Закон «О полиции» требует доработки - Общественный совет при ГУВД

11:27 16 сентября 2010

Общественный совет при ГУВД по Тюменской области обсудил проект Федерального Закона «О полиции». Обсуждая законопроект, члены Общественного совета оказались едины во мнении о нецелесообразности переименования милиции в полицию и однозначно признали необходимость реформирования Министерства внутренних дел. Активно обсуждая главы нового законопроекта, члены Совета внесли собственные предложения и замечания.

Первое: не оспаривая необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов внутренних дел, и реформирования их деятельности в связи с изменениями в российском обществе, произошедшими со времени принятия в 1991 году Закона РФ «О милиции» Общественный совет при ГУВД призывает руководство Министерства внутренних дел подойти к вопросу реформирования более взвешенно. Нельзя не учитывать, что в исторической памяти народов России деятельность полиции ассоциируется с кровавым воскресеньем 1905 года и властью оккупантов в годы Великой Отечественной войны. За годы своей деятельности с момента создания в феврале 1917 года, после отречения от престола императора Николая II, и до наших дней милиция давно стала профессиональной. Есть более двух десятков вузов МВД, которые готовят специалистов, выросли целые поколения трудовых династий, передавших по наследству высокий профессионализм и чувство долга. А как быть с ритуалами, мемориалами памяти и семьями сотрудников милиции, ценой своей жизни доказавших верность присяге и Родине?

Таким образом, нет никакого исторического, идейного и экономического обоснования для переименования милиции в полицию. И если в главе 2 законопроекта одним из принципов деятельности органов внутренних дел названы «обеспечение общественного доверия и поддержки граждан», то необходимо учитывать мнение большинства населения России по этому вопросу, неоднократно изучаемому как всероссийскими социологическими центрами, так и при проведении опросов в региональных СМИ.

Второе: самой эффективной основой формирования качественного и высокопрофессионального личного состава может стать создание серьезного социального пакета для сотрудников органов внутренних дел, включающего перспективы получения или приобретения жилья и высокий уровень пенсионного обеспечения. Причем закон о деятельности органов внутренних дел должен быть принят одновременно с законом о социальных гарантиях сотрудников.

Третье: в целом, законопроект «О полиции» является слишком большим и трудным для понимания простыми людьми. Нет механизма его реализации. Отсутствует экономическое обоснование всех нововведений с анализом эффективности и возможных негативных последствий. В период подготовки законопроекта активно обсуждался вопрос о снятии с милиции несвойственных ей функций. Однако, среди 40 пунктов статьи 12 «Обязанности полиции» много функций, которые дублируют задачи других федеральных структур. Статья 2 «Основные направления деятельности полиции» содержит пункт 11, который не конкретизирует полномочия и обязанности сотрудников, а наоборот, размытой формулировкой делает их абстрактными.

Закон неоправданно перегружен статьями, содержащими условия владения и использования оружия. Но в России далеко не каждый человек является владельцем оружия, и для этой категории граждан есть отдельный закон.

Четвертое: одной из причин необходимости изменения законодательства о милиции называется процесс демократизации общества. Исходя из этих позиций, вызывает сомнение оправданность упоминания в статье 1 законопроекта права полиции применять меры государственного принуждения, в том числе физическую силу. Достаточно изложить это в специальной главе (главах). Учитывая активизацию политической жизни в стране, дополнить пункт 2 статьи 8 указанием о праве политических партий на получение информации наряду с гражданами, общественными объединениями и организациями. А в пункте 4 этой же статьи необходимо на первое место поставить отчеты руководителей территориальных органов внутренних дел перед гражданами, а затем перед законодательными и представительными органами власти.

Пятое: милиция нуждается в реформировании наряду со всем российским обществом. Главной задачей государства в борьбе с преступностью должно стать формирование законопослушного поведения каждого гражданина, ликвидация правового нигилизма - и это забота не только органов внутренних дел. Шагом вперед на этом пути станет изменение в законопроекте формулировки «граждане могут привлекаться» на «граждане обязаны» оказывать помощь органам внутренних дел. С целью комплектования личного состава МВД людьми с высокими моральными принципами, имеет смысл восстановление прежней практики, когда на службу в милицию рекомендовали трудовые коллективы. А также определить ответственность тех, кто дает рекомендации.

Шестое: нельзя спешить при разработке и принятии нового законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел, надо учесть замечания специалистов и мнение общественности. Необходимо предусмотреть продолжительный переходный период, который будет способствовать упорядочению этого процесса.

После бурного обсуждения законопроекта председатель Правления Тюменского отделения «МедиаСоюза» Евгений Дроздинский выразил общее мнение собравшихся: реформа МВД необходима, но вместо смены названия нужно взять за основу закон «О милиции» и доработать его, оставив народу родную милицию.

В заключение заседания начальник ГУВД по Тюменской области генерал-лейтенант милиции Павел Недоростов заверил, что все предложения, пожелания и замечания будут доведены до сведения тех, кто будет дорабатывать новый законопроект. Также Недоростов отметил, что главная его задача, как руководителя милицейского ведомства области, сохранить профессиональное ядро сотрудников тюменской милиции. И выразил большую благодарность присутствующим за неравнодушие к тому, что с нами будет завтра.

Отметим, что всего органами внутренних дел Тюменской области, управлениями, отделами, подразделениями системы ГУВД было внесено 212 предложений и замечаний.

Проект федерального закона «О полиции», подготовленный в соответствии с Указами Президента России «О мерах по совершенствованию деятельности ОВД РФ» и «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» впервые в истории нашей страны вынесен на всенародное обсуждение, в том числе в сети Интернет. Законопроектом предусмотрено комплексное решение задач по устранению несогласованности норм, содержащихся в различных нормативно- правовых актах страны, а также пробелов в правовом регулировании деятельности милиции.

Основными целями законопроекта являются: закрепление партнёрской модели взаимоотношений полиции и общества; чёткое определение обязанностей и прав полиции и правового статуса сотрудника; обеспечение правовых гарантий укрепления законности в деятельности полиции и повышение результативности её работы; усиление антикоррупционной составляющей в деятельности полиции; освобождение ее от несвойственных функций и дублирования функций других госорганов.

При разработке законопроекта учитывались, принципы и подходы к модернизации страны, сформулированные в Послании Президента России от 12 ноября 2009 года, преобразования, которые осуществляются в правоохранительной сфере, достижения науки, отечественный и зарубежный опыт функционирования полицейских институтов.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024