Как Кар-Вай смог снять шедевр о восточных единоборствах

14:15 11 июня 2013

Картина "Великий мастер" от Вонг Кар-Вая вышла в прокат 30 мая. Это лента об Ип Мане - великом мастере Кунг-Фу, учителе Брюса Ли; и у этого фильма есть шанс навеки войти в список лучших кино о кунг-фу.

В последнее время на мировые экраны вышло не так много фильмов про кунг-фу, да и про любые восточные единоборства. Во всех есть несколько одинаковых ошибок. Первая – неудачная постановка драк. Вторая – злоупотребление спецэффектами.

Сегодня в кино возможно все, что душе угодно – например, нарисовать новую Вселенную на зеленом студийном фоне. Естественно, тема кунг-фу со всеми кружащими вокруг него веками легендами не могла остаться в стороне в этой вакханалии спецэффектов. Но, к сожалению (или к счастью?), кунг-фу уже стал не столь популярен, как раньше, когда на экраны выходили тысячи фильмов в год про восточные единоборства, когда Джеки и Брюс были молоды. Первые фильмы, которые выходили на экраны, будоражили. У зрителя мурашки носились по спине, когда стены взрывались, как от водородной бомбы, а кровь хлестала, как из гидранта... И фильмов через 15 зрителю это наскучило. Но "Великий мастер" смог избежать типичных штампов и ошибок.

Как отметила Мэгги Ли (журнал «Variety»), Вонг Кар-Вай «превзошёл все ожидания». И это действительно так. Фильм красив, цвета до безобразия прекрасны. Все драки настолько проработаны, что мы видим своими глазами мастерскую технику бойцов, чувствуем через экран, как они напряжены, как напряжен их дух. Кар-Вай умудрился снять красивейшую историю любви, чести, долга, смешал это все с кунг-фу и не испортил фильм.

Кстати, впервые мы видим кунг-фу эпохи середины 20-ого века, и это потрясает воображение. Мода того времени, показанная через призму Китая, атмосфера заставляют восхищаться кинолентой. Так как фильм все-таки биографичен, некоторые сцены сняты в стиле, в котором снимают ретроспективы и биографические картины на канале "Культура", и иногда проскальзывает реальная ретроспектива того времени. Не обошел стороной Кар-Вай и один из столпов фильмов о кунг-фу - философские разговоры. А символы? Это же Кар-Вай! Вспомните белую шляпю Ип Мана (на нее за весь фильм не садится ни пылинки) - метафора чистого внутреннего мира Мастера.

Саундтрек настолько хорош, что сердце захватывает. Душа болит, когда начинают выть скрипки, тем более, что на экране происходит такое, что и без музыки грустно и тяжело. Может, кто-то скажет, что в фильме не до конца раскрыты характеры персонажей. И что эмоции героев похожи на эмоции статуй. Но это начинаешь осознавать только через нескольких часов после просмотра. Так что, наверное, это не так уж и важно.

Итого: Кар-Вай каким-то образом смог снять сентиментальный фильм о драках. И драки в нем занимают далеко не главное место. Вернее, главного места вообще нет: боевка идет наравне с чувством долга, любовью, жаждой мести, достоинством, воспитанием, гордостью, предательством и великой силой духа. В общем, хотите погрузиться в эпоху Кунг-Фу, прочувствовать ее до глубины души? Тогда вам в кино. И идите быстрее, сеансы скоро закончатся.

Полную версию рецензии вы можете прочитать и обсудить в тюменском ЖЖ-сообществе «ТопТюмени», пройдя по ссылке http://toptyumen.livejournal.com/209007.html.

Кино смотрел Андрей Чапыгин

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024