В год 65-летия Тюменской области Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам подводит итоги 10-летней деятельности системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тюменского региона. Вступивший в силу 31 января 1998 года Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» стал отправной точкой для создания нового государственного института — системы государственной регистрации прав, и заложил основы в развитии новых имущественных отношений и формировании цивилизованного рынка недвижимости.
Еще одна знаменательная дата — 5-летие с момента создания Федеральной регистрационной службы Российской Федерации, образованной указом Президент от 13 октября 2004 года № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы». Согласно этому указу, а также распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2004 года 3 1647-р Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам становилось правопреемником по всем правам и обязанностям Управлений Министерства юстиции РФ по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам.
О становлении системы государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней на территории Тюменской области мы попросили рассказать руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам Александра Алексеевича Одинцова.
— Александр Алексеевич, что послужило основанием для принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»?
— Коренные изменения в области имущественных отношений связаны, прежде всего, с масштабными политическими и экономическими преобразованиями, начатыми в нашей стране в начале 1990-х годов. В этот период была проведена активная законотворческая работа по вопросам, связанным с возникновением, изменением и прекращением права собственности.
В 1993 году была принята Конституция России. Впервые в Конституции охрана прав частной собственности была закреплена за государством: один из пунктов главного российского закона гласит, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Однако главным импульсом для возникновения в нашей стране полноценной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним явилось вступление в силу с 1 января 1995 года Гражданского кодекса РФ. Именно в нем впервые были регламентированы не отдельные положения о государственной регистрации прав на некоторые объекты недвижимости, а система норм, призванная определить обязательность и правовое значение регистрации прав на недвижимое имущество.
Гражданский кодекс РФ, регулируя гражданско-правовые отношения, в том числе отношения, связанные с возникновением и порядком осуществления права собственности и других вещных прав, стал основой для принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью.
— Назовите основные положения закона, регламентирующие деятельность органов по регистрации прав собственности?
— В Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сформулированы важнейшие положения, определяющие облик системы государственной регистрации прав. Закон устанавливает единые на территории всей страны требования к законодательству о госрегистрации прав собственности, определяет структуру Единого государственного реестра прав собственности (ЕГРП), а также структуру государственного органа, который уполномочен проводить государственную регистрацию прав.
Также закон закрепляет единый порядок государственной регистрации прав и предоставления информации о зарегистрированных правах на все объекты недвижимости, определяет единые виды ответственности за правонарушения в данной сфере. Наконец, закон позволяет получать информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, расположенные в российских регионах, в любом территориальном органе госрегистрации.
— Какие первоочередные задачи стояли перед новым институтом госрегистрации прав на недвижимость?
— Первая задача — защита прав граждан и юридических лиц. Вторая — нововведения были призваны внести ясность в ситуацию, сложившуюся в стране на рынке недвижимости, в частности, четко закрепить за собственниками принадлежащее им имущество.
Сегодня к компетенции Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах; принятие на учет в порядке, установленном Правительством РФ, бесхозных недвижимых вещей; выдача правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.
Важнейшей задачей Управления по регистрации прав является выполнение государственной функции — признание и подтверждение от имени Российской Федерации возникновения, перехода, прекращения, обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, находящееся на территории регистрационного округа. Такое признание осуществляется в процессе государственный регистрации прав собственников недвижимого имущества и обладателей иных подлежащих государственной регистрации вещных прав на него.
Для выполнения указанных полномочий Управление осуществляет ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому второй основной задачей Управления является ведение Единого государственного реестра прав, а также организация его бессрочного хранения.
Управление в целях реализации возложенных на него основных задач осуществляет: прием документов, необходимых для государственной регистрации прав; проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверку наличия ранее зарегистрированных и заявленных прав на недвижимое имущество и сделок с ним; правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав, в целях выявления их соответствия законодательству Российской Федерации, а также проверку законности сделки; выявление оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав; направление юридическим лицам, гражданам, государственным органам и организациям запросов с целью получения сведений и документов, необходимых для государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав; выдачу свидетельства о государственной регистрации прав; совершение специальной регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделки; выдачу информации о зарегистрированных правах; принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ; ведение делопроизводства при осуществлении государственной регистрации прав; обеспечение бессрочного хранения Единого государственного реестра прав, в том числе дел, правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, а также книг учета документов.
С момента создания Управление успешно справляется со своей основной задачей — признанием и подтверждением возникновения, перехода, прекращения и обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество. Сегодня в Тюменской области функционирует система, которая сводит к минимуму риск участников гражданского оборота в сфере недвижимости, обеспечивает учет и разграничение объектов недвижимости между различными собственниками, обладателями вещных прав.
— Александр Алексеевич, как развивалась система государственной регистрации на территории Тюменской области?
— После вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» функции по его реализации были возложены на специализированные Учреждения юстиции. Постановлением губернатора Тюменской области от 15 июня 1998 года на территории Тюменской области был образован единый регистрационный округ. А 21 декабря 1998 года приступило к работе Учреждение юстиции — Тюменская областная Палата государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К 1 января 2000 года система государственной регистрации прав на территории всей Тюменской области была полностью сформирована.
28 января 2002 года постановлением губернатора Тюменской области наименование «Учреждение юстиции» было унифицировано — Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тюменской области.
В период проведения административной реформы в России Министерство юстиции было существенно реформировано, и в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была создана подведомственная Минюсту Федеральная регистрационная служба. 13 октября 2004 года Президент подписал указ «Вопросы Федеральной регистрационной службы», согласно которому Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам становилось правопреемником по всем правам и обязанностям Управлений Министерства юстиции РФ трех субъектов Федерации. В январе 2005 года Главное управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам приступило к реализации возложенных функций.
Деятельность Управления на тот момент способствовала наведению порядка на рынке недвижимости, в общественной, политической, экономической жизни общества, в сфере адвокатуры, нотариата, записей актов гражданского состояния, деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих на территории всей Тюменской области. Процессы демократизации власти, упорядочение требований в сфере общественной жизни страны коснулись и работы Управления. На Федеральную регистрационную службу была возложена реализация Федерального закона «О политических партиях», переданы большие полномочия в рамках изменений в Законе «О некоммерческих организациях». Большое значение приобрело участие Управления в реализации Национального проекта «Доступное жилье — гражданам России». Значительно сократились сроки регистрации федеральных социально значимых программ, жилищных сертификатов военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, ипотеки.
В 2008 году Федеральная регистрационная служба перешла из ведения Министерства юстиции Российской Федерации в подведомственность Министерства экономического развития Российской Федерации. В декабре 2008 года вышел Указ Президента РФ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», которым предусмотрено объединение системы кадастрового учета и системы регистрации прав и картографии. С этого момента начинается новый этап в становлении Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам.
В настоящее время в регистрационном округе работает Центральный аппарат в Тюмени и 38 обособленных подразделений (отделов), расположенных в крупных населенных пунктах Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
— Каких результатов удалось добиться Управлению за прошедшие десять лет?
— Надо отметить, что за эти годы проделана большая работа. Вот лишь некоторые факты, подтверждающие это. Всего за весь период деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам поступило более 3 миллионов обращений физических и юридических лиц с заявлениями о государственной регистрации прав. Совершено более 3,5 миллиона регистрационных действий. Выдано более 9 миллионов справок и выписок из Единого государственного реестра прав. И в этом году результаты деятельности Управления показывают определенную динамику роста, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране.
Так, с начала года в Управлении совершено порядка 408 тысяч регистрационных действий, что на 16% больше чем в прошлом году. На юге Тюменской области рост регистрационных действий составил 49%. На 23% выросло количество зарегистрированных прав и сделок на нежилые объекты недвижимости. На 46% увеличилось количество регистрационных действий в отношении прав и сделок с земельными участками. Выдано более 1,5 млн. выписок, справок и иной информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
На юге Тюменской области отмечается значительный рост количества зарегистрированных прав и сделок на жилые объекты недвижимости на 33%, на 12% увеличилось число зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве, на 22% — количество ипотечных сделок.
Количество обращений граждан за регистрацией прав в упрощенном порядке в сравнении с 2008 годом возросло на 110%. Зарегистрировано 790 государственных контрактов на приобретение жилых помещений для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, из них — 550 на юге Тюменской области. При приобретении жилья для военнослужащих, переселения из ветхого и аварийного жилья, регистрация государственных контрактов осуществляется в срок не более пяти рабочих дней.
— Александр Алексеевич, в России реализуется Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной гражданской службы РФ на 2009-2013 годы». Расскажите подробнее, как в Управлении ведется работа по подготовке специалистов и формированию кадрового резерва?
— Приоритетным направлением в работе с кадрами для нас является подготовка высококвалифицированных специалистов. Так, еще в 2001 году Российским институтом государственных регистраторов (РИГР) проводилась подготовка специалистов по государственной регистрации прав на базе Института государства и права Тюменского государственного университета. Обучение студентов по специализации «Государственная регистрация недвижимости» проходило с привлечением профессорско-преподавательского состава РИГР и Института государства и права ТюмГУ.
Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО и ТюмГУ связывает многолетнее сотрудничество. Ежегодно коллектив Управления пополняют выпускники Тюменского государственного университета. Для повышения авторитета государственной службы в молодежной среде сотрудники Управления принимают активное участие в «Днях карьеры» и «Ярмарках вакансий», организуемых Тюменским государственным университетом. Студенты вуза проходят на базе Управления преддипломную практику.
Заботясь о подготовке кадрового резерва, специалисты Управления принимают непосредственное участие в обучении студентов вуза: ведут специальный семинар «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для студентов очного и заочного отделений старших курсов юридического факультета. На базе Института государства и права ТюмГУ специалисты Управления совместно с преподавателями университета проводят подготовку арбитражных управляющих по Единой программе обучения, утвержденной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствие с Федеральным законом «О государственной гражданской службе», в Управлении действует конкурсная комиссия на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. Для профессиональной и социальной адаптации вновь принятых сотрудников и кандидатов, включенных в резерв, Управлением осуществляется плановое направление на повышение квалификации.
Стоит отметить, что одним из главных направлений реализации кадрового потенциала страны является формирование резерва управленческих кадров, его эффективное использование. Президент России поставил задачу создать полноценней резерв управленческих кадров в общенациональном масштабе. Для этого у нас разработан Порядок формирования и подготовки управленческих кадров, в соответствии с которым определен и утвержден список «резервистов-управленцев» — 28 человек. Два человека из этого резерва уже назначены на руководящие должности.
Вместе с тем, огромное внимание мы уделяем антикоррупционному поведению государственных служащих. Так в Управлении создана Комиссия по противодействию коррупции. Для формирования антикоррупционной культуры и атмосферы нетерпимости к любым проявлениям коррупции утверждены Правила служебной этики в Управлении, создана Комиссия по урегулированию конфликтов. Для оперативного получения информации о фактах коррупционных проявлений, некорректного поведения служащих в Тюмени в залах приема и выдачи документов установлена система видеонаблюдения. Планируется установка веб-камер на каждом рабочем месте специалистов, осуществляющих прием и выдачу документов.
Не менее важен для профессиональной адаптации и мотивации благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В Управлении этому способствует пропаганда здорового образа жизни. Спортивная команда Управления — участник ежегодной Спартакиады среди территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, действующих на территории Тюменской области. Сборная Управления на протяжении последних лет занимает в общекомандном зачете второе-третье места, разделяя их с представителями силовых ведомств.
— Помимо регистрации прав собственности на недвижимость и сделок с ней Управление выполняет и очень важную социальную функцию по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Выплата задолженности по зарплате на предприятиях-банкротах накладывает большую ответственность на деятельность Управления.
— Действительно, банкротство предприятий и защита прав работников предприятия-должника обретает для нас особую актуальность. Первостепенное значение мы уделяем вопросам выплаты задолженности по заработной плате.
На территории нашего регистрационного округа действует 14 обособленных подразделений саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с общей численностью 118 человек. При Управлении создан Совет представителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В заседаниях Совета принимают участие представители Арбитражного суда, Правительства Тюменской области, налоговых и правоохранительных органов, органов прокуратуры.
Вопросы погашения задолженности рассматриваются на коллегиях и оперативных совещаниях Управления. Мы взаимодействуем с областной и городской межведомственными комиссиями по вопросам оплаты труда. Участвуем в работе Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Тюменской области, оперативной межведомственной рабочей группы по рассмотрению проблем организаций-должников под председательством Губернатора Тюменской области.
Ежемесячно у арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций запрашивается информация о сумме задолженности по заработной плате на предприятиях-банкротах и имеющихся перспективах ее погашения. Данная информация с мая этого года направляется в Антикризисный штаб Тюменской области.
С начала года в Управление поступило 220 жалоб в отношении арбитражных управляющих. В ходе рассмотрения по 90 обращениям составлены протоколы об административных правонарушениях, в том числе 16 протоколов связаны с ненадлежащим исполнением арбитражными управляющими обязанностей по выявлению признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
В законную силу вступили судебные решения о наложении административных штрафов в отношении 67 арбитражных управляющих, 5 арбитражных управляющих штрафы добровольно не уплатили, в связи чем исполнительные документы переданы в Управление службы судебных приставов для взыскания в принудительном порядке. С начала года Управление приняло участие в рассмотрении 626 дел в области несостоятельности (банкротства).
— Александр Алексеевич, сейчас органы Росрегистрации переживают реорганизацию в масштабах всей страны. Скажите, для чего это нужно и что это даст простым гражданам?
— Президент и правительство поставили задачу создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. Представляя в июне проект Концепции создания единой системы на заседании правительства, заместитель Министра экономического развития Игорь Манылов отметил, что оборот недвижимости в России с каждым годом растет. И с каждым днем предъявляются все более высокие требования к качеству и доступности услуг в сфере оформления прав на недвижимость. При этом в стране сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на бурное развитие оборота недвижимости, возникшие до 1997 года права собственности на значительную часть объектов недвижимости до сих пор не зарегистрированы. Одна из основных причин — большие временные и финансовые издержки, связанные с оформлением прав. Правообладатели вынуждены заниматься сбором всех необходимых для государственной регистрации документов, неоднократно обращаясь в различные органы и архивы. При этом разрозненность служб только усугубляет ситуацию. Поэтому концепция направлена на повышение качества услуг, открытости и «понятности» процедур регистрации и учета для граждан. Кстати, большинство европейских стран, где система учета и регистрации недвижимости создавалась относительно недавно, пошли по пути создания единой системы.
Среди приоритетных направлений Концепции назову следующие: объединение процедур по принципу «одного окна»; развитие электронных услуг и создание единой информационной системы. В ходе реализация этих направлений граждане и организации получат возможность подавать заявления о регистрации и учете недвижимости, ставить на учет земельные участки и расположенные на них здания в режиме одного окна. Станет возможным через Интернет постановка на учет и получение сведений из кадастра и реестра. Электронные услуги по регистрации и учету недвижимости будут доступны на всей территории страны. Будет реализован принцип экстерриториального обслуживания заявителей, то есть вне зависимости от места расположения недвижимости.
Подводя итоги нашей беседы, могу сказать, что в ближайшее время нам предстоит выполнить все поставленные задачи, чтобы обеспечить стабильность в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость и достичь нового уровня оперативности и удобства получения услуг, качественного обслуживания интересов граждан, организаций, государства.
Пресс-центр Управления
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru