Рейтинг отраслей тюменской промышленности от Сергея Путмина

18:53 11 мая 2006

Стоит ли тюменским товаропроизводителям опасаться рейдерских атак, сможет ли лесная промышленность по перспективности стать второй в регионе после нефтяной, и каким будет новый тюменский металлургический комбинат – в интервью ИИ "NewsProm.ru" рассказал директор областного департамента промышленности, инвестиций и господдержки предпринимательства Сергей Путмин.

- Сергей Геннадьевич, актуальна ли для Тюменской области проблема рейдерских атак? И планирует ли в этом случае власть защищать местных товаропроизводителей?

- Рейдерские атаки – не бандитские нападения, это действия, основанные на положениях закона. Все это вполне легитимно, вопрос в том, к чему приводит смена собственника на предприятии, и в какой форме она осуществляется. Если это ухудшает ситуацию, то, бесспорно, власть должна вмешиваться. Мы в этом случае всегда предпринимаем определенные действия, и в дальнейшем, думаю, будем продолжать это делать.

По большому счету, я бы не связывал все это с чем-либо негативным. В любом случае собственность переходит из рук в руки. И как бы мы ни хотели - собственник меняется, поскольку есть эффективные собственники, а есть те, кто не умеет этой собственностью управлять и ее удерживать. В Тюменской области есть примеры того, как предприятия оживали со сменой собственника, но, к сожалению, бывало и так, что это приводило к полному их уничтожению.

Если при смене собственника требовались какие-либо действия со стороны органов госвласти – оформление земельного участка, регистрация, получение новых лицензий и т.д., то в этом случае все нюансы досконально изучались. Я неоднократно участвовал в этих процессах – мы детально все обсуждали, выясняли, что они хотят и какие у них намерения.

На мой взгляд, нельзя сказать, что на Тюмень обрушились рейдеры. Просто до нас доходят процессы, происходящие в международном бизнесе. Этого никак не избежать. Если это явление уже где-то в мире укоренилось, то оно обязательно дойдет и до Тюмени, и дальше – до Тобольска, Ишима, Заводоуковска. Некоторые явления по отношению к регионам порой запаздывают – исчерпав свою нишу в Москве, представители бизнеса начинают смотреть на периферийные регионы.

Органы власти больше внимания уделяют тому, насколько эффективно работает предприятие, как выплачиваются налоги, не происходит ли там необоснованных действий в отношении людей – невыплаты зарплаты, резкого сокращения, нарушения трудовых прав и т.д.

- Когда в Тюменской области будет построен целлюлозно-бумажный комбинат?

- Строительство целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) - достаточно интересный проект. Такие комбинаты могут быть разными. Можно построить небольшой ЦБК, предполагаемый объем производства которого, будет примерно 50 тысяч тонн бумаги в год. Технологии позволяют это сделать, есть и производители, которые выпускают оборудование для таких небольших ЦБК. И при определенных обстоятельствах такое производство может функционировать. К примеру, оно может захватить некий локальный рынок, отдаленный от общих мировых потоков бумаги, целлюлозы, картона. Целесообразно было бы строить этот комбинат на отдаленной территории.

Но Тюменская область находится как раз на пересечении всех торговых путей – и привести сюда бумагу из Финляндии и Америки не представляет никакого труда. Поэтому вариант строительства локального ЦБК нам не подходит. В нашем регионе нужно строить ЦБК, который выпускал бы конкурентоспособную продукцию. Это должен быть серьезный инфраструктурный комплекс, который производил бы как минимум полмиллиона тонн бумаги, а лучше миллион. Однако, сырья для строительства комбината-миллионника в Тюменской области нет.

Общеизвестно, что у нас нет таких сырьевых ресурсов как в соседних Красноярской, Новосибирской областях, а также на Дальнем Востоке.

Инвестиционный меморандум, который мы два года назад разработали, предполагает строительство ЦБК, рассчитанного на 400 тыс. тонн. На такой комбинат в Тюменской области хватит древесного сырья. Этот ЦБК будет иметь одну бумагоделательную машину объемом 400 тыс. тонн или две бумагоделательные машины по 200 тыс. Это серьезное производство с унифицированным оборудованием. В этом случае мы можем занять определенную нишу на бумажном рынке – это может быть ниша картона или сантехнической бумаги. При этом производство у нас тоже будет не универсальное, поскольку соотношение лиственных и хвойных пород у нас – 70% на 30%. Согласно бумагоделательной технологии – белая и красивая бумага получается из сырья, в котором больше березы. Именно на ней хорошо печатать. Чем больше в сырье сосны или ели – тем она тверже и качественнее. Идеальным является соотношения 50% на 50% – тогда бумага получается очень качественной. А если бумага производится из сырья, соотношение которого 70% березы на 30% сосны – то это могут быть ее различные модификации - печатная, книжная бумага и т.д.

Мы живем не в универсальной местности, где можно производить любую бумагу. В этом есть ряд проблем. И процесс вовлечения инвесторов в будущее строительство довольно сложен. У проекта строительства ЦБК в Тюменской области есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, мы достаточно серьезно проработали этот вопрос – знаем экономические параметры будущего комбината, рынки сбыта, а также имеем достаточно леса, воды, электроэнергии, газа для строительства такого среднего по объемам комбината. К тому же в местах потенциальных для строительства ЦБК есть автомобильное, железнодорожное и водное сообщение. С другой стороны – финская консалтинговая компания Jakko Poyry, изучившая деревообрабатывающий рынок в нашем регионе, дала заключение, что Тюменская область – не самая выгодная территория для строительства ЦБК. По мнению их экспертов, у нас недостаточно леса, в лесном фонде – не оптимально соотношение хвои и листвы. Строительство ЦБК в соседних, более богатых сырьем регионах может повлечь определенные риски.

К тому же строительство ЦБК – достаточно дорогой проект. Стоимость комбината на 400 тысяч тонн без заготовки - около миллиарда долларов.

Важно, что мы вовремя проявили желание строить комбинат - мы везде декларируем это намерение и занимаем четкую позицию, что будем приветствовать любых инвесторов, которые захотят вложить средства в строительство ЦБК. Если бы у руководства области не было такой принципиальной позиции, то этот вопрос бы даже не поднимался. Создание ЦБК в корне бы изменило ситуацию, связанную с лесозаготовками, экономикой, налогами нашего северного узла – Тобольского, Уватского, Вагайского районов.

Основные запасы леса, которые могли бы использоваться в крупном перерабатывающем производстве, находятся в ведении федерального агентства лесного хозяйства. В нашем ведении – лишь сельские леса. И при строительстве ЦБК этот вопрос нужно будет отрегулировать, скоординировав деятельность чиновников всех уровней власти. В нефтяном бизнесе есть понятие двух ключей, когда доступ к нефтяным ресурсам зависит от федеральных органов власти и от региональных. Мы сейчас находимся примерно в такой же ситуации, и при организации заготовки все эти моменты придется учитывать.

- В случае создания отлаженного механизма взаимодействия может ли лесная промышленность стать второй в Тюменской области после "нефтянки" по перспективности?

- Думаю, что пока рано говорить о том, что лесная отрасль – вторая по прибыльности в регионе. Лес, безусловно, второй самый важный ресурс, который можно здесь использовать. На северных территориях сосредоточен огромный лесной ресурс, который может оживить экономику. Но на сегодняшний день у нас на первом месте все-таки то, что связано непосредственно с нефтью - с добычей, транспортировкой, на втором месте – весь нефтесервис. К примеру, нефтяное машиностроение. Оно характеризуется большими объемами производства, емким рынком, серьезными инвестициями, громкими именам. Для того, чтобы обогнать нефтяное машиностроение лесопромышленному комплексу нужно приложить очень много усилий.

- Как бы Вы составили рейтинг перспективности отраслей промышленности Тюменской области?

- Если в мире не произойдет смена основного энергоносителя, - а эксперты утверждают, что в обозримом будущем этого не произойдет, - то, скорее всего, ХМАО и ЯНАО будут еще долго являться производителями нефти и газа. Это значит, что на юге Тюменской области на первом месте еще долго будет находиться машиностроение. Эта капиталоемкая, энергоемкая, наукоемкая отрасль, достаточно дорогая и сложная. Инвесторы, которые будут вкладывать в нее серьезные деньги, не станут рассчитывать на окупаемость в течение двух-трех лет. Здесь период окупаемости - 10-20 лет.

Все эти предпосылки дают основание полагать, что машиностроительная отрасль и нефтесервис у нас еще долгое время будут на первом месте. С точки зрения объемов крупных нефтяных компаний наш вклад в их обороты закупок довольно незначительный, но в объеме промышленности Тюменской области - он самый большой.

На следующие позиции я бы поставил пищевую и перерабатывающую промышленность – они вполне логично занимают второе место. На третьем стоит промышленность строительных материалов - пока у населения, коммерческих предприятий и у бюджета достаточно денег – строительство будет вестись довольно активно.

Дальше идет лесная промышленность. Затем, я бы назвал несколько отраслей не очень характерных для нашего региона, но почему-то здесь сформировавшихся – это легкая и медицинская промышленность. На мой взгляд, медицинская промышленность возникла здесь случайно, особых предпосылок к этому не было. Но в силу того, что такой имущественный комплекс здесь сложился, то он сейчас поддерживается и медицинская промышленность у нас существует.

В Тюменской области развивается и легкая промышленность. В нашем регионе есть люди, которые могут работать в этом секторе, то есть это уже определенная школа. Есть регионы, в которых о таких профессиях даже не слышали, и чтобы создать там производство шерстяных тканей, необходимо привести туда людей, технологии. У нас это все есть – есть представители редких специфических профессий - чесальщицы, валяльщицы, мотальщицы, швеи, которые всегда работали в этой отрасли. У нас есть технологии, есть талантливые руководители, которые строили эти предприятия, выводили их из кризиса. Правда, гораздо больше мне придется перечислять того, чего у нас нет – у нас нет собственного сырья, брэнда, хороших дизайнерских школ, производителей оборудования, денег, инвесторов, нет и понятного рынка сбыта. Хотя наша легкая промышленность во многом пересекается с нефтесервисом – ведь там, где есть запорная арматура, есть и люди, которые ее обслуживают, а они должны быть во что-то одеты. Поэтому мы сейчас активно работаем в этом направлении – способствуем заключению соглашений между предприятиями легкой промышленности и нефтегазовыми компаниями. На все встречи с представителями компаний ТЭК мы приглашаем и руководители предприятий легкой промышленности.

Среди перспективных отраслей я бы выделил и нефтяное программирование. В Тюмени есть очень серьезные программисты, достигшие больших высот в своем деле. Они производят современные операционные системы для обслуживания нефтяных и газовых месторождений.

Предполагается, что в рамках реализации проекта технопарка будут собраны все тюменские наработки по нефтяному программированию. В этот проект будет включен большой блок ресурсосберегающих технологий, повышения добычи трудноизвлекаемых запасов, повышение отдачи пласта.

Наши консультанты предлагают развивать в Тюменской области микробиологию - у нас есть филиал известного российского объединения "Микроген". По их мнению, Тюмень могла бы стать еще и таким высокотехнологичным центром – здесь есть серьезные задатки для развития медицинской хирургии и прочих направлений.

- Как идет реализация проекта строительства в Тюмени металлургического комбината?

- Сейчас есть еще некоторая неопределенность в судьбе будущего металлургического комбината, хотя очень многое свидетельствует о том, что этот проект будет доведен до конца. Подписанию соглашения с Уральской горно-металлургической компанией предшествовал большой период разведывательной деятельности, изучения рынка, региона, движения потоков вторчермета. После этого мы прошли сложный путь выбора земельного участка, стадию предпроектных согласований. Сейчас все подготовительные вопросы решены, УГМК приобрела завод ОЗМИ - Опытный завод металлоизделий, сейчас это уже компания "Металлы Тюмени". На этом производстве планируется создание линий по брикетированию вторичного сырья и подготовке его к переплавке. На новой площадке будет построен металлургический комбинат с объемом производства 500 тыс. тонн в год. Это серьезный проект, территория будущего комбината - 500 метров на 1,5 км. Там будут построены большие цеха для переплавки стали, внушительных размеров прокатный стан. Потребление электроэнергии на будущем комбинате составит 120 мегаватт. Таких мощных производств у нас еще не было.

Строительство такого производства в Тюменской области стало возможным в связи с благоприятным инвестиционным климатом, сложившимся в регионе. Немаловажны и логистические совпадения. Региональная инвестиционная политика такова, что мы приветствуем все компании, желающие вложить средства в создание у нас различных производств. Как минимум – приветствуем, а затем они получают еще ряд неплохих льгот.

К примеру, нам удалось разместить у нас компанию "Очаково" - и теперь в Тюмени идет строительство этого комбината. Быть может, у нас появиться еще и производство автомобилей или каких-то комплектующих к автомобилям. Иностранным производителям интересен российский рынок. Сейчас у нас в воздухе витает огромное количество идей и предложений, некоторые из них будут обязательно реализованы.

Виктория Анисимова

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024