Рецензия на книгу Владимира Сутырина "Александр Юффа. Жить принципами". Екатеринбург: Уральский рабочий, 2014.
Что происходит, сказала мне однажды подруга, посмотри: героями нашего времени стали сплошь чудики, в первую очередь, всякие юродивые и блаженные. О них пишут книги, снимают фильмы, с экранов телевизоров эти люди просто не сходят. Конечно, традиции, конечно, ощущение собственного благополучия (собственной нормальности) на этом фоне приносит какое-то успокоение, но всё-таки…
Разговор, как ни странно, случился давно, несколько десятков лет назад. Почему-то запал в душу. А всплыл неожиданно, когда в руки попалась книга Владимира Сутырина о нашем современнике совершенно иного толка.
Представьте себе, живёт мальчишка, обычный вроде парень, любознательный, способный. Из хорошей, в общем, семьи, где родители убеждены, что из сына, непременно, должен выйти толк. И школа (естественно, выбранная папой-мамой) ему достаётся какая-то особенная – культ знаний в ней существует, отличники чуть не за каждой партой сидят, и авторитет ребятня зарабатывает вовсе не шалостями и подростковым хулиганством, а -не поверите – количеством решённых на уроке задач. Ну, разумеется, голова у нашего героя к такой деятельности очень даже приспособлена. С какой, однако, стороны не посмотри – среда оказывает благоприятное воздействие на становление личности.
То есть, везунчик. Очень повезло Александру Юффе. И родители, и школа, и талантами природа не обидела. Целых три горошка на ложку. Жизнь, правда, и не таких ломала. Первые трудности, первые горести… Там рюмочка некстати подвернулась, тут приятель подвёл да мало ли оправданий найдётся… Это только в юности мы любили (любим?) цитировать Учителя из культового фильма "Доживём до понедельника". Помните: от большинства людей остаётся лишь тире между датами… Что ж, в юности мы "все глядим в Наполеоны". А вот, что поделаешь, тире – удел большинства.
Выдерживают, при прочих равных условиях, те, что с характером.
"Александр Яковлевич Юффа – доктор химических наук, профессор Тюменского государственного университета. Действительный член Международной академии экономики, финансов, права и Нью-Йоркской академии наук. Как видный учёный химик он является создателем около сорока новых высокоактивных каталитических систем, которые на момент разработки превосходили все известные аналоги. Автор и соавтор более 170 печатных научных работ, в том числе трёх монографий. Его инновации в разработке научной темы подтверждены 14-ю авторскими свидетельствами и двумя патентами на изобретение. Награждён знаком "Изобретатель СССР". Возглавлял кафедру, руководил факультетом. Им подготовлено более десятка докторов и кандидатов наук. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Вице-президент Попечительского совета Тюменского госуниверситета…"
Преподнося все эти регалии героя уже в предисловии, автор (да и мы - читатели – следом), словно вопрошает, что не хватало человеку для сытой жизни на заработанные честным трудом дивиденды, что мешало ему спокойно почивать на лаврах? Что? Может, натура. Во всяком случае, вторую часть своей взрослой жизни он посвятил предпринимательству. Да столь ещё успешному, что не только себя обеспечил, не только друзей-соратников из нищеты девяностых вытащил, но город поднял. Новые традиции в Тюмени породил. Заставил окружающих по-иному на мир посмотреть.
А мы этих бизнесменов в грош не ставим. Богатство, как Каинова печать, отторгает. Уверенность в том, что богатые все "с душком", позволяет к себе отнестись с большим уважением. И каким же диссонансом звучит в этом смысле высказывание Александра Юффы, вынесенное Владимиром Сутыриным (среди нескольких других) в эпиграф "Принципы не могут нивелироваться деньгами – деньги пахнут…"
Снимаю, как говорится, шляпу. Найти такого героя…
Но найти мало, надо написать о нём так, чтоб захотелось прочесть. И тут уже герой не причём. Тут уже автор выходит один на один с читателем. У Владимира Сутырина, что говорить, опыт велик. Это его восемнадцатая книжка. И почти в каждой, цитирую, он обращался к прошлому. Героями его биографических очерков, объединяющих документальную точность факта и художественность изображения, были заводчики Демидовы, изобретатель радио Александр Попов, полководец Михаил Кутузов, создатели первого русского паровоза Черепановы, писатель Павел Петрович Бажов… Что ж, "юноше, обдумывающему житьё, решающему, делать жизнь с кого…" нужны реальные примеры, реальные авторитеты. Да и, вне зависимости от возраста, просто любопытно, как там у них всё это вышло. Но, что было, то было… Остались документы, исторические анекдоты, порой фотографии, но нет современников, нет свидетелей эволюции персонажа, нет людей, которые могли бы подтвердить дошедшие до нас сведения. Или их опровергнуть. С одной стороны, это тяжелее. С другой – легче.
А тут симпатичная история мальчика, потом юноши, потом уже мужчины. Отнюдь не гладкая история, отнюдь не безупречная, с обязательными и неизбежными проблемами. А написана простым, разговорным, без зауми (речь-то, между прочим, об учёном) языком, история, в которой плавное повествование от рождения до становления человека перебивается пунктирными, как называет их автор, главами-вставками с общим название "Построить дом".
Что значит – построить дом? Только ли возвести стены? В данном случае, построить дом – построить мир для себя и вокруг себя. Построить такой мир, в котором было бы тепло и уютно. Мир – не в смысле война наоборот. А мир как общество, как свет, как цивилизация. Мир, в котором старики чувствовали бы себя востребованными, а дети – сплошь любимыми. Труд приносил бы настоящее удовлетворение. Дружба сохранялась бы и в горе, и радости, а с предателями (куда ж без них) получалось расстаться достойно и навсегда.
Книга состоит из четырёх частей (не без удовольствия – прослеживается всё же авторская линия – перечислю названия: "От чистого потока", "Освоение Сибири", "Стать солистом в чужом хоре" и, наконец, "Олимп – не место для отдыха) и приложения. Приложение – это тоже цитаты, но цитаты из Юффы, а точнее из его электронной тетради. Потому что, сколько бы мы не писали о другом человеке, лучше всего о себе говорит он сам. Если, конечно, не лукавит. Подготовленный читатель, то есть читатель, уже прочитавший книгу, верит: тут всё честно.
Пожалуй, о книге всё. Ещё несколько слов об авторе. Одноклассник, своего героя, полагаю, он мог бы написать книгу от первого лица. "Я видел, я знал, я помню…" Стала бы она от этого только лиричнее. И чуточку интимнее, что ли… Владимир Сутырин решил сохранить максимальную объективность. И, в изобилии приводя на страницах издания воспоминания сверстников и общих знакомых, сам деликатно остаётся в тени. Как говорится, ничего личного.
Лия Гинцель
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru