Во вторник в Тверском суде Москвы состоялось рассмотрение по существу дела 7 активистов НБП, которые в августе этого года участвовали в захвате здания Минздрава на Неглинной улице. Тогда, напомним, нацболы заняли несколько служебных помещений и, заблокировав двери, взрывали и выбрасывали из окон петарды. Акция НБП была направлена против принятия закона о льготных выплатах.
После оглашения обвинительного заключения судьи спросили у подсудимых, признают ли они свою вину, на что активисты НБП ответили отрицательно. Обвинялись представители партии Лимонова по двум статьям УК - "хулиганство" (статья 213 часть 2) и "уничтожение имущества" (статья 167 часть 2). Между тем, очевидно, что, отказываясь признать свою вину, они не только выразили несогласие с заключением суда, но и вновь выразили негативную оценку монетизации льгот.
В свою очередь, НБП - партия, чья известность объясняется не только заметным литературным статусом и радикальными заявлениями Лимонова, но и умением организации хлестко реагировать на наиболее существенные, как правило, болезненные изменения в жизни России. Акции НПБ, ее внимание к тем или иным фактам современной отечественной истории можно считать индикатором их проблемности.
Правило подтверждается. Пора констатировать, что выразившийся в захвате Минздрава протест нацболов против закона о льготах созвучен настроению части населения России. Правда, граждане протестуют не так ярко, но зато ощутимо с политической точки зрения. Уже говорилось, что снижение электоральных позиций "Единой России" в ряде регионов РФ - Марийской республике, Тульской, Иркутской, Читинской и Сахалинской областях, - явное по итогам выборов в местные парламенты, во многом объясняется именно тем, что избиратели винят партию в проведении через Госдуму непопулярных реформ - в том числе, монетизации льгот. Да и обычных митингов против замены льгот на денежные компенсации по регионам прошло немало. Напомним хотя бы акции, проведенные летом левыми политическими силами в Тюмени.
Таким образом, монетизация льгот, несмотря на успокоительные заявления чиновников и ряда политиков, остается для населения темой, острота которой сохраняется. Поэтому стоит считать символичным тот факт, что буквально накануне заседания Тверского суда в правительстве РФ под председательством Михаила Фрадкова прошло совещание по социальным вопросам, на котором был рассмотрен ход реализации закона о льготных выплатах. Также характерно, что, выступая на совещании, Фрадков обратил внимание на важность изучения общественного мнения о действиях правительства по оптимизации социальной сферы.
Не удивительно и то, что председатель правительства отметил полезность регулярных докладов руководителей регионов о реализации закона о льготных выплатах. Эта практика, по его мнению, способствует большему пониманию проблем и выстраиванию работы с федеральными органами исполнительной власти. Действительно, монетизация льгот - начинание сложное для исполнительной власти в целом и для региональных ее ветвей в особенности: с учетом негативного медийного фона, который уже создан вокруг реформы, и того обстоятельства, что, согласно изменениям в законодательстве, часть льгот от федерального центра теперь передана в регионы. Тем выше цена ошибок регионалов. Тем важнее сейчас для местных чиновников адекватно просчитать механизмы и формы реализации закона о монетизации на уровне субъектов.
На минувшем совещании с докладом о реализации закона о льготах выступил губернатор Тюменской области Сергей Собянин. Представленная им информация дала возможность прояснить вопрос, как обстоит дело с проведением реформы в Тюменской области.
В частности, Собянин сообщил, что в регионе из действующих более десяти только областного уровня различных законов и нормативных актов сформирована нормативно-правовая база, состоящая из 3-х законов: "Они являются кодифицированными нормативными актами, определяющими меры социальной поддержки и социальной защиты всех нуждающихся категорий населения. Основным является закон Тюменской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области". Подготовлен пакет постановлений губернатора, необходимый для реализации данных законов".
При этом, что принципиально, в области сохраняется весь объем льгот, предусмотренных федеральным законодательством. По словам губернатора, в ближайшее время областная дума должна будет принять закон о сохранении льгот по ЖКХ, связи, транспорту. Важно, подчеркнул губернатор, что руководство области признало пока нецелесообразным переходить на денежные компенсации по пассажирским транспортным перевозкам. Собянин отметил, что при нынешней системе на эти цели тратится 286 млн. рублей из регионального бюджета и 69 - из федерального. В случае же перехода на денежные выплаты, на это потребуется до 800 млн. рублей.
Также губернатор сообщил о дополнительных социальных льготах для тех, кто переезжает из районов Крайнего Севера в более благоприятные южные районы. Эту тему он развил уже в общении с журналистами после совещания. Нынешние льготы жителям Крайнего Севера будут сохранены в полной мере, кроме того, из бюджета области будут выделены средства на дополнительные льготы переезжающим из района Крайнего Севера. "Мы будет возмещать из регионального бюджета тем, кто теряет при переезде", - сказал губернатор, заметив, что данная мера будет стимулировать переселение граждан из северных регионов в южные районы.
Помимо того, что сообщил губернатор на совещании, известно, что в рамках проекта бюджета-2005 планируется сохранить в натуральном виде не только транспортные льготы, но и льготы по лекарственному обеспечению, зубопротезированию. Кроме того, в дополнение к адресной денежной компенсации, установленной федеральным законодательством, за счет средств областного бюджета сохранены льготы по проезду на транспорте федеральным категориям льготников, таким как ветераны войны, ветераны боевых действий, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Поэтому прогноз реализации в области реформы по льготам можно считать оптимистичным. В пользу такой оценки говорят и общие показатели бюджета-2005. Он, напомним, заявлен областной администрацией как бюджет социальной направленности. В частности, расходы по отраслям социальной сферы увеличены против 2004 года на 4 730 млн. руб. или на 66%.
Открытым остается лишь вопрос о конкретных механизмах обеспечения льготных выплат. Собственно, об этом говорил заместитель председателя Тюменской областной думы Николай Барышников, комментируя поступивший в региональный парламент проект бюджета на следующий год: "Наш губернатор, я считаю, сделал очень правильно, когда решил, что мы своим законом сохраним все существующие в области льготы. Но теперь нужно все эти льготы обеспечить деньгами. Средства, вероятно, будут проходить в бюджете через строку социальная защита населения. Однако хотелось бы знать структуру этих расходов и схему выплат".
Впрочем, как отмечают комментаторы, конкретизации этих схем можно ожидать ко второму чтению в облдуме - вместе с текстом общеобластной программы "Сотрудничество", формирующей почти треть доходной части бюджета-2005. Пока же очевидно главное - в рамках бюджета следующего года власти региона чувствуют себя уверенно, располагая достаточным финансовым ресурсом для того, чтобы обеспечить мягкий старт монетизации льгот для жителей область. Больше того, консолидированный бюджет, пополнившийся в рамках договора между областью, Югрой и Ямалом по разграничению полномочий, берет на себя дополнительные обязательства в отношении тех, кто переезжает в южные районы с территорий Крайнего севера, а также ряд региональных обязательств в отношении федеральных льготников.
На фоне подобной информации, отмечают эксперты, позитивными представляются перспективы не только жителей региона, имеющих те или иные льготы, но и нынешнего областного руководства. Дело в том, что в текущих экспертных публикациях последствия монетизации льгот в регионах все чаще увязываются с будущим губернаторов, для которых эта реформа оказывается неким проверочным тестом в глазах Кремля. Чем конфликтней и проблемней реформа стартует в субъекте РФ, тем меньше шансов у его главы появиться в списке предлагаемых президентом местному парламенту кандидатов на переизбрание.
В этом контексте и в связи со всем вышесказанным позиция Тюменского губернатора рисуется достаточно прочной (так же как и главы Югры, где, напомним, монетизацию льгот решено перенести на 2006 год, задействовав в 2005-м внутренние окружные ресурсы, в частности, остающиеся доходы текущего года). Официальной Тюмени остается лишь грамотно реализовать свои выгодные стартовые позиции. Полагаем, что произойдет именно так. И молодым активистам радикальных областных объединений (а таковые есть - вспомним помидоры, пламенно летевшие в Бориса Немцова) просто незачем будет устраивать акции вроде московской атаки на Минздрав.
Денис Вологодский
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru