Когда и как закончится финансовый кризис

18:29 17 июля 2009

Социальные последствия финансового кризиса и пути выхода из создавшегося положения высказал журналистам доктор экономических наук, профессор, заместитель директора института мировой экономики и международных отношений РАН Российской академии наук Евгений Гонтмахер.

Встреча с ученым состоялась в формате видеоконференции. Ее организовал Клуб региональной журналистики. В беседе участвовали представители СМИ нескольких регионов, в том числе и Тюмени. Евгений Гонтмахер в течение часа отвечал на самые разные вопросы.

В частности он высказал свое мнение по поводу прогноза Министерства экономического развития до 2012 года:

- У меня двоякое чувство: прогноз хороший, мне он очень понравился. Но почему такое чувство? Они говорят, что в 2012 году объем нашей экономики будет меньше, чем был до кризиса. Как это оценить? С одной стороны это плохо – мы упали и продолжаем падать с точки зрения экономических показателей. Министр финансов Алексей Кудрин сказал, что у него очень оптимистический прогноз на 2010 год – плюс один процент роста ВВП по сравнению с 2009 годом. А в 2009 году по сравнению с 2008 будет падение процентов восемь.

Казалось бы впереди несколько достаточно сложных лет: это не 1998 год, когда кризис носил характер буквы V – Victory! Мы быстро упали и сразу отжались. Сейчас кризис начинает напоминать скорее букву L – мы падаем и видимо до конца еще не упали, а потом по этой горизонтали будем идти достаточно долгое время, так называемая депрессия или рецессия.

Если у нас не будет практически промышленного роста и роста ВВП,в социальном плане это конечно означает, что будет достаточно высокая безработица и вряд ли будут расти наши с вами доходы, а скорее всего, все что связано с трудом будет падать. И бюджеты – региональный и федеральный будут пополняться очень слабо, а это наши социальные программы – образование, здравоохранение, пенсионеры... Нас ждут достаточно сложные времена и это вряд ли прибавляет настроения.

Но, с другой стороны этот прогноз добавляет положительных эмоций. Эти три или четыре года, я бы сказал, турбулентности в нашей экономике, дают нам шанс сделать новую экономику. Мы переживаем начиная с прошлого года, умирание старой советской экономики, которая у нас сохранилась и в 90-е годы, и в 2000-е, так называемые тучные годы. Потому что, инвестиции в переоборудование производства и переобучение людей не шли, экономика за эти годы примитивизировалась. Если бы не было нефти и газа, чтобы мы делали в нашей родной российской экономике? Думаю, что ситуация давно была бы плохой.

Выходить из кризиса будем долго

Евгений Гонтмахер считает, что "подушка" стабилизационного фонда расслабила руководство, вместо того, чтобы экономику делать современной, диверсифицированной, производить высоко технологическое оборудование, постоянно повышалась доля экспорта сырья, а импорт товаров рос намного быстрее экспорта. Мы стали покупать даже самое элементарное.

"Я люблю ходить по продовольственным магазинам, - отметил профессор. - Мне в самом деле это интересно и всегда поражаюсь, когда в овощной будке рядом со своим домом покупаю, например, израильскую морковку или китайский чеснок. Казалось бы, в России это растет, это не апельсины с бананами. Зайдите в хозяйственный магазин, там практически все, начиная с прищепок, китайко-вьетнамского производства. За последние годы мы законсервировали нашу экономику в самом плохом состоянии, какое только возможно и вместе с этим законсервировали отсталые рабочие места".

Россия будет из кризиса выходить дольше, чем развитые страны по объективным причинам – из-за запущенности всех проблем, отсутствия механизмов и институтов, на которых строится развитое общество и развитая экономика. Необходимо воспользоваться кризисом, чтобы эти институты построить, это очень сложная задача. И для этого нужны профессиональные знания, нужны люди, которые хотят и умеют это делать, а таких людей большой дефицит. Поэтому здесь остается надеяться на экономические испытания, которые позволят открыться второму дыханию нашей стране, какие-то внутренние резервы, в том числе здравого смысла.


"Рассчитывать что мы через два-три года восстановимся не стоит, - подчеркнул ученый. - Это пока преждевременный прогноз, думаю, что потребуется лет пять-десять для того, чтобы мы могли, оглянувшись назад сказать: «Да, вот мы сейчас проскочили этот опасный момент и перед нами достаточно понятная и устойчивое будущее».

Высокотехнологическую экономику государству не построить

По мнению Евгения Гонтмахера, несколько следующих лет нужно потратить на то, чтобы заменить фактически экономику, сделать ее современной, экономикой 21 века. Это конечно не означает, что мы должны отказаться в один год от добычи нефти и газа. Не надо этого делать, потому что это источник доходов. Все то, что мы получаем на внешних рынках, за счет экспортных товаров, нужно направить на то, чтобы экономика была совершенно другая, с другими рабочими местами.

Возникает вопрос, а кто этим будет заниматься? Инновационную, высокотехнологическую экономику, государство построить не может по определению. В мире не было такого примера - это может сделать только частная инициатива, поэтому государство, с моей точки зрения, должно воспользоваться вот этим тяжелым моментом и отпустить бизнес на свободу.

Большой бизнес находится в положении зверя, которого в клетку посадили, а как известно звери в неволе просто не размножаются. Ему просто напрямую указывают «вот туда вкладывайся, а туда не вкладывайся и еще деньги отстегни куда надо».

Малый бизнес нужно вообще на пару тройку лет освободить от налогообложения и проверок. Должно быть как можно меньше точек соприкосновения у малого бизнеса с государством. Как только государство появляется тут же начинает кошмарить бизнес, поэтому главная проблема - проблема реформы самого государствава, потому что тот кризис который мы сейчас имеем это во многом кризис управления.

От микробизнеса нужно отстать совсем. Это бизнес. который создается в одной семье, например, вы хотите печь пирожки дома, на кухонной плите и продавать их на улице. Для этого сейчас вы должны зарегистрировать свой бизнес, заплатить налоги, получить массу разрешений, потом к вам придет пожарная инсекция, санэпидемстанция и прочее. Именно поэтому подобный бизнес у нас не развит. В России на сегодняшний день в малом бизнесе работает 15% населения, тогда как в развитых странах более половины. В свое время был указ Ельцина о свободе торговли, я считаю, что если вернуться к нему, то многие люди смогут себя обеспечить.

Мы на развилке: либо продвинутая страна, либо - на обочину

Государство должно возглавить процесс вместе с бизнесом и свободной прессой, но проблема в том, что наше государство к сожалению не готово к этому. Мы стоим на развилке: либо мы через несколько лет выходим в качестве продвинутой страны, европеизированной, с тенденцией на это, либо мы вылетаем на обочину мирового сообщества, даже страной не второго-третьего ряда, а на уровень Египта в лучшем случае. Россия будет источником дешевого сырья, причем цены нам будут диктовать на наши сырьевые ресурсы, источником рабочей силы - нас будут завлекать в Европу, чтобы мы там работали. За нами будут охотиться, потому что в Европе проблема, им нужны гастарбайтеры.

Осталось недолго. Если мы еще хотя бы на полгода останемся в том положении когда закрываем на все глаза, то уже будет точка невозврата.

Дотаций и индексаций ждать не стоит

Уже известно, что в следующем году не будет индексации зарплат бюджетникам и госслужащим. Я думаю, что в следующем году не будет строительства ни новых школ, ни новых больниц, ни новых поликлиник, потому что на это денег точно нет. Боюсь, что кое-где в регионах могут обрезать льготы, допустим, по оплате жилья, по проезду на общественном транспорте. От этого, конечно, больше всего пострадают наши пожилые люди. То есть, такие эффекты проявятся, возможно, уже в конце этого года, потому что федеральный и региональные бюджеты собираются плохо. И поэтому конец этого года для дотационных регионов может быть достаточно сложным.

Нужно развивать туризм и АПК

Россия имеет колоссальное преимущество перед другими странами. Например, огромные площади для сельского хозяйства, богатые культурные традиции. С моей точки зрения, если бы экономическая политика была выстроена хорошо, и государство бы стимулировало частный бизнес—у нас был бы развит агропромышленный комплекс. Необходима частная инициатива и современные технологии. Кроме того, именно благодаря кризису, мы можем производить экологически чистую продукцию. Нужно также развивать туризм, потому как это одна из крупных отраслей мировой экономики. И Россия в этом плане может стать уникальным местом, если в него вложиться. К нам с удовольствием поедут.

Чем и кем мы недовольны

Что касается России то социальное напряжение, конечно, возрастает, это видно, но не думаю, что у нас это дойдет до какой-то точки кипения, я на это надеюсь. Хотелось, чтобы наши руководители осознали, что люди чувствуют некую неудовлетворенность своей жизнью.

Наше с вами недовольство тем, что происходит в стране - это, кстати, недовольство самими собой, а не то, что мы недовольны Путиным, Медведевым или еще кем-то, должно быть услышано. Ждать, когда наши начальники что-то там сообразят, наивно, это ни к чему не приведет. Это недовольство выражается в разных формах: где-то люди на улицы выходят, где-то они пишут в газеты, где-то поднимают проблемы журналисты или эксперты. Это кумулятивно должно привести к тому, что мы подействуем на наших верховных руководителей и они поймут, что так жить нельзя.

К сожалению, все наши преобразования начинаются сверху, просто они не подхватываются снизу, поэтому часто они и неудачны. Но вот сейчас видимо должна быть сделана очередная попытка прямо сверху начать вот этот процесс модернизации страны, вхождения в 21 век, и сделать так, чтобы люди это поддержали, т.е. это не должно быть насильно навязано людям, как это у нас уже бывало. Вот только так можно добиться успеха, чтоб люди это осознали и разделили.

Ситуация на рынке труда к осени ухудшидся

Первая волна была в конце прошлого года потому, что кризис грянул внезапно и многие с перепугу начали увольнения, особенно офисных работников в тех сферах, которые больше всего пострадали, металлургии, машиностроении, банковской сфере и т. д. Сейчас по идее волн уже нет, просто постепенно людей увольняют. Сказать, что будет всплеск... Летом немножко получше – менее активная ситуация на рынке труда – кто-то в отпусках, кто-то взял за свой счет и выжидает ситуацию. Осенью, конечно, ситуация станет хуже, потому что у многих предприятий ухудшится экономическое положение, потому что не с чего положению улучшаться. Безработица в стране будет расти, но именно постепенно. Тут есть опасность, потому что длинный и стабильный рост безработицы означает, что она становится застойной. А у людей, которые не могут получить работу несколько месяцев начинаются уже психологические проблемы. Они начинают дергаться, волноваться, теряют квалификацию и так далее. Желательно было бы не допустить этого.

Теги: кризис

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024