"Сибнефть-Тюменьнефтепродукт" и "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", основные игроки тюменского рынка АЗС, практически одновременно снизили цены на бензин и дизельное топливо на 5%.
Стоит отметить, что с начала этого года бензин в Тюменской области подорожал в среднем более чем на 40%. По законам рынка, цена должна была упасть в зимние месяцы на опте и тем самым сбалансировать розницу. Причин того, почему этого не произошло, эксперты не называют.
Визит обошелся в 5%
Эксперты не прогнозировали улучшения ситуации и в ближайшее время. Вице-президент Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает, что "пока нефтянка будет давать половину бюджетных денег, надеяться в ближайшее время на какие-то радикальные действия власти не стоит".
"Сегодня государство занимается решением социальных задач, другие сферы экономики развиваются не очень хорошо, требуют экономических вливаний. А где их взять, если наши товары не очень конкурентоспособны на внешних рынках? Естественно, можно только за счет основного экспортного продукта – нефти", - заявил он в интервью NewsInfo.Ru.
Но его прогнозу не суждено было сбыться. К решению проблемы необоснованно завышенных бензоцен подключился президент России Владимир Путин. По его словам, правительство не собирается переходить к строгому государственному регулированию и подавлению естественного движения цен, но такой явно спекулятивный эффект тоже недопустим.
Стоимость бензина на внутреннем рынке растет в нынешнем году более чем в два раза быстрее, чем в прошлом. Если за 11 месяцев прошлого года бензин вырос в цене на 16%, то за аналогичный период этого года - на 33,6%. Вероятно, именно это обстоятельство и стало причиной встречи Владимира Путина с президентом "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым 9 декабря. Ведь НК "ЛУКОЙЛ" является одним из крупнейших оптовых поставщиков топлива в отечественные розничные сети, и на цены, которые компания предлагает рынку, равняются многие представители топливного бизнеса.
"Мы представляем всю полноту ответственности, лежащую на нефтяных компаниях, за стабильное обеспечение и народного хозяйства, и населения, и сейчас предпринимаем шаги. Уже начали сезонное снижение оптовых цен", - сообщил Алекперов президенту. Он, правда, заметил, что на розничном рынке это пока никак не отражается: "Оптовые цены снижаются, а розничные держатся на том же уровне, как в ноябре".
Алекперов отметил, что оптовый рынок и розничный отличаются в крупных масштабах. Поэтому для снижения розничных цен мало просто снизить оптовые цены, "нужно стимулировать параллельное снижение цен". Президент "ЛУКОЙЛа" сообщил, что его компания уже начала предпринимать действия, "подталкивающие" розничных продавцов к снижению цен.
В свою очередь, Владимир Путин выразил надежду, что действия "ЛУКОЙЛА" "вызовут ответную реакцию коллег, других крупных операторов, и это скажется в конечном итоге благоприятным образом на рынке и выровняет ситуацию, которую нормальной назвать нельзя".
Короли бензоколонок
Алекперов сдержал слово, данное президенту - 16 декабря "ЛУКОЙЛ" снизил цены на бензин и дизельное топливо на 5% во всех регионах России, в том числе и Тюменской области. В компании "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" отметили, что цены на АЗС были снижены с 8 часов утра.
Официальная версия снижения цен - сезонное изменение баланса спроса и предложения и новые генеральные схемы развития российских нефтеперерабатывающих заводов и организаций нефтепродуктообеспечения группы "ЛУКОЙЛ" до 2014 года.
В соответствии с этими документами запланировано, в частности, значительное увеличение производства высокооктановых бензинов с 3 млн тонн в 2005 году до 6, 6 млн тонн в 2014 году. Кроме этого намечено довести качество продукции до стандарта Евро-3 в 2009 году и Евро-4 в 2012 году. Предусмотрено также, что к 2014 году компания увеличит с сегодняшних 7% до 10% долю присутствия на розничном рынке Российской Федерации.
Одновременно со снижением розничных цен во всех регионах своей деятельности "ЛУКОЙЛ" открывает "горячие" телефонные линии, по которым потребители смогут сообщить о нарушениях установленной ценовой политики и выразить свое мнение относительно качества автомобильного топлива на собственных АЗС компании. Телефон прямой линии в Тюмени: (3452) 49–39–68.
Нельзя не отметить оперативное реагирование ОАО "Сибнефть-Тюменьнефтепродукта", основного оператора тюменского топливного рынка. Компания снизила розничные цены на бензин и дизельное топливо в среднем на 5% с 17 декабря. Так, литр самого популярного горючего Аи-92 будет стоить 13 рублей 50 копеек за литр (при прежней цене в 14 рублей 20 копеек), а зимнего дизельного топлива — 13 рублей (при прежней цене в 13 рублей 50 копеек).
"Сезонное снижение оптовых цен позволяет нам уменьшить стоимость продукции и на АЗС. Мы не собираемся искусственно держать цены на высоком уровне, хотя продажи идут хорошо, особенно зимнего дизельного топлива. Компания понимает, насколько огромное значение имеет такой шаг для жителей нашего региона, особенно — для социально-незащищенных слоев населения. Думаем, это станет своеобразным подарком тюменцам к Новому году. Надеемся, что и другие участники рынка последуют примеру крупных игроков", — отметил генеральный директор ОАО "Сибнефть-Тюменьнефтепродукт" Анатолий Пушмин.
Почин "ЛУКОЙЛа" и "Сибнефти" поддержал Тюменский Топливный Союз - с 17 декабря снижены розничные цены на все виды топлива на АЗС, принадлежащих операторам, входящим в ТТС. Такое решение было приятно сегодня на внеочередном заседании компании.
По словам нового президента ТТС Юрия Мельникова, это станет лучшим подарком к Новому году для всех тюменских автомобилистов. Он назвал эту акцию беспрецедентной: впервые за все время существования ТТС, цены изменятся в сторону уменьшения.
Насколько произойдет снижение цен на топливо, руководители ТТС держат в секрете. В настоящее время в Тюменской области средняя цена за литр бензина марки АИ 95- 15 руб. 80 коп, АИ- 92 — 14 руб. 20 коп, АИ-80 — 12 руб. 50 коп, дизельное топливо — 13 руб. 50 коп.
Напомним, Тюменский Топливный Союз — некоммерческая организация, объединяющая 29 организаций с различными формами собственности.
Кстати, по оценкам специалистов, "Сибнефть" занимает в среднем 33% тюменского рынка, "ЛУКОЙЛ" - порядка 4,5%, всего же в Тюмени и на юге области 240 АЗС.
Бензин влетит в копеечку
Что касается прогнозов на ближайшую перспективу, то они неоднозначны. Часть трейдеров полагает, что цены будут держаться на том же уровне или даже немного опустятся, другая часть, в основном это мелкие "бензисмены", уверены в росте, "привязывая" его к высоким ценам на нефть и повышению акцизов. Напомним, что с 1 декабря введены достаточно высокие экспортные пошлины - $101 за тонну (до этого они равнялись $87,9). По мнению экспертов, они должны оказать стабилизирующее влияние на рынок.
Специалисты Российского топливного союза пролагают, что в декабре и январе цены должны стабилизироваться. В дальнейшем все будет зависеть от мирового рынка. Однако мировые цены на нефть, по мнению экспертов, в ближайшее время резко не упадут. Высокая стоимость нефти на внутреннем рынке - не единственная причина подорожания бензина. Из-за высоких мировых цен на нефтяное сырье его выгоднее экспортировать, чем продавать на внутреннем рынке.
Из-за этого на внутреннем рынке возникает угроза возникновения дефицита. Повышением отпускных цен производители бензина пытаются избежать этого.
Заметим, что в начале 2004 года специалисты утверждали, что цены на бензин в розницу повышаться не будут, а возможно и снизятся. В зимние месяцы цена должна была упасть на опте и тем самым сбалансировать розницу. Причин того, почему этого не произошло, эксперты не называют. Но и без них понятно, что в такой ситуации наценка на нефтепродукты тем же АЗСкам составляет всего около 15% и "бензиновым бизнесменам" удается зарабатывать, как они сетуют только "на хлеб". Но им, как и нефтяникам хочется еще и масла. Поэтому, если оптовые цены пойдут вниз, пусть даже существенно, стоимость бензина вряд ли понизится.
"Поскольку ценообразование на рынке нефтепродуктов не является прозрачным, невозможно определить, какая цена является справедливой и какой объем прибыли является незаконным", - считает один из представителей топливной компании, пожелавший остаться неизвестным.
Эксперты отмечают, что решить эти проблемы может лишь биржа по торговле нефтепродуктами, а такой в России просто нет.
Пока же, если январь и февраль пройдет без повышения, цена до весны останется стабильной. Весной стоимость бензина определится балансом спроса и предложения. Если экспорт к тому времени не утратит привлекательности, и топливо будет уходить за рубеж, то цена, конечно, поднимется, так как возрастет сезонное потребление.
Это надо будет чем-то компенсировать, а компенсировать в России модно повышением цены. Насколько именно повысятся цены на бензин, аналитики просчитать, пока не берутся.
Однако большинство аналитиков сходятся во мнение, что самое интересное на топливном рынке начнется, когда Россия вступит в ВТО. В 2007-2010 годах цены на бензин могут достичь уровня 27-28 рублей за литр.
Андрей Звягинцев
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru