В год 90-летнего юбилея компании РОСГОССТРАХ мы встретились с директором ее тюменского филиала Екатериной Гехт, чтобы поговорить о компании и о страховом рынке.
Екатерина Семеновна, расскажите вкратце об истории компании, как она была создана?
6 октября 1921 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет «О государственном имущественном страховании». Для проведения страховых операций было учреждено Главное Управление Государственного Страхования – Госстрах. Сейчас 6 октября в России отмечается как День страховщика, поскольку развитие российского рынка страховых услуг неразрывно связано с историей Госстраха и его правопреемника – компании РОСГОССТРАХ.
О советском периоде работы Госстраха можно говорить очень много – столь богата его история. Так, в годы Великой Отечественной войны Госстрах передал в государственный бюджет около 5,8 млрд рублей. На эти средства был создан танковый полк, который с боями прошел всю войну. Тяжелые военные и послевоенные годы, оттепель, застой, период перестройки, развал СССР - все это время РОСГОССТРАХ прошел вместе со страной. Госстрах всегда являлся важной составляющей финансовой системы страны, мощным стратегическим резервом денежных средств для государства. Одновременно он выполнял важную миссию – обеспечивал защиту жизни и здоровья, материальных интересов миллионов жителей страны.
Когда Госстрах стал «Росгосстрахом»?
После распада Советского Союза. В 1992 г. решением Правительства правопреемником Госстраха РСФСР стала Российская государственная страховая компания. От имени государства учредителем выступило Госкомимущество России, которое являлось держателем 100% акций компании. За ОАО «Росгосстрах» был сохранен статус учредителя дочерних страховых обществ.
В первые непростые годы рыночных реформ «Росгосстрах» - некогда могучая монополия - начал терять свои позиции. Появились молодые агрессивные коммерческие страховые компании, которые бросились «завоевывать» еще только формировавшийся рынок страхования. Проблема усугублялась тем, что на протяжении десяти лет в компанию не делалось никаких инвестиций - в силу объективных обстоятельств у государства как собственника попросту не находилось таких огромных средств.
Проведенный в 2002 году аудит показал, что во многом потенциал Госстраха был ослаблен. Компания собирала всего 150-180 млн долларов в год. Низкие сборы, ветхие офисы, ручной учет, мизерные зарплаты, отсутствие корпоративных стандартов. Между тем, для решения общегосударственной задачи обязательного страхования автогражданской ответственности, закон о котором был принят в июле 2003 года, времени оставалось ничтожно мало. При этом именно в регионах сохранилась большая часть квалифицированных специалистов, агентский корпус с успешным опытом страхования. Сохранилась и уникальная общефедеральная сеть представительств. В этом виделся залог будущих побед.
Инвесторы приняли решение быстро и полностью поменять систему управления бизнесом. И дух оказался сильнее обстоятельств. В кратчайшие сроки, уже в 2004 году компания вновь вернула себе лидерские позиции на классическом страховом рынке и сохраняет их до сих пор.
Что сегодня представляет собой РОСГОССТРАХ?
Сегодня РОСГОССТРАХ - это Группа компаний, оказывающая услуги не только по классическому страхованию имущества и ответственности. В Группу, помимо собственно страховой компании РОСГОССТРАХ, входят: компания РОСГОССТРАХ Жизнь, занимающаяся страхованием жизни и добровольным пенсионным обеспечением, «РГС-Медицина», осуществляющая операции по обязательному медицинскому страхованию, Страховая группа «Капитал». В 2011 году активную работу начал Негосударственный пенсионный фонд «РГС», появился РОСГОССТРАХ БАНК. По сути дела, сформирован универсальный финансовый институт, который уже предлагает клиентам широкий спектр финансовых продуктов и услуг.
Один из наших клиентов как-то пошутил, что в какой бы населенный пункт он ни приехал, он всегда встречает три цвета: зеленый, синий и красный. Т.е. корпоративные цвета Сбербанка, Почты России и РГС. И действительно, РОСГОССТРАХ сегодня имеет самую широкую среди страховщиков филиальную сеть. По всей стране работает более 3 000 страховых агентств и отделов, пунктов урегулирования убытков, более 60 тысяч страховых агентов. В Тюменской области страховых отделов и агентств насчитывается 51, работают около 1 000 страховых агентов, плюс огромное число автосалонов, страховых брокеров, предлагающих наши полисы.
Услугами компании сегодня пользуются более 45 миллионов жителей нашей страны, свыше 240 тысяч предприятий. В Тюменской области компания ежегодно оформляет свыше 670 тысяч договоров страхования. В первом полугодии 2011 года общие выплаты Группы компаний РОСГОССТРАХ (без ОМС) превысили 21,7 млрд рублей. Иными словами, еженедельные выплаты гражданам достигают огромной цифры - около 1 млрд рублей! Выплаты в Тюменской области составляют в среднем 22,7 млн рублей в неделю.
Давайте поговорим о страховом рынке. В результате кризиса 2008 г. многие страховщики столкнулись с проблемой неплатежеспособности, часть компаний лишились лицензий. И сейчас аналитики прочат вторую волну кризиса. Число страховщиков еще более сократится?
На протяжении последних трех лет мы наблюдаем процесс ухода с рынка неплатежеспособных компаний. Причина их неплатежеспособности – вовсе не кризис, а перекос портфеля в сторону убыточных видов - ОСАГО и каско, а также высокие комиссионные агентам, демпинговые цены. Кризис лишь вскрыл проблему, т.к. сократились платежи по всем видам страхования. Не только мелкие, но и средние компании покидали рынок. И только сильнейшие получили возможность развития. Так, РОСГОССТРАХ улучшил во время кризиса свои финансовые показатели, долю на рынке и клиентскую базу.
Столкнувшись с проблемой невыплат, страхователи стали более осознанно подходить к выбору страховой компании. К ним пришло понимание того, что полис нужно приобретать в надежной компании, и на протяжении последних двух лет можно было наблюдать переток клиентов из небольших и неблагополучных компаний в компании-лидеры. В пользу нашей компании сыграл и 90-летний опыт работы.
Я не сторонник прогнозов относительно второй волны кризиса. Но число страховщиков действительно может сократиться. С 2012 года размер минимального уставного капитала для страховщиков вырастет в четыре раза. Эта мера призвана гарантировать исполнение обязательств перед клиентами. Между тем, 65% компаний еще не приступали к увеличению уставного капитала. Таким образом, к моменту вступления в силу новых требований с рынка может уйти еще около 200 компаний, по тем или иным причинам не исполнивших требование закона по капитализации. Останутся только серьезные надежные страховщики, которые будут развивать страховой рынок.
Какие виды страхования, по вашему мнению, нуждаются в развитии в первую очередь?
Во-первых, страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов (ОПО). Закон об обязательном страховании ОПО вступит в силу 1 января 2012 года. Это своего рода автогражданка на тот случай, если в результате аварии на опасном объекте пострадают люди. Не стоить думать, что опасные объекты находятся где-то далеко. Это не только гидротехнические сооружения и хранилища с горючими и токсичными материалами, но и АЗС, котельные, лифты, эскалаторы.
По сравнению с действующим законодательством новый закон устанавливает более высокие страховые суммы, расширен перечень страховых событий. Т.е. выплаты пострадавшим будут более адекватными. И, как и в 2003 году, когда вводился Закон об ОСАГО, страховщики сейчас ведут активную подготовку, в т.ч. занимаются вопросами автоматизации процессов, введением регламентов, методологией, организацией перестрахования – т.е. ведут работу по построению инфраструктуры этого вида страхования, чтобы к 1 января закон мог заработать.
Во-вторых, нуждаются в развитии имущественные виды страхования: страхование квартир и строений. После летних пожаров 2010 года выяснилось, что только 15% строений были застрахованы. Пожары тогда имели массовый характер, поэтому государство включилось в решение этой проблемы. Но гарантировать, что затраты государства на устранение последствий подобных явлений будут ежегодными, никто не может – это серьезные расходы для бюджета. А если пожары единичные, не носят массового характера – то это личное несчастье конкретного человека. Стимулировать развитие этого вида страхования могло бы льготное законодательство, если бы государство возмещало потраченные на страховку деньги путем возврата вычетов НДФЛ.
Государство от этого только выиграет, т.к. ему уже не придется оказывать материальную помощь людям, чье жилье пострадало в результате пожаров или стихийных бедствий. Альтернативой налоговым льготам может стать программа государственного субсидирования. В рамках такой программы государство может участвовать в уплате страховой премии по договору страхования жилья, принадлежащего гражданину, тем самым либо увеличивая объем страхового покрытия, либо снижая расходы собственника на страхование.
Нуждается в развитии и накопительное страхование жизни. Сегодня доля «жизни» в общем объеме страховых премий составляет только 4,5%. Между тем, это социально значимый вид страхования. Накапливая за определенный период времени желаемую сумму, клиент страховой компании при этом получает финансовую защиту на случай травмы, установления инвалидности, в случае смерти страхователя выплату получают его наследники. Страхование жизни способствует повышению личного благосостояния граждан и налоговые льготы по этому виду страхования также могли бы стимулировать население к заключению договоров.
Неужели только налоговые льготы могут популяризировать страхование?
Нет, но если посмотреть на опыт западных стран, то развитие современного рынка страхования там в течение многих лет стимулировалось благоприятным режимом налогообложения и введением обязательных видов страхования. И сегодня практически каждая европейская семья имеет полисы страхования имущества и жизни. Это выгодно как государству, т.к. повышается уровень благосостояния его граждан, так и самим страхователям. Конечно, невозможно заставить людей задуматься о своем будущем. Но можно простимулировать их, как это делается на Западе.
В юбилейный год РОСГОССТРАХ давал своим клиентам 90 обещаний улучшить сервис. Что из них выполнено?.
Обещания постепенно выполняются и к концу юбилейного года должны быть выполнены все. Так, клиент по ОСАГО сейчас может выбрать: получить выплату деньгами или отремонтировать автомобиль на СТО. И я считаю, что за такой формой работы будущее, т.к. пропадает предмет спора между клиентом и страховщиком.
Введено SMS-информирование клиентов о статусе выплатного дела.
При страховании загородных строений всем клиентам проводится бесплатная оценка страховой стоимости строений.
Для наших клиентов на сайте создан личный кабинет. Новый сервис хранит все расчеты по страховым продуктам, сделанные на сайте, дает возможность оформить покупку сразу нескольких полисов одной заявкой.
Предоставлены 90 именных стипендий лучшим студентам России, в т.ч. и студентам из Тюмени.
Обещание, которое выполняется на данный момент - мы дарим полис страхования жизни с оплаченным первым годовым взносом каждому ребенку, родившемуся в день нашего 90-летия — 6 октября 2011 года. На территории Тюменской области за полисами обратились уже 39 родителей.
Все обещания и отчеты об их исполнении опубликованы на сайте RGS.ru
Спасибо за интересную беседу.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru