Премьера в Тюменском драме - головоломка с испанским акцентом

22:22 01 июня 2009

В репертуаре Тюменского драматического театра появился новый спектакль — «Дон Хиль — зеленые штаны» по пьесе испанского драматурга Тирсо де Молины. Это первая постановка Андрея Лапикова в качестве очередного режиссера нашей «драмы».

С творчеством Лапикова тюменские театралы знакомы давно. Он ставил здесь в разные годы спектакли «Мурлин Мурло», «Тартюф», «Аделаида», «Пока она умирала», «Кадриль». Стоит признать, они пользовались успехом у публики. Какая судьба ждет «Дона Хиля...», предположить сложно. Зрители в Тюмени — доброжелательные, воспитанные. Этим иногда злоупотребляют режиссеры...

Произведение Тирсо де Молины, испанского драматурга XVII столетия, сегодня нечасто увидишь на афишах российских театров. Пьеса была популярна в нашей стране в 50-х годах прошлого века. Тогда считалось признаком хорошего тона включить ее в репертуар.

Тирсо де Молина — личность весьма загадочная. Биографы не знают ни подлинного имени, ни родителей испанского автора. Известны лишь его литературный псевдоним — Тирсо де Молина и монашеское имя — Габриель Тельес. Что касается даты его рождения, называют целых шесть. Согласно одной из легенд, Тельес родился около 1570 года, был популярным драматургом и поэтом. Но, устав от мирской жизни, на склоне лет постригся в монахи. До настоящего времени сохранилось 86 комедий из 400 написанных де Молиной: «Севильский озорник» (по другим переводам — «обольститель»), «Каменный гость», «Бог в помощь, сын мой», «Толедские виллы»...

Почему Лапиков решился стряхнуть вековую пыль с подзабытого произведения классика? Загадка. Вообще выбор режиссера почти всегда остается тайной. Если, конечно, это не заказ театра. За несколько дней до премьеры Андрей Викторович встретился с журналистами. По его настороженным, расплывчатым ответам можно было догадаться, каким получился спектакль. «Времени на постановку было немного. После первого прогона до премьеры должно пройти не меньше недели...» — пояснил режиссер. Он намекнул, что предпочел бы работать с теми актерами, которых хорошо знает по прежним спектаклям. Но из проверенной команды актеры не заняты: театру необходим был спектакль с участием молодежи. «Это нарушает мой принцип. Мне нужно полюбить, понять актеров и только потом подбирать для них роли. В этом спектакле я был не вооружен, действовал вслепую... Не могу сказать, что были какие-то суперпопадания. К тому же идею сценографии, придуманную художницей Светланой Архиповой, не удалось полностью представить из-за недостатков штанкетного хозяйства в театре», — откровенничал Лапиков.

Он пытался остаться верным автору, показав на сцене историю, свободную от штампов. «Дон Хиль — зеленые штаны» — классическая пьеса «плаща и шпаги» (жанр испанской комедии нравов XVII века) с характерными героями, костюмами, соответствующими эпохе, расшаркиваниями и поклонами... Режиссер от этого отказался, разбавив пьесу танцами и музыкой, частично вымарав текст произведения. К примеру, длинный монолог главной героини, из которого зрители узнают ее историю, рассказан в ускоренном темпе в стиле «Масяни». Во времена Тирсо де Молины пьесы игрались по четыре-пять часов. Театр заменял зрителям газеты, телевидение, Интернет, радио... Ритм сегодняшней жизни значительно ускорился. Потому и спектакль пришлось сделать более динамичным.

Что из всего этого получилось? Двухчасовое действо с за-крученной интригой. Актеры добросовестно рассказывают стихотворный текст, показывая эмоции скорее напряжением голосовых связок, нежели игрой. Это не трогает, не волнует. Возможно, оттого что современному человеку трудно воспринимать язык XVII века. Верят ли актеры в предложенные автором обстоятельства? Чтобы поверить, необходимо понять суть происходящего. А вот разгадать драматургическую головоломку — непросто. Как и пересказать вкратце сюжет пьесы.

Сам режиссер считает его достаточно «демократичным», а драматургию Тирсо де Молины очень серьезной. «Шекспир, Кассона, Лопе де Вега... Они были такими пессимистами, — рассуждал Андрей Лапиков. — По убеждению драматургов жизнь слишком сложна, человек оказывается бессильным перед этой неуправляемой стихией... Главная героиня пьесы де Молины, Хуана, переодевается мужчиной, берет себе имя — Хиль. Она отправляется в Мадрид, чтобы спасти своего возлюбленного от брака по расчету. А так как молодой человек тоже скрывается за именем Хиль, возникает масса нелепых, комичных ситуаций. Сначала уловки Хуаны удаются, но в один момент ситуация становится неуправляемой. Только «защитная кожа жанра» не позволяет истории закончиться трагедией».

Такое ощущение — непредсказуемости жизни — должны передавать и многослойные облака в сценографии (они же символизируют театральные кулисы). В центре — маска, но, по уверению режиссера, не театральная, а... посмертная. Сумеют ли разгадать, без подсказки, эти философские метафоры зрители? В этом сомневается и сам режиссер.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2024