Бюджет-2005: "стыковка" инвестиционных планов области и округов пройдет "в штатном режиме"

22:47 29 октября 2004

Департаментом финансов администрации Тюменской области озвучены первые параметры областного бюджета на 2005 год. В связи с этим по просьбе редакции "NewsProm.Ru" первые данные о бюджете комментирует Наталья Чистякова - руководитель Тюменского представительства Ханты-Мансийского регионального отделения Академии социальных технологий и местного самоуправления.

Июльские соглашения 2004 года между Тюменской областью и входящими в её состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами, знаменующие первый конкретный шаг к экономической и политической интеграции области, стали приобретать конкретное ?финансовое воплощение? после завершения парламентских каникул и озвучивания первых укрупненных показателей областного бюджета.

Новые данные бюджета Тюменской области, могут, конечно, ?заворожить? любого южанина, так как основные показатели бюджета по доходам и расходам увеличились почти в два раза.

Если бюджет на 2004 года утверждался первоначально (законом от 8 декабря 2003 года) с доходами в сумме 19,87 миллиардов рублей, то бюджет на 2005 год предлагается утвердить в объеме доходов, составляющих 39, 65 миллиардов рублей.

Также как и в бюджете 2004 года, в бюджете 2005 года изначально избрана ?концепция дефицита?. При этом, как известно, уходящий год завершается с перевыполнением изначальных плановых бюджетных показателей. И, по всей видимости, также будет развиваться ?история бюджетных доходов? в 2005 году.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в 2005 году должна существенно увеличиться доля капитальных вложений в бюджете Тюменской области. Капитальные расходы в 2004 году в бюджете Тюменской области (на стадии утверждения бюджета) планировались в размере 3,4 миллиарда рублей, т.е. в объеме около 17 %. В 2005 году на финансирование общеобластных программ предполагается направить 16, 4 миллиарда рублей.

Если учесть, что программы и составляющие их перечни инвестиционных проектов, согласно федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" являются одной из основных форм осуществления государственных капитальных вложений, то можно предположить, что не менее половины суммы, запланированной на общеобластные программы, уйдет на инвестиции капитального характера, т.е. будет ориентировано на развитие региона, на перспективу, на наше будущее и будущее наших потомков.

Как известно, и федеральные органы власти, и региональные власти, и органы местного самоуправления не один год затруднялись в порядке формирования целевых программ. Подходы к организации, финансированию, правовому сопровождению таких программ, распределению государственных заказов постоянно совершенствуются и этот процесс совершенствования отражается и в бюджетном процессе Тюменской области.

Если раньше довольно часто встречались программы, где большинство затрат имело характер текущих расходов и соответственно отражалось в бюджете текущих расходов, то сейчас наблюдается движение к некоторой сбалансированности в соотношении между текущими расходами (т.е. расходами на потребление) и капитальными расходами.

Судя по первым данным о содержании общеобластных программ, можно ожидать, что такая сбалансированность между капитальными и текущими расходами будет достигнута и в ходе их реализации.

Как я уже сказала, ?бюджетная культура? с годами совершенствуется и потому прежние ?пустые списки? программ и инвестиционных проектов, теперь постепенно наполняются необходимым содержанием и все мы будем ожидать этого ?текстового наполнения? общеобластных программ и входящих в их состав инвестиционных проектов. Эти тексты, по сути, и будут отражать инвестиционную и экономическую интеграцию Тюменской области и наших нефтегазовых округов. Благоприятным в данном случае является то, что сейчас инвестиционным блоком в администрации Тюменской области руководит первый заместитель губернатора Олег Чемезов, определявший до этого инвестиционную стратегию в Ханты-Мансийском автономном округе, и это своего рода гарантия того, что ?стыковка? инвестиционных планов области и округов пройдет ?в штатном режиме?.

При значительном объеме средств, заложенных в бюджете на реализацию общеобластных программ, наверняка потребуется обоснование полезного эффекта той или иной программы.

В частности, это будет, безусловно, необходимо по программе дорог регионального значения, поскольку о прямой рентабельности таких проектов в северных территориях говорить трудно. Это проекты затратные и по большому счету, ориентированные на общее развитие территории, когда позитивный эффект от таких бюджетных инвестиций опосредованно получает и население, и бизнес, и приходящие в регион частные инвесторы. В этом случае пропорционально сокращаются либо затраты на освоение территории, либо появляются дополнительные доходы от увеличения грузопотоков и пассажиропотоков, либо просто повышается качество жизни населения.

Тех жителей юга области, кто менее ?социально мобилен?, не готов мигрировать с севера на юг и обратно, связывает свои возможности только с южной территорией и во многом - с социальной помощью из бюджета, конечно интересует то, сколько конкретно из финансов, дополнительно полученных ?от объединения?, поступит в их маленькие ?семейные кошельки?, в том числе в денежном и в натуральном выражении. Сейчас пока по комментариям трудно точно оценить, останутся ли объемы социальной помощи в прежнем объеме или они увеличатся в связи с объединением. Тут, с моей точки зрения, нужны дополнительные разъяснения со стороны тех, кто владеет цифрами во всех деталях.

Жителей севера в свою очередь волнует, насколько справедливо будут распределяться средства общеобластных программ между югом и севером, поскольку с таким масштабом общих программ мы имеет дело впервые и население пристально будет наблюдать за тем, как в рамках этих программ реализуется идея ?общей экономики региона?.

Как видим, руководители, разработчики и исполнители общеобластных программ, под которые в бюджет Тюменской области поступили значительные средства, наряду с финансами приняли на себя одновременно ещё и бремя огромной ответственности перед жителями как области, так и округов. И потому от граждан Тюменской области сегодня требуется не созерцательное, не безразличное отношение к инвестиционным процессам,а открытое, заинтересованное отношение ко всем новациям, позволяющее своевременно корректировать инвестиционные курс, и организовать инвестиционный процесс,как это полагается, с учетом мнения населения, и максимально выгодно для всех его сторон.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024