сферу ( политические технологии).
Нельзя сказать, что мы "впереди планеты всей" в части этих технологий, но это быстро растущий сектор, если говорить в "рыночной лексике", в том числе, и частично полулегальный: "не лицензированный, не сертифицированный", не "обставленный" пока критериями результатов работы, но стремительно развивающийся.
И когда Путин в своих ответах журналистам говорит о "выработке новых критериев оценки деятельности власти", он говорит и об оценке деятельности тех, кто обслуживает власть, в том числе, тех, кто работает с политтехнологиями, которые, я надеюсь временно, часто больше похожи на китайский самопальный ширпотреб, и весьма далеки от качества, ассоциирующегося, к примеру, с брэндом "Вольво" либо "ВМВ".
Поэтому рекомендацию президента России "создавать обстановку нетерпимости в обществе к проявлениям подобного рода" я бы отнесла не только к "забюрокраченным" процедурам, о которых не один раз упомянул Путин в своем интервью, но и к некачественным социальным, а также политическим технологиям, которые часто берет на вооружение российская бюрократия.
Мы в России последние годы постепенно перенимаем разумные примеры мирового "бюджетирования". Сначала ограничили перечень статей расходов, на которые могут быть направлены бюджетные средства, потом заговорили о том, что приобретаемое оборудование, строящиеся объекты должны соответствовать существующим ГОСТам стандартам, и т.д., то есть о том, что нельзя приобретать за бюджетный счет какую-то нелегальную продукцию неизвестного происхождения.
Однако, это не ограничивало приобретения импортного оборудования, произведенного, к примеру, десять лет назад. Теперь говорим о возвратности инвестиций и социальном результате. Завтра будем говорить о том, что оборудование и технологии должны быть не просто сертифицированы, они должны отвечать новейшим достижениям, т.е. "последнему технологическому ряду". Таким образом, мы, по логике, должны прийти к тому, что закроем наш рынок "для свалки" подержанного оборудования и технологий.
Эта логика опять же присутствовала в ответах президента РФ на предновогодней пресс-конференции, и надо понять так, что это то стратегическое направление, по которому мы будем двигаться и в 2005, и 2006 годах.
Как видим, и к политическим, и к социальным технологиям будут предъявлены определенные требования и будут сформулированы критерии. В ответах президента РФ прозвучало, что сама власть сейчас активно работает над этими критериями в рамках административной реформы. Известно, что такие критерии проговариваются уже и отдельными политиками, и надо ожидать, что к формулированию оценок деятельности власти подключится также общество, в том числе в составе Общественной палаты.
Поэтому не случайно президент РФ, отвечая на вопросы журналистов и в ответ на высказанные опасения, заверил их в том, что Общественная палата не станет "ссылкой" для отставших от времени и примелькавшихся политиков, давно не успевающих за современными политическими веяниями.
В принципе, в своем интервью президент назвал и новые критерии, предъявляемые к новым политикам: профессионализм и патриотизм, что, кстати, в корне отличается от прагматизма, т.к. патриотизм в основе своей имеет и альтруизм, а прагматики ориентируются только на личный материальный результат.
Я считаю важным, обратить на это внимание, т.к. в провинции ещё кичатся тем, что вообще-то надо изживать в себе российскому чиновнику и политику. Работа чиновника должна быть оценена высокого, но на этом, т.е. на высокой заработной плате, чиновник должен забыть о возможности увязывать бюджет со своими личными доходами.
Профессионализм же чиновника, надо основывать на тех же "трех китах", на которых стоит и президент России: знание Закона, знание Истории, знание современных Технологий.
Ни отдельно политические Технологии, ни отдельно История, ни отдельно Закон, как мы видели, последние месяцы результата не дают.
Завершая комментарий общероссийского блока пресс-конференции, я намеренно не затрагиваю проблемы ТЭКа и Тюменской области, которые также освящались в ответах президента РФ. Эти важные темы имеет смысл, с моей точки зрения, выделить в отдельное интервью.
Я бы лишь хотела успокоить несколько взбудораженную общественность от традиционных крайностей в предновогодних предсказаниях : если не "конец света", то, как минимум, революция… Если не революция, то отставка правительства. На этот счет президент РФ тоже высказался определенно.
Правительство РФ - это одна команда, эта команда справиться с решением любых задач. Этих задач много. Задач и проблем хватит всем действующим политикам, в какой бы "политической ипостаси" они не находились. Более того, будет задействован и "второй состав", так что со "скамейки запасных" многие в 2005 году также войдут в активную "игру".
Вот такое оптимистичное, динамичное интервью главы государства "со знаком плюс", после которого можно спокойно и смело отправляться за Елкой, готовить коньки и лыжи, топить предновогоднюю баню, ведь впереди нас ждет энергичный год, в партнерстве с молодым, умным, наступательным и инициативным президентом.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru