UTair борется за право летать "везде, где есть небо"

21:34 16 декабря 2004

Региональные перевозчики пытаются помещать экспансии UTair в их регионы. Вслед за "Пермскими авиалиниями" и "Самарой" против ханты-мансийской авиакомпании выступило предприятие "Кавминводыавиа". Управляя аэропортом Минвод, оно не пускает сибиряков на прибыльное московское направление. UTair добивается выделения слотов через Ставропольское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Подробности -- в материале интернет-издания NewsProm.Ru.

UTair переросла рамки региональной авиакомпании. Сегодня это четвертый по величине российский перевозчик. В 2003 году UTair обслужила 1,6 млн человек, по прогнозам авиакомпании в 2004 году пассажиропоток вырастет примерно на 20% до 1,8 млн человек (внутрироссийские пассажирские перевозки на самолетах и вертолетах), а в планах на 2005 год увеличение объема перевозок не менее, чем на 15% -- до 2 млн. Традиционно являясь ведущим перевозчиком тюменского региона, UTair захватывает новые рынки, и, разумеется, сталкивается с противостоянием небольших региональных авиакомпаний.

Первые проблемы появились в Самаре, откуда UTair начала выполнять рейсы в различных направлениях в 2001 году. Сегодня самарский аэропорт Курумоч обслуживает 22 рейса UTair в одном направлении, из них 4 -- ежедневные рейсы в Москву. Из-за этого маршрута в апреле антимонопольные органы Самарской области возбудили против UTair дело по факту распространения незаконной рекламы: в частности, информируя самарских жителей о новых тарифах, авиакомпания использовала термин "самый низкий".

Но в ходе разбирательств с перевозчика сняли все обвинения в нарушении закона "О рекламе". Жалобу на UTair подало частное лицо, но наблюдатели считают, что оно действовала в интересах авиакомпании "Самара". Правда, это до сих пор не доказано.

В Перми противостояние местного ГУП "Пермские авиалинии" (ПАЛ) куда более серьезное. Будучи аэропортом и авиакомпанией в одном лице, ПАЛ отказывается выделять UTair слоты (время вылета и прилета) на Москву, несмотря на то, что перевозчик еще осенью получил на это разрешение российских авиационных властей. Свою позицию ПАЛ объясняет отсутствием мест для стоянки самолетов, а также тем, что спрос на московском направлении полностью удовлетворяют работающие на местном рынке "Пермские авиалинии" и "Аэрофлот".

Противостояние с пермскими авиаторами длится до сих пор. При помощи областных властей ПАЛ добились приостановления действия лицензии UTair. Но ханты-мансийский перевозчик считает пермский рынок интересным направлением деятельности и не оставляет планов прихода на него. По словам гендиректора компании Андрея Мартиросова, UTair откроет рейсы из Перми через некоторое время: "Сейчас мы готовим ряд интересных предложений для пассажиров из Перми. Они направлены на то, чтобы клиент выбирал нас все чаще и чаще". Пресс-секретарь компании Игорь Блинов в беседе с корреспондентом интернет-издания NewsProm.Ru сообщил, что UTair не исключает подачу жалобы в антимонопольные органы.

А вот жалоба на ГУП "Кавминводыавиа", с которым сложилась похожая ситуация, уже подана. И вчера (в среду), по словам господина Блинова, Ставропольское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возбудило дело в отношении "Кавминводыавиа" по признакам нарушения закона о конкуренции. Дело в том, что в октябре UTair получила разрешение федеральных авиационных властей на выполнение рейсов Минводы-Москва, однако ГУП "Кавминводыавиа", в структуре которого аэропорт Минвод, несмотря на неоднократные просьбы UTair отказывается выделять слоты.

По данным газеты "Коммерсантъ-Юг России", более месяца компании обменивались телеграммами. Руководство "Кавминводыавиа" на все запросы заявляло, что спрос на полеты по рейсу Минводы-Москва удовлетворен уже имеющимися на этом маршруте тремя перевозчиками: самим ГУАП, "Аэрофлотом" и компанией "СибирьАвиа", при том, что загрузка рейсов составляет чуть более 50%.

После ни к чему не приведшей переписки компания из Ханты-Мансийска предпочла обратиться в антимонопольные органы Ставропольского края. В беседе с корреспондентом интернет-издания NewsProm.Ru Игорь Блинов так объяснил позицию компании: "Мы считаем, что у пассажира должен быть выбор. Кто еще, кроме UTair и "Аэрофлота" может предложить жителям Минвод удобную стыковочную транспортную сеть из московского авиаузла? Сегодня мы готовы предложить перелет куда угодно!".

А замначальника "Кавминводыавиа" Борис Лейкин, которого цитирует "Коммерсантъ", утверждает, что никто UTair ничего не запрещал. По его словам, компанию-конкурента просто информировали, что спрос на авиабилеты на линии Москва-Минводы в среднем составляет всего 60 %. "Мы им не запрещали и не разрешали, но объясняли, что при трех авиаперевозчиках на этой линии — это летать в ущерб себе. К тому же у нас сейчас идет реконструкция аэропорта, что снижает его пропускную способность", — пояснил господин Лейкин.

Уже на следующей неделе у "Кавминводыавиа" будет возможность отстоять свою позицию на слушаниях в управлении ФАС. Но начальник управления Владимир Рохмистров говорит, что у UTair очень серьезная доказательная база. Он также не исключил, что может быть поднят и вопрос о разделении авиакомпании с аэропортом, который уже обсуждался несколько лет назад, но не был доведен до конца.

Сергей Семак

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024