Игорь Кузнецов: как превратить Тюмень в Венецию

20:00 11 июля 2016

Смоет ли когда-нибудь тюменскую набережную? Сколько еще наводнений может пережить Ишим? Почему высокий берег Туры топит после ливней? Зачем нужны овраги? Можно ли превратить Тюмень в Венецию? Эти и другие вопросы корреспондент NewsProm.ru задал авторитетному тюменскому специалисту по гидротехнике, руководителю компании ИТЦ "Запсибгидропром" Игорю Кузнецову.

Наш собеседник занимается гидротехникой на протяжении пятнадцати лет и считает себя учеником знаменитого главного инженера "Тюменьгипроводхоза" Владимира Балябина. Последний приехал в наш город с Дальнего Востока по приглашению руководителя треста "Тюменьспецстрой" Юрия Куталова — легенды коммунального хозяйства Тюмени (в честь Куталова назван сквер с фонтаном между ДК "Строитель" и школой № 8). То был период, когда партия и правительство замыслили беспримерный проект "поворота сибирских рек", а у сотрудника Дальневосточного НИИ гидротехники и мелиорации (Владивосток) Балябина имелось уже несколько патентов по гидротехнике. Правда, с поворотом рек не получилось, но опыт гидротехника пригодился в нашем регионе.

Источник изображения: Студопедия.Орг

- Игорь, ваш учитель действительно собирался поворачивать тюменские реки на юг?

- Балябин относился к этой идее отрицательно. Кстати, тема не потеряла своей актуальности, потому что мысль о переброске части стока рек продолжает периодически озвучиваться. Например, еще несколько лет назад мы жили в период полуцикла понижения уровня воды в реках, когда воды в Туре могло не хватить для работы Метелевского водозабора. В той ситуации тюменские экологи предлагали построить сюда водопровод из Иртыша от района Тобольска.

- А еще тогда же предлагалось строительство на Туре водохранилищ-ловушек. Как относитесь к этой идее?

- Тоже отрицательно. Плотины неэффективны, потому что перед ними собираются донные отложения. Если их не чистить, вода начинает цвести, водохранилище мелеет и перестает выполнять свою функцию. Несколько лет назад в Ишиме вели расчеты по сооружению водохранилища, в итоге от идеи отказались.

- Кстати, об Ишиме. Теперь какой-то новый полуцикл? Почему там случилось наводнение в этом году?

- Действительно, имеются циклы колебания уровня воды, и с 2015 года начался период подъема. Это не значит, что каждый год вода будет подниматься все выше и выше - возможны перепады. Но если усреднить, то получается, что уровень воды растет.

Что касается непосредственно наводнения в Ишиме, то проблема в том, что люди не умеют планировать на долгие сроки. Расчеты должны предусматривать вероятность возникновения таких ситуаций, которые могут случиться раз в сто лет. Только кто будет планировать на сто лет? Люди не могут жить без воды, поэтому селятся поближе к рекам. Вся застройка в пойме реки Карасуль, которая оказалась в зоне затопления, появилась в последние сорок лет. Это проблема абсолютно всех населенных пунктов Тюменской области.

Если же касаться чисто технических вопросов, то в одной точке времени и пространства соединились быстрое таяние снега, много выпавших осадков и большая водосборная площадь прилегающих полей. Река не справилась, ибо талая и дождевая вода годами сносила в русло почву и мусор с распаханных огородов — водоем мелел, снижалась водопропускная способность. Плюс движение воды по руслу дополнительно затруднено — берега заросли, мосты построены. В итоге вода уходила из реки медленнее, чем хотелось бы.

newsprom.ru

- Сейчас топит также нижний ярус тюменской набережной. Периодически там что-то размывает, строители говорят, что так и положено. Это опасно для набережной или нет?

- Совершенно неопасно. Несущие конструкции набережной закреплены способом, который называется "шпунт Ларсена". Это очень надежный тип крепления. Другое дело, что при строительстве могли не уплотнить до требуемого состояния грунт, поэтому происходит его вымывание. Однако со временем он все равно уплотнится по естественным причинам, потому что поверхностные воды стекают в Туру и несут с собой в том числе пыль и грунт.

- Только эти поверхностные воды стекают в Туру как-то очень неохотно. Почему в Тюмени каждый большой дождь приводит к наводнению?

- На первый взгляд, действительно странно. Ведь топит высокий берег Туры, где перепад высот превышает 40 метров, если брать за ориентир Патрушево.

Имеется даже легенда, что под Тюменью текут некие подземные реки. Мол, строители что-то сооружали, русло подземной реки перекрыли, вода ищет выход. Для борьбы с такими реками институт "Ленгипрогор" предлагал пробурить на Крестьянских местах 80 глубинных скважин, которые перехватывали бы воду, а оттуда она бы откачивалась круглый год в ливневую канализацию. Но оказалось, что никаких подземных рек нет, потому что у нас достаточно близко к поверхности начинается слой глины. И две построенные скважины подтвердили, что город топит именно поверхностной водой, а не подземной.

В общем, причина наводнений менее романтична. Каждая дорога, которая проложена поперек стока воды, выполняет роль дамбы, преграждая путь воде. Когда при строительстве дорог проектируют водоотведение, то необходимо правильно посчитать площадь, с которой придется отводить воду. Проектировщики дорог считают для этого площадь дорог, а вот пространство между дорогами и домами, а также домовую территорию не учитывают. Или учитывают ее не полностью, вследствие чего система водоотведения не справляется.

upload.wikimedia.org

- И что, никак нельзя решить проблему с неправильным проектированием?

- Ну, при проектировании бывают и более загадочные ситуации. Допустим, по действующему генплану площадь озера Алебашево должна быть на четверть меньше, чем на самом деле. И ведь кто-то купил участки, на которых по генплану никакого озера нет. А оно тем не менее есть.

Еще в генплан не вписывается Вознесенско-Георгиевская церковь в заречной части города, которая возле моста Влюбленных. Дело в том, что на дамбе должно разместиться четырехполосное шоссе. И оно обязательно вторгнется в пределы храма. Наверное, придется двигать или церковь, или дамбу.

Или вот: в девяностых отдельные микрорайоны строились с тупиковой ливневой канализацией. Иначе говоря, внутри микрорайона она есть, как и положено по проекту. Однако за пределы микрорайона вода не уходит, потому что ливневая канализация должна быть подсоединена к другой ливневой канализации, которую еще не построили. Сейчас такого нет, тем не менее проблема недостаточной емкости ливневой канализации остается.

Приводит она к своего рода гонке. Чтобы не укладывать асфальт в лужу, строители производят отсыпку и поднимают уровень дороги - дорога сухая, но в окрестных домах стоит вода. Жители домов улавливают суть и тоже подключаются к игре. Теперь повышается уже уровень соседних участков — как результат, в низине оказывается дорога. Строители снова повышают уровень дороги... и так до бесконечности.

- И что делать?

- Городу нужна единая схема водоотведения. Под нее следует сделать программу: где раньше строить "ливневку" достаточной мощности, где позже. И заодно решить проблему очистных сооружений. Там, где осуществляется сброс поверхностных вод в Туру, должны стоять очистные сооружения. У нас в городе с этим не очень хорошо, поэтому прокуратура регулярно наказывает управы всех округов, кроме Восточного (он единственный, который не имеет выхода в реку).

Между прочим, насчет водоотведения Балябин предлагал ничего особо не выдумывать, а использовать для этого тюменские овраги. Строить их не надо — все уже построено природой. Помимо этого, в оврагах особый микроклимат. Зимой там теплее, чем на поверхности, летом в жару — прохладнее. Овраги могли бы выполнять роль рекреационных территорий.

В связи с этим можно вспомнить об одном проекте, который давно сформулирован, но не может пока найти инвесторов. Была идея на пологом берегу Туры в Зареке возле Казарово устроить коттеджный поселок, испещренный сетью каналов в стиле Голландии или Венеции. Каналы собирали бы лишнюю воду, в том числе с округи, а жители получили бы эстетически привлекательный вид.

- Вернемся к схеме водоотведения. МосводоканалНИИпроект уже ведь ее разрабатывает вместе со схемой водоснабжения. Наиболее известная пока часть — полный перевод города на подземные источники водоснабжения. Как относитесь к этой идее?

- В идее есть рациональное зерно. Дело в том, что состав примесей подземной воды стабилен. У речной воды он различается в зависимости от времени года, а у подземной нет. Поэтому проще организовать очистку.

Правда, есть нюансы. Во-первых, Тюмень стремительно движется к статусу города-миллионника. А по СНИПу миллионник должен иметь два независимых источника водоснабжения. Во-вторых, 10 лет назад сложилась ситуация, когда бурение новых скважин на Велижанском водозаборе не давало общего прироста получаемой воды, потому что скважины начинали "конкурировать" друг с другом. Чтобы этого не было, следует посчитать оптимальный совместный режим работы насосов и трубопроводов.

- Грозит ли городу проблема исчерпания подземных вод?

- Не грозит. У нас выпадает больше воды в виде осадков, чем испаряется.

- А имеет смысл собирать выпадающие осадки и направлять в систему водоснабжения? Вот и получатся два независимых источника. 

- Надо считать. Не удивлюсь, если окажется, что с помощью дождя и снега можно обеспечить водой какой-нибудь завод вроде "Очаково".

Интервью взял Дмитрий Кошелев

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024