Николай Барышников: меня бюджет в целом устраивает

15:49 15 ноября 2004

Депутаты Тюменской областной Думы готовы принять бюджет Тюменской области на 2005 год в первом чтении. Несмотря на то, что текст общеобластной программы "Сотрудничество?(ранее называвшейся ?Север"), формирующей почти треть доходной части казны-2005, пока не был официально представлен парламентариям. Депутатов в целом устроили основные параметры главного финансового документа, хотя некоторые его статьи вызвали вопросы. В интервью интернет-изданию ?NewsProm.Ru? эти и другие темы прокомментировал заместитель председателя Тюменской областной думы Николай Барышников.

- В принципе никаких особых изменений в областном бюджете на 2005 год не произошло. Статьи ? все те же самые. Доход, расход, дефицит. При этом как положительный, безусловно, момент, могу отметить, что бюджет значительно увеличился. В прошлом году мы утверждали расходную часть бюджета на этот год в пределах 19 млрд рублей, доходную ? 17 млрд. Позже по второму полугодию эти цифры были здорово поправлены в сторону увеличения: расходная часть у нас сейчас составляет уже около 25 млрд рублей.

В 2005 году расходная часть бюджета предполагается в пределах 39,5 млрд рублей, а доходная ? 38, 5, то есть получается где-то около 1 млрд рублей дефицит. Если говорить о консолидированном бюджете, куда кроме областного входят еще и бюджеты муниципальных образований юга области, то его размер по доходам ? в пределах 42,5 млрд рублей, а расходы - на миллион больше, то есть дефицит тоже в пределах 1 млрд рублей.

Что касается структуры бюджета - да, в плане названий статей и их последовательности он составлен отлично от действующего. Однако на основе подготовленного по нашей просьбе экспертного заключения могу сделать вывод, что меня лично, как законодателя, проект бюджета в целом устраивает ? и по объему и по статьям. Бюджет увеличивается, соответственно, есть возможность увеличить расходы на содержание социальной сферы - образования, культуры, здравоохранения, коммунального хозяйства.

Надо отметить, что третья часть возросшего бюджета на следующий год ? 13 млрд рублей ? следствие того, что между югом области и округами заключен договор о разграничении полномочий. Куда эти 13 млрд будут направлены? Это оговаривается в утвержденной тремя губернаторами программе "Сотрудничество", которая будет действовать на всех трех территориях. Пока депутаты областной Думы в приложениях к представленному на рассмотрение проекту бюджета не получили текст этой программы, но мы рассчитываем что не сегодня завтра этот документ нам будет-таки официально передан. Не думаю, что его отсутствие станет препятствием для принятия бюджета области в первом чтении, потому что в ходе первого чтения мы должны утверждать главные параметры - доходная часть, расходная - однако, для полного понимания и для прозрачности бюджетного процесса хотелось бы все же, чтобы общеобластная программа была передана депутатам как можно скорее.

- А неофициально вы программу видели?

- Да. Она предполагает значительные затраты и на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Львиная доля ? около 7 млрд из 17-ти ? пойдет на дорожные дела. Значительные затраты предусматриваются на капитальное строительство, капитальный ремонт и поддержку объектов социальной сферы.

При всем при этом после знакомства с проектом бюджета-2005 у меня возникли некоторые вопросы. Например, вопрос, связанный с реформой власти в России, ? обеспечение льгот. Наш губернатор, я считаю, сделал очень правильно, когда решил, что мы своим законом сохраним все существующие в области льготы. Но теперь нужно все эти льготы обеспечить деньгами. Средства, вероятно, будут проходить в бюджете через строку социальная защита населения. Однако хотелось бы знать структуру этих расходов и схему выплат.

Так же хорошо бы уяснить, через какие каналы будут направляться деньги на увеличение заработной платы с 1 января на 20%, поскольку часть учреждений у нас относятся к ведению муниципалитетов и деньги на выплату зарплат тем же учителям заложены, соответственно, в муниципальных бюджетах.

Еще вопрос - поддержка сельского хозяйства. Я вижу, что произошло значительное увеличение средств на содержание отрасли, в том числе, и за счет программы "Сотрудничество". Государственная поддержка АПК на безвозмездной основе предусматривается в 2005 году в сумме 1 млрд 499 тыс. рублей, общая сумма расходов на сельское хозяйство, запланированная в рамках областного бюджета, ? 3 млрд 965 млн. Однако по нескольким цифрам я бы все же хотел услышать более подробные разъяснения: например, раньше на формирование областного фонда зерна выделялось 300 млн рублей, потом 200, сейчас 100 млн. С чем это связано?

Ну, и самый больной вопрос ? жилье. Федерация обязывает нас строить бесплатное жилье для ветеранов войны, детей-сирот и других социально незащищенных групп населения. По губернаторской программе "Жилье" на эти цели в этом году предусматривалось 732 млн. рублей, фактически пока выделено 389 млн , а на началу года было вообще заложено 240 - в августе, пересматривая бюджет, мы увеличили сумму. Проблема в том, что, чем больше мы вкладываем, тем более высокую цену за квадратный метр заламывают все эти строители-подрядчики. На 2005 год по губернаторской программе на строительство жилья заложено 800 млн рублей. Надо сделать так, чтобы, вложив бюджетные деньги, мы не получили повышения цен. У губернатора есть хорошее предложение ? инвестировать ? опять же, это заложено в программе "Сотрудничество" ? в строительство инженерных сооружений. То есть площадку выбрали, провели туда водопровод, канализацию и, пригласив подрядчиков, обговорили с ними фиксированную цену за метр квадратный. Такая практика есть у чехов, в России ? в Чувашии.

Однако в целом бюджет на 2005 год, повторюсь, благополучный. Не дай Бог, что-нибудь отщипнут.

- Так ведь, говорят, отщипнут, и со следующего года НДПИ будет полностью уходить в федеральный бюджет.

- Вот это-то и вызывает беспокойство. Меня, как человека, много лет работающего с бюджетом, не вдохновляет, что, если раньше плата за недра была законодательно утверждена, и мы знали, что и через год, и через два она не изменится, то сейчас нормативы могут меняться каждый год. Отсюда неуверенность.

В журнале "Российская Федерация" читаю: народ в России мрет не от того, что голодный, а из-за неуверенности в завтрашнем дне. И пример приводится: когда в 43-м разгромили немцев под Сталинградом, смертность в России ? в военный год! ? в два раза уменьшилась. В людей вселили оптимизм. Нам сейчас бюджетная политика государства оптимизма не внушает. Каждый год ждем, что еще сотворят в Москве. Возьмем, ситуацию с договором между югом области и округами. Мы-то, само собой, договорились, а какие дальше законы примут?

Понятное дело, северян не порадовало то, что у них из доходов помимо платы за недра выпали еще по договору и часть поступлений по налогу на прибыль. Но, опять же, этот кусок делится на троих. Значительная доля идет на стройки и проекты, которые находятся непосредственно в округах. Понятно, что в программе интеграции есть польза, потому что она позволяет более эффективно координировать деятельность всех трех территорий области. А то строим по китайскому методу в каждом дворе доменную печь, а потом печалимся об отсутствии прибыли. Помните, когда в первые годы перестройки без согласования друг с другом открыли 120 штук колбасных цехов. Вроде просчитали ? есть рынок ? а то, что сосед такой же цех строит, не учли. В итоге вместо 120 "новостроек" сейчас работают 30. То же происходило и в областном масштабе. Я считаю плюсом программы экономической интеграции региона то, что она поможет избежать ошибок в размещении средств. Существует же в Европе единый рынок: в его рамках входящие в Евросоюз государства координируют свою деятельность, и это помогает им избежать кризиса.

- Однако некоторым странам ? Польше, к примеру - тоже не просто психологически оказалось пережить вступление в Евросоюз и последовавший за ним скачок цен.

- Конечно. Поэтому, дай Бог, чтобы существующая в регионе бюджетная политика сохранялась, и развитию территории никто бы не мешал. Сейчас у нас есть реальная возможность рационально распределять и вкладывать в развитие промышленности. Помню, когда я был председателем думы, принимался бюджет в 4 млрд рублей, а теперь он 40 млрд! Он мог бы быть и побольше, но, согласен, лучше все же подстраховаться, чем потом хвататься за голову ? как компенсировать запланированные, но выпавшие доходы. Будет бюджет перевыполняться ? примем поправки. А так, грех на бюджет жаловаться.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Ноябрь, 2024