National Business: время переосмысления

18:01 29 сентября 2010

Журнал «National Business» работает на издательском рынке Тюмени уже пятый год. Это ли не повод, чтобы остановиться, задуматься, куда движется предприятие, подвести некоторые итоги, может быть, честно признаться в своих ошибках и рассказать о планах на будущее. Об этом мы побеседовали с председателем совета директоров National Business в Тюменской области Валерием Гутом.

– С чего началось развитие National Business в этом регионе?
– Первый номер нашего журнала вышел в апреле 2006 года, объемом всего лишь в 80 страниц. С одной стороны, номер получился очень наивным, с другой, именно в нем были заложены основные вехи и принципы работы.

Во-первых, это герои на обложке. Для нас всегда было важным общаться не столько с состоявшимися людьми города, сколько с очень перспективными. Часто о персоне с обложки нас спрашивали: «А кто это?». Проходило время, и эти предприниматели становились известными. Конечно, мы ставили разных, в том числе и известных людей. Сегодня мы бы хотели продолжить эту тактику, то есть искать перспективных руководителей разных отраслей бизнеса и работать с ними.

Кроме того, помимо профессиональной сферы, нам всегда хотелось показать нашего героя как личность. Бизнес ведь во многом зависит от руководителя – нам всегда была интересна эта параллель. Мы просили говорить не только о бизнесе, но и о себе, своем окружении, целях, планах, мечтах.

– И насколько хорошо получается «разговорить» главных героев? Бизнесмены не всегда любят говорить о себе откровенно.
– Полностью с вами соглашусь. С некоторыми руководителями это удается благодаря личному знакомству. Но иногда человек не хочет раскрываться, и мы вынуждены в подготовке материала опираться на достаточно скудную, общую информацию. Это, конечно же, влияет на рейтинг читабельности. Но краеугольный камень – сам журналист, который берет интервью. Если он мастер – у него все получается.

Однако я бы хотел продолжить перечисление основных принципов работы журнала.
Во-вторых, мы всегда старались публиковать материалы, полезные для бизнеса. При этом авторы делали достаточно простой срез информации, за что журнал иногда ругали – якобы мы поверхностны, не зрим в корень. Часто в этом нет смысла – многим бизнесменам не хочется нырять в темные глубины, им достаточно уловить несколько важных мыслей, которые и дадут толчок к дальнейшему размышлению.

В-третьих, мы посвящали страницы историям известных людей. Казалось бы, про них уже все всё знают, но в основном это «всё» – то, что лежит на поверхности. Мы не ставим задачу рассказать о герое как можно подробнее, мы и здесь стремимся просто расставить основные акценты.

В-четвертых, именно наш журнал начал проводить множество различных деловых мероприятий – «круглые столы», бизнес-форумы, дискуссии, интеллектуальные бои, деловые завтраки. Тогда этот event-рынок был почти не заполнен, и мы поняли, что за этим форматом будущее. В 2007 году журнал даже был лидером по проведению бизнес-встреч в городе – более 40 в год. Но это всегда было очень непростое занятие: чтобы собрать серьезных руководителей за одним столом, приходилось проделать кучу невидимой работы, а полностью исключить риски неявки было попросту невозможно.

– Вы и сегодня активно проводите мероприятия?
– Сейчас мы уже не работаем в таких объемах. Когда наступил кризис, мы отказались от многих форматов мероприятий и сократили свою активность. Теперь мы понимаем, что это было неправильно. Прошло два года, и время показало, что event-мероприятия «живее всех живых». Ведь «круглые столы», где дискутируют руководители разных предприятий, – своего рода барометр, отражающий изменения, происходящие в региональном бизнесе. Сегодня мы хотим возобновить эти позиции, выйти на докризисный уровень, поэтому сейчас сосредоточились на поиске профессиональных event-менеджеров.

– Вам не кажется, что сейчас уже неактуально проводить «круглые столы»? Это делают все: практически каждый журнал и вдобавок самые разные предприятия.
– Пусть это будет мое субъективное мнение: не кажется! Мы в свое время росли именно на «круглых столах», стремясь делать их как можно более интересными, приглашать к участию в них самых известных бизнесменов города. Данная идея, думаю, относится к разряду извечной. «Круглые столы» не могут устареть, и их никогда не будет много.
Но поискать немного иной формат, полагаю, стоит. Больше внимания уделять мелочам, так называемым несущественным деталям. «Хорошее» и «плохое» мероприятия порой совершенно неотличимы. Но при детальном анализе видно – иногда модератор не очень хорошо подготовлен, иногда выбрано неудачное помещение и так далее. Мы осознали, что в проведение мероприятий надо больше вкладывать: и времени, и денег, и сил.

– На этих мероприятиях чаще всего присутствуют одни и те же персоны, это не надоедает?
– Человек – самая нестабильная «субстанция», он каждый день – разный. Люди порой приходят те же, но они развиваются, гибко реагируют на текущие события, так сказать эволюционируют, меняют свои взгляды под воздействием окружающей среды. Особенно сегодня. Преодолев кризис, они накопили еще больший опыт, мудрость и силу, им есть чем поделиться с другими. Например, те, кто постоянно общаются с Эдуардом Омаровым («Кванта+»), Ольгой Езикеевой (Фонд развития и поддержки предпринимательства ТО), Вадимом Шумковым (Департамент инвестиционной политики и господдержки предпринимательства ТО), знают, что они всегда полны самых разных идей и их житейской мудрости хватит на сотни «круглых столов». Эти и многие другие известные руководители действительно небезразлично относятся к развитию малого и среднего бизнеса в регионе, потому они и посещают так много деловых мероприятий. Более того, они и делают то, о чем говорят, у них впечатляющие результаты по любому из направлений, за которое берутся.

– Какие еще традиции хотелось бы продолжить в журнале сегодня?
– Еще на старте своей работы мы много внимания уделяли малому бизнесу. Нам почему-то казалось, что к этим компаниям СМИ обращаются нечасто. Мы понимали их нужды и чаяния, потому что сами тогда были небольшим коллективом и видели, что нет прямой закономерности между размером предприятия и масштабами его деятельности. Если предприятие маленькое, это не значит, что оно будет таким всегда. Одно время мы пытались взять курс на написание материалов о крупном бизнесе, но наши читатели дали нам понять, что лучше прочтут об этом в «Эксперте», «Коммерсанте», «РБК». Наша миссия – доносить информацию локальную.

Сегодня мы, как и раньше, будем ориентироваться на развитие малого и среднего бизнеса. Мне кажется, будущее именно за динамичными, амбициозными, идущими в ногу со временем компаниями. Государство выделяет значительные средства на развитие малого предпринимательства, и мы считаем, что в ближайшие 2–3 года будет наблюдаться бурный рост небольших компаний. Уделять внимание этому не совсем заметному пока процессу – наша осознанная стратегическая задача. Мы бы не хотели оставлять без внимания такие сферы, как строительство, ритейл, информационные технологии, консалтинг, автомобильный бизнес (который в этом году показывает очень хорошую динамику), предприятия сферы услуг. Прогнозируют большие перспективы и у сельского хозяйства.

Еще один вопрос, который нам всегда был интересен, – это взаимодействие бизнеса и власти. На мой взгляд, начиная где-то с 2000 года, в России запустились процессы интеграции власти и бизнеса, а в нашем регионе они особенно выражены. Исчез некий жесткий антагонизм – власть отдельно, бизнес отдельно. Как бы ни противопоставляли бизнес и власть, что это «масло и вода», «инь и янь», во всем мире они все равно ищут возможности для эффективного взаимодействия. Так, сегодня много говорят о частно-государственном партнерстве, и мы стараемся не отставать от тренда, публиковать больше материалов по данной теме, брать интервью у местных чиновников и политиков.

Если подвести некий итог, сегодня мы хотим продолжить то, с чего начинали. В первые годы мы многое делали по наитию, не зная, правильно это или нет. И самое интересное, что через два года достаточно успешной работы… решили поменять формат, обновиться, так сказать: убрали проведение мероприятий, стали больше писать о мировых тенденциях, а не о событиях родного региона. Сейчас мы понимаем, что это, скорее всего, было зря. Вместе с водой мы выплеснули и ребенка. Есть ряд ошибок, которые мы осознаем и признаем.

– В чем именно заключались ваши ошибки?
– Первая – это чрезмерные амбиции. Начиная с 2006 года, мы неоднократно пытались ускорить свой рост за счет интенсивной работы. Кроме издания журнала мы распылялись на разные краткосрочные проекты, пытались сделать дополнительными видами бизнеса организацию мероприятий, маркетинговые исследования, работу с другими рекламными носителям. И, соответственно, стали меньше времени уделять журналу.

Это было в корне не верно. Каждый должен заниматься своим делом: мы издаем журналы в Тюмени, и нужно сосредоточить внимание и силы на том, что происходит. Сейчас мы убеждены, что ничто хорошее не может делаться быстро. Мой научный руководитель как-то сказал: даже если девять девушек объединятся в своих усилиях, они все равно не смогут родить ребенка за один месяц. Если происходит какой-то естественный процесс, не надо искусственно его ускорять. Это похоже на постоянный быстрый бег: усталость накапливается, производительность падает.

Вторая ошибка заключается в попытке преодолеть границы своего ареала. Раньше мы пытались выйти на область, чуть ли не на всю Россию. Это было не совсем правильно, достаточно быть тюменскими и качественно работать в границах родного города. Где родился, там и пригодился.

Третья ошибка – слишком интенсивная работа с персоналом, его переподготовкой, обучением. Мы пытались как можно быстрее повлиять на то, чтобы новичок стал профессионалом. И потеряли очень много хороших работников только потому, что резко повышали планку, непрерывно требуя от них все новых свершений. В конце концов, это ни к чему не привело.

Сегодня мы хотим действовать внимательнее, сдержаннее, спокойнее. Пришло время остановиться и понять: куда мы бежим, зачем. В попытках поймать журавля в небе мы можем упустить синицу – то, что наработали, а мы не хотим терять уважение и любовь своих тюменских читателей. Ведь издаем журнал мы не для себя, а для них.

– Вы являетесь филиалом федерального журнала. А каков в ваших изданиях объем регионального контента?
– Вначале только около трети материалов занимала региональная доля, остальные материалы мы получали по франшизе. За несколько лет мы довели эту пропорцию до прямо противоположной. Здесь хочется сказать отдельное спасибо руководству издательского дома: оно понимает нас и не упрекает за то, что большее количество материалов посвящено именно Тюмени.

Мы писали и будем писать обо всем, что касается бизнеса в тюменском регионе. Кстати, путешествуя по России, я нигде не видел такого количества социальной рекламы о любви к своему городу. И патриотизм, присущий нашим горожанам, это не провинциальная болезнь, которую иногда любят слегка покритиковать столичные гости, это осознанное чувство.

Без любви ничего не может делаться хорошо. Это касается всего. И без осознанной любви к своему городу никогда не сделать журнал, который примут горожане, а поскольку в наших планах наращивание доли рынка именно в Тюмени, мы должны жить и работать в ритме этого города.

– Вас не смущает, что значительную долю среди публикаций занимают PR-материалы?
– Как-то я пришел в гости к директору одного известного в городе кадрового агентства, и она мне призналась: «Ваш журнал всегда лежит у меня на столе. Он полезный. Прежде всего, из-за большого количества местных интервью. Потому что я вижу, чем живут и о чем думают наши бизнесмены». Каждый человек ищет не интересный журнал в целом, а интересный журнал для себя. Например, кадровым агентствам важно видеть, кто в городе «светится». Бизнесменам какой-либо отрасли интересно читать про конкурентов. В этом плане мы являемся неким GPRS-навигатором с «вшитой тюменской картой». Открываешь журнал – и сразу видно, кто в каком направлении движется.

Соглашусь с тем, что не всем нравится читать PR-материалы. Но мы при всем своем желании не можем претендовать на то, чтобы удовлетворить спрос любого читателя, которому попали в руки. Мы вынуждены сегментировать. Например, раньше, когда мы публиковали стенограммы «круглых столов», нам иногда звонили и говорили: «Скучно!». Но никогда, ни одного раза за пять лет работы мы не услышали этой фразы от представителя бизнеса, причастного к теме «круглого стола». Они, как говорится, «до дыр» все вычитывали, им это было интересно.

Чем больше в журнале местных бизнесменов, тем журнал живее. Мы нашли свою аудиторию – это известные бизнесмены Тюмени, а также те, кто хочет ими быть. Наше издание – это место для живого общения успешных предпринимателей города. Эта линия будет продолжена в дальнейшем, и мы не видим ни одной причины когда-либо сменить ее.

– Будут ли какие-то изменения в дизайне журнала и качестве полиграфии?
– Дизайн National Business был изменен несколько лет назад, он стал более европейским. В ближайшие годы менять его не собираемся, нас и наших читателей он полностью устраивает.
По поводу полиграфии: высококачественная печать сегодня – вещь дорогая, затраты в том числе ложатся на плечи клиентов. Мы, как и любая другая коммерческая организация, ищем пути снижения издержек, ведь сегодня рынок не может расти так, как в 2005 году. В Европе даже Forbes никто не печатает на слишком дорогой бумаге.

– Назовите принципы, которые лежат в основе вашего бизнеса?
– Во-первых, это партнерство, во-вторых, внимательное, даже сверхвнимательное отношение к клиентам, в-третьих, некая аутентичность (полное соответствие тому месту, где работаешь). Еще я бы назвал желание обучаться чему-то новому.

– Готовы подвести некий итог, сжатое резюме всей беседы?
– Это интервью – некая попытка что-то переосмыслить, понять свои сильные и слабые стороны. А что касается дальнейшей стратегии: мы хотим делать то же самое, что и много лет назад, но только лучше, чтобы читатели и партнеры выбирали наше издание.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024