Александр Пелымский: в действительно тяжелые периоды суицидов становится меньше

15:33 10 сентября 2016

Полгода назад на NewsProm.ru вышло интервью с руководителем отдела суицидологии Московского НИИ психиатрии Евгением Любовым. Помимо прочего, речь заходила и о причинах самоубийств. Как пояснил эксперт, суицидальное поведение связано или с депрессией, или со злоупотреблением психоактивными веществами, или с низкой стрессоустойчивостью, жизнестойкостью. 

Однако некоторые события заставляют задуматься о том, что на практике не все так гладко, как в теории. Например, тюменцами еще не забыт эпизод, когда три года назад покончила с собой четырехкратная чемпионка Европы по дзюдо 28-летняя Елена Иващенко. А 25 августа решился на отчаянный поступок чемпион области по тайскому боксу 18-летний Александр Молосников. Казалось бы, чемпионы обязаны справляться с депрессией, да и со стрессоустойчивостью у них должно быть хорошо. А предполагать злоупотребление алкоголем или наркотиками со стороны спортсменов просто глупо. В чем тогда дело? И как быть остальным, которые не чемпионы даже близко?

Ответы наш корреспондент попытался получить у заведующего Центром суицидальной превенции при тюменской Областной клинической психиатрической больнице, врача-психиатра Александра Пелымского

- Александр Викторович, вот на дворе сейчас кризис. Доводится читать, что кого-то довели до самоубийства коллекторы и так далее. Экономическая ситуация повлияла на число суицидов?

- На самом деле мне сложно представить себе такую ситуацию в стране, при котором число самоубийств резко возросло бы. Напротив, в случае сильных общественных потрясений происходит мобилизация людей, количество суицидов уменьшается. Например, последние три года у нас на юге области наблюдается сокращение самоубийств.

- Любопытно. Сообщалось, что и потребление алкоголя в России сократилось, причем сразу на треть. Связываете ли Вы это с тем, что люди сейчас мобилизуются в ответ на кризис?

- Я очень хотел бы так думать. Однако не все просто. Как статистика считала снижение потребления алкоголя? По продажам в магазинах? В сельской местности реальное потребление невозможно посчитать, там у многих собственное производство. Правильнее все-таки сказать, что общество живет по своим законам, а суициды по своим. 

При этом существуют довольно загадочные культурные различия. Допустим, склонность к суицидальному поведению в экономически благополучной Японии можно объяснить местной религией синтоизм. Она допускает переселение душ, поэтому японец рассуждает, что если текущая жизнь не сложилась, то в следующей повезет. 

Напротив, среди мусульман на Ближнем Востоке низкое число самоубийств. Связано ли это с религией? Если да, то почему среди нашего татарского населения высокое число добровольных уходов из жизни, хотя они тоже мусульмане? Или христианство: оно тоже вслед за исламом отрицательно относится к самоубийствам. Однако среди русских процент суицидов высок. До конца эти вопросы не изучены.

- А может так оказаться, что на Ближнем Востоке причина не в религии, а в семейных связях? Семья отвечает за каждого человека, не дает ему остаться с проблемами наедине...

- Может быть. Ведь в какой ситуации человек решается на отчаянный поступок? У всех людей так или иначе присутствует внутренний конфликт. Он вызван разрывом между желаемым и имеющимся. Когда человек не видит вариантов, как преодолеть разрыв, то теряет оптимизм. Если еще и посоветоваться не с кем, тогда и возникают мысли о самоубийстве. У нас в стране проблема в том, что человек не знает, куда прийти со своими проблемами.

Особенно сильно страдают подростки. Им не только посоветоваться не с кем, но еще и жизненного опыта не хватает, чтобы самостоятельно найти выход. Советоваться с родителями? Не вариант. У тех как раз достаточно жизненного опыта, с высоты которого они считают подростковые проблемы несерьезными. Раз ребенку не хватает общения со значимыми для него людьми, он "зависает" на сайтах. И эти сайты могут увести подростка на совершенно нежелательный путь.

Однако между индивидуальной ситуацией и состоянием общества присутствует разница. К сожалению, нет такой волшебной палочки, которая единственная влияла бы на уровень самоубийств. Например, у татар тоже большие семьи, как у арабов, и что? Общество сложный организм, где взаимодействуют комбинации факторов.

- Можете ли Вы назвать возраст, который более всего подвержен суицидальному поведению?

- Имеются несколько возрастных пиков. Для подростков лет 13-15 самоубийство это такая игра. Они привыкли к компьютерным играм, где у них запас из нескольких виртуальных жизней. Поэтому до конца всерьез такие вещи не воспринимают.

Далее, в 17-18 лет появляются проблемы несчастной любви. Возникла тенденция к суицидам у взрослых возраста 50-70 лет: тут накладываются семейные проблемы, здоровье, карьерный тупик. В одном австралийском журнале видел статью, где выделялся пик среди людей от 70 лет и старше.

Понятно, что для нашей страны последнее еще неактуально. В России типичный портрет самоубийцы - это взрослый в состоянии опьянения. По сельской местности: нигде не работающий, относительно молодой, пьющий. Понятно, что пьют не потому, что хочется, а для приглушения внутреннего конфликта. Части этих конфликтов не было бы, если бы на государственном уровне решалась проблема с занятостью.

- А чем может помочь Центр суицидальной превенции человеку, которого посещают мысли о самоубийстве?

- Сперва хочу развеять два устойчивых мифа:

* если человек решился на суицид, то помешать ему нельзя, он обязательно сделает это;

* решение принимается моментально.

Оба этих убеждения не соответствуют действительности. Человек обязательно проходит через этап созревания, который может длиться месяцы и даже годы. Это можно сравнить с воронкой, которая затягивает.

Например, у человека проблема с деньгами. Для ее решения берется кредит. По кредиту надо платить, поэтому проблема усугубляется. То есть человек вернулся в начальную точку: у него снова проблема с деньгами, только уже более серьезная. Какими-то дальнейшими действиями человек может снова усложнить проблему нехватки денег и так далее. В итоге возникнет безвыходная ситуация. 

Чем поможет наш центр? Конечно, денег мы такому пациенту не дадим. Это попросту бесполезно, пока он не поменяет способ мышления. Если не изменить мышление, то денег человеку никогда не хватит. Потому что он обречен повторять одни и те же поступки, которые уже привели его к кризису. В этой ситуации мы делаем следующее:

1) демонстрируем человеку причинно-следственные связи между его действиями и последующими проблемами;

2) показываем альтернативные варианты.

- А что побуждает пациентов обратиться в ваш центр?

- Очень болезненный вопрос. Дело в том, что многие люди боятся обратиться к психотерапевту. Дескать, поставят на учет, выдадут справку, после чего ни водительские права не получишь, ни на работу не устроишься. По правде говоря, в этом и сами врачи виноваты. Любят подстраховаться, бумагами обложиться: возьмите справку, да еще сходите на комиссию. 

Отличие Центра суицидальной превенции в том, что у нас другой подход. Для нас попытка суицида еще не основание для постановки на учет. Мы не отправим на комиссию, если у человека нет психического расстройства. Наш центр даже не подключен еще к статистике системы "Медицина 72". Наконец, если человек не доверяет государственным врачам, то имеются и частные психологи. 

- Ну а как человеку выбрать частного психолога? Он же не знает, качественный перед ним специалист или нет.

- Считаю, что в кризисной ситуации неважно, хороший психолог или плохой. Любой психолог в такой ситуации окажется полезен. Например, мы проводим периодически онлайн-конференции, последняя была полтора месяца назад. Все ситуации, которые озвучивали там участники, были серьезными, то есть требовали немедленного нашего вмешательства.

- Имеются ли какие-то специальные психологические теории, которые Вы применяете? Вдруг частные психологи не знают этих методик?

- Каких-то обязательных методик нет. Необходимо ориентироваться на личность пациента: какие у него ценности, значимые (референтные) группы. У каждого ведь свое. Иногда человек религиозен, тут помогает апелляция к Богу.

- А в Центре социальной помощи семье и детям "Семья" в микрорайоне МЖК (бывшая "Мария") есть психологи, которые могут помочь?

- Да, безусловно.

- Консультирование у Вас платное, по полису ОМС или как?

- Бесплатное.

- Имеет ли смысл развивать какие-то дистанционные формы консультирования? Тут ведь и анонимность, и многим может оказаться далеко в Ваш центр ехать.

- Решаем сейчас вопрос, чтобы появилась возможность общаться с нашими врачами через специальную форму на сайте и по скайпу. 

- Как давно существует центр, какие были удачи и наоборот?

- Центр создан в 2012 году. Этого времени мало, чтобы накопить особо впечатляющие истории успеха. Удачей назову случай, когда сравнительно случайно во время школьного осмотра была выявлена девочка 16 лет, очень близко подошедшая к мысли покончить с собой. У нее имелись уже суицидальные попытки, о которых никто не знал. Еще чуть-чуть, и мы бы опоздали. 

Самая большая неудача: тоже школьник, выявлен по подсказке педагогов. Депрессия, в классе никто не признает. Консультирование помогло выправить ситуацию, но затем мальчик поменял школу. Там адаптироваться не смог, в итоге все закончилось печально.

- Что мотивирует Вас к занятию этой работой?

- Не скажу, что специально стремился именно к такой работе. Но сейчас движет желание действительно разобраться в причинах. Понять, можно ли что-то сделать. Вот сейчас будем делать скрининг школьников.

- Что это значит?

- Скоро узнаем. Только-только получили документы из Москвы. 

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024