В Европе основной принцип застройки городов - сделать его территорию компактной, удобной и уютной для проживания. В Англии, Италии, Франции о необходимости внедрения градостроительных норм начали говорить еще в 19 веке. В России же до сих пор нет четкого понимания того, как должен развиваться город. Отсюда и проблемы. Очень часто крупные населенные пункты разрастаются территориально, поглощают пригороды, но не становятся при этом уютнее. Почему так происходит и как сделать российские города похожими на европейские? Ответ на этот и другие вопросы тюменцы смогли услышать 29 февраля на лекции пермяка, профессора Международной академии архитектуры, архитектора Бюро городских проектов, главного редактора журнала «Проект Сибирь» Александра Ложкина.
В преддверии принятия генплана Тюмени тема вызвала живой интерес: лекцию посетили более 150 слушателей, в их числе - архитекторы, строители, инвесторы, студенты, чиновники. Возможно, актуальность теме придал и тот факт, что тюменский генплан, в отличие от инновационного пермского, пока глубоко традиционен. Впрочем, как выяснилось, у Тюмени есть немало преимуществ в отличие от других российских городов.
Приглашенный эксперт выступил в рамках диалоговой площадки «Публичные лекции» в ТюмГАСУ. Архитектор, будучи непосредственным участником реконструкции соседней «культурной» столицы, представил тюменцам «Новую градостроительную модель развития», которая показывает путь модернизации современного города – и применима, по словам специалистов, как в Европе, так и на пост-индустриальном российском пространстве.
«Был сегодня на экскурсии по Тюмени, - поделился впечатлениями Александр Юрьевич, - могу сказать, что проблемы у Тюмени те же, что и у большинства городов России: отсутствие разделения общественных и частных пространств, появляются анонимные, «ничьи» зоны, недостаточна активность центральных территорий города, типовая застройка».
При этом Александр Ложкин отмечает преимущество нашего города перед многими другими – Тюмень изначально компактна. Не растянута и разбросана географически, как та же Пермь.
«Очень важно сейчас это преимущество не потерять! Не расширять город, не строить все дальше в полях – а оптимизировать то пространство, которое уже застроено», - подчеркивает он.
Именно от компактности во многом зависит каждодневный комфорт жителей, который, по новой концепции развития человеческой среды обитания – важнейший и единственный приоритет. По его мнению, главная задача современного градостроительства – повышение качества жизни, соответственно, создание качественной среды. Остальные задачи должны быть подчинены главной и ни в коем случае не подменять ее. Между тем, в России до сих пор все ровно наоборот.
"Я бываю во многих городах, и везде вижу практически одно и то же – в Новосибирске, Перми, Красноярске люди очень любят свой район и свой город, сажают у дома цветы, стараются как-то благоустроить, но территория при этом выглядит крайне неуютной, - поясняет он. - И даже если вкладываются огромные деньги, как, например, в Москве – мы не получаем среды, в которой можно себя чувствовать комфортно, хозяином своей территории. Я практически не знаю такого города, который можно было бы сравнить по комфорту с Европой. Почему не все хорошо у нас в городах? Потому что наша модель градорегулированиия не работает. И это обусловлено исторически".
В течение многих лет никто не занимался регулированием застройки, три четверти городов возникали без всякого плана и вмешательства архитектора. Только с 19 века, с великой промышленной революцией – когда появился транспорт, фабрики, техника, начался мощнейший рост городов и, соответственно, возникла куча проблем, связанных с перенаселением, трущобами, бедностью – градорегулирование появляется.
"Первые нормы были введены в Англии. Затем в Париже назначенный в 1853 году префектом барон Осман принимает первые решения о пробивке бульваров и прокладке канализации. В годы Второй республики он практически полностью снес старый Париж и на его месте построил совершенно другой город с иной планировкой, которая сумела выдержать бурный рост мегаполиса на протяжении последующих полутора сотен лет, - поясняет он. - В 20 веке появляются «модели городов»: в 1904 Тони Гарнье придумал «Промышленный город», затем эту модель в основу своего «Современного города» положил Ле Корбюзье. Не будучи ни разу реализованной в чистом виде, она, тем не менее, оказала очень серьезное влияние на последующие поколения градостроителей. В 1933 году на IV Конгрессе CIAM была принята Афинская Хартия, действующая у нас и сейчас. В ее основе два принципа: дома как многоквартирные блоки и разделение города на функциональные зоны. На макете это выглядит здорово. В действительности же – уныло. И это наша с вами сегодняшняя реальность в России".
Ни в одном российском генплане среди задач развития города нет пункта о качестве среды обитания. Наверное, потому мы так любим бывать в европейских небольших городках? Там этот пункт – главный.
В город новой формации намерены в ближайшее время превратить и Пермь. У нее, по мнению архитектора, тоже есть шансы на быстрое перевоплощение в город мечты, в котором – дома невысокие, солнца много, дворы безопасны, дороги удобны, пробок нет, все, что нужно для жизни, под боком, жить комфортно, и – все улыбаются. По крайней мере, именно такой результат заложили в Стратегический мастер-план Перми его разработчики, голландская фирма KCAР.
Что предлагают пермяки совместно с голландцами? От «города-механизма» - прийти к «городу-организму». Социальный психолог, социолог и урбанист Генри Леннард сформулировал принципы «хорошо приспособленного для жизни города» в 1997 году. Итак, в "Liveable City" горожане слышат, уважают и поддерживают друг друга, ценят и используют знания и навыки каждого, важны диалог и развитие личности, в социуме нет доминирования страха, город выполняет множество функций, приоритет в нем отдается эстетике. Исходя из этих принципов, определены основные установки, на которых базируется стратегия развития и качественного преобразования Перми, в их числе:
- Компактность – все, что нужно, максимально доступно жителям. Расширение территории города не происходит, развивается и оптимизируется уже используемое пространство.
- Понятная четкая структура пространства на основе небольших кварталов с периметральной застройкой.
- Прямые удобные улицы – межквартальные и вспомогательные – для связанности территории.
- Разнообразное качественное жилье (а не многоквартирные блочные многоэтажки, как сейчас).
- Основа – среднеэтажная застройка. Первые этажи зданий – 4,5 м высотой (в том числе, для вывода в нежилые помещения, стимулирования предпринимательства и общественной жизни). По расчетам, на одинаковой площади при равномерном распределении в шестиэтажных домах проживает столько же жителей, как в высотках.
- Многофукциональность каждого квартала (вместо принятой сейчас согласно Афинской Хартии 1933 г. монофункциональности больших зон – когда отдельно расположены спальные, деловые и промышленные районы – соответственно, во-первых, от одних к другим приходится долго добираться, во-вторых, одни зоны активны днем, другие вечером и ночью, что создает почву для криминогенности, и в-третьих, зонирование не позволяет много контактировать разным людям друг с другом, рождать идеи, создавать новые виды деятельности, бизнесы, проекты – город перестает быть генератором вдохновения, диалога, развития…)
- Транспорт: «Человек – важнее автомобиля!» Меньшее использование личных машин, больше – общественного транспорта, разгрузка улиц.
- Ландшафт: много зелени, специально предусмотренные не застраиваемые зеленые зоны, «зеленый пояс» вокруг городского центра и т.п.
То есть, каждый отдельный квартал, район города - своего рода "минигосудаство", где есть все необходимое для жизни.
При таком планировании, помимо остальных плюсов, налицо серьезная экономия средств: застройщику, конечно, выгоднее строить на новых, пустых землях, чем перестраивать существующие городские кварталы, но стоит посмотреть шире – за счет компактности городского пространства нужно меньше инженерных сетей, труб водопровода, канализации, линий электропередач, меньше затрат на ремонт дорог, строительство развязок и чистку улиц, а деньги, которые тратятся сейчас на увеличение количества единиц общественного транспорта при разрастании города, можно пустить на его качественное улучшение: чтобы богатые, счастливые, успешные люди с удовольствием пользовались автобусами и трамваями, скажем, вип-класса!
За примером далеко идти не надо: по старому, экстенсивному, генплану Перми только инвестпрограмма по водоснабжению и канализации стоила 29 млрд. рублей. По новому генплану она стоит 12 млрд. рублей.
При этом неоспоримое преимущество нового градорегулирования – при застройке не нужно согласование проектов, а значит, меньше бюрократических проволочек: регламенты и ПЗЗ изначально прописаны для всей городской среды (например, типовой размер квартала в Перми – 60х65 м., максимальная высота здания – 22 м.), и в их рамках архитекторы вольны творить во всю ширь своей фантазии и бюджета. Если же застройщик решил создать что-то совсем креативное – может утвердить свой вариант проекта через публичные слушания.
Конечно, перспективы нового города – «с человеческим лицом» – выглядят пока слишком сказочно. Вопросы и сомнения возникают даже у специалистов.
"Чем эта 6-тиэтажная типовая застройка отличается от нашей сегодняшней блочной? Не станут ли улицы похожи на однотипно-унылые казармы? - поинтересовался у спикера архитектор Сергей Четкарев. - Не получится ли, что люди будут «заперты» в своем квартале, из-за компактности и периметральной застройки будет плохая инсоляция и плохая проветриваемость, а архитектура малоэтажек оставит желать лучшего?»
"Посмотрите на Фридрих-штрассе в Берлине! Там реализован такой же принцип, – возразил Ложкин. - Мы только прописываем общие для всех нормы: этажность, высоты, размеры. И внутри этих норм творчество архитектора может быть безгранично! Горожанин будет видеть в итоге совершенно разные по исполнению авторские архитектурные проекты: талантливые архитекторы могут проявить свое творчество в любых ограниченных пространствах. А кварталы в Перми будут ориентированы с запада на восток для повышения инсоляции жилых помещений. Если же будем продолжать расширять территорию, строить спальные высотки на окраинах – получим настоящие районы гетто для бедных, со всеми вытекающими проблемами. Как во многих американских мегаполисах…»
Отметим, совсем недавно Пермь ничем не отличалась от «среднестатистического российского города»: как и положено, типичный постсоветский генплан был принят в 2004 году. А потом случился исторически-анекдотический прецедент: местная пенсионерка возмутилась строительством высотки рядом со своим домом и подала иск в суд. И - вы не поверите - суд в 2007 году генплан отменил. Так приступили к разработке принципиально новой модели градоустройства.
Новый генеральный план Перми утвержден на основе разработанного голландцами Стратегического мастер-плана в декабре 2010-го, в качестве периодов в нем взяты 6 и 12 лет (привязка к сроку бюджетного планирования). Уникально и то, что эта работа инициирована и поддерживается региональной и городской властями, которые видят в ней механизм пресечения депопуляции региона (в 2005 году Пермь утратила статус города-миллионника). Кроме того, активно участвует в обсуждении и формировании городской среды общественность города, публичные слушания и обсуждения генплана собирают там полные залы. Тюмень, как видите, тоже к процессу подключилась. Пермские инновации заинтересовали тюменцев.
«Безусловно, в настоящее время очень актуальна тема «новой градостроительной модели», и доклад Александра Ложкина был как раз вовремя, - отмечает Светлана Утешева, заместитель генерального директора по коммерции ГК «ТИС». - Наш город также претерпевает колоссальные изменения в своем внешнем облике. В целом доклад был информативным, приведена масса реальных примеров на основе будущей застройки г. Пермь. Наверняка местным игрокам в Тюмени есть, на что обратить внимание. Но, на мой взгляд, был и ряд спорных, даже, можно сказать, неоднозначных моментов – для нас, как девелоперов, перспективы развития политики «компактного» города за счет освоения застроенных территорий, за счет сноса домов, представляются сложно выполнимыми, так как с одной стороны это большая финансовая нагрузка, которая просто не может не отразиться на стоимости квадратного метра для покупателя, с другой стороны, нет легитимной основы ее реализации. В любом случае, мы признательны за новое видение, и некоторые идеи воплотим уже в ближайших проектах».
«Эксперимент, который проводится в Перми, по разработке и внедрению в практику принципиально новой для России градостроительной модели вызывает у отечественных архитекторов и планировщиков или искренний интерес, или резкое отторжение – настолько это не похоже на все, что делалось в отечественном градостроительстве до сих пор, – комментирует Андрей Табанаков, председатель правления тюменского областного отделения Союза архитекторов России. – По сути, это первая попытка применить международно признанные градостроительные методики к крупному постсоветскому индустриальному городу. Речь идет о том, что сегодня нужно сосредоточиться на качестве той среды, в которой живут горожане. Потому что нормальные люди воспитываются только в нормальной среде. Это социология и психология. То, что внедряется сейчас в Перми – это просто нормальные европейские подходы, отработанные годами и десятилетиями. Пермяки взяли из них то, что в наших условиях можно применить. Сегодня в Европе реализована масса таких проектов. Причем, в рамках прописанных регламентов, с ограничениями по конкретному генплану, строят удивительные сооружения. Шикарный пример – реновация территории речного порта в Гамбурге. Что ни здание – архитектурный шедевр! Все удобно для людей и очень красиво! То же – районы в Дюссельдорфе, Берлине, Барселоне, Милане.
Что касается нашей родной Тюмени: то, что у нас сегодня строится и показывается как суперсовременное и замечательное – как правило, давно устаревшие планировки и модули. Знаю это и на своем опыте: жить в малоэтажном доме, например, на Пржевальского мне лично гораздо комфортнее, чем в панельной типовой девятиэтажке на Холодильной!»
Для того, чтобы в Тюмени изменился подход к градостроительству, по мнению Андрея Табанакова, необходимо, чтобы проявили себя две силы: с одной стороны - политическая воля, с другой - чтобы у застройщиков проснулась совесть и они перестали бездумно строить километры типового высотного блочного жилья, не заботясь о наличии в новых районах школ, детских садов, магазинов и т.д.
Кстати, на лекции эксперты обсудили и тюменский генплан. Александр Ложкин отметил, что успел ознакомиться с этим документом и счел его "достаточно обычным продуктом постсоветского домостроительства, базирующимся на банальном расширении территории".
"Даже сами тюменские специалисты говорят, что пока у нашего генплана «нет идеи». Идея вот она, сегодня мы ее увидели и услышали – компактный удобный для жизни город!, - заявил Андрей Табанаков. - Если просто проложить еще 200 километров сетей и дорог – проблема транспорта и комфорта решена не будет. Нужно менять всю систему, сам подход. А главное – надо понимать, что если ничего не делать – ничего и не будет. В Перми делают. Все в наших руках! Генплан Тюмени еще не принят. К этому вопросу город вернется летом. Над ним можно работать. И можно пытаться донести и до всех горожан, и до специалистов, строителей, архитекторов – что есть и альтернативные пути развития города. Бывают и другие возможности, которых пока мы, может быть, не видели, зная только наши одинаковые серые микрорайоны. Именно для этого – наши лекции».
Напомним, проект «Публичные лекции», организованный ТюмГАСУ, ГК «ТИС» и газетой «Квартирный вопрос», носит открытый, общественный характер, лекции тюменских и иногородних экспертов походят раз в месяц, посещение свободно для всех желающих. Это новый формат получения знаний буквально по всем сферам и отраслям человеческой деятельности. Приветствуется активное обсуждение выступления лектора в формате дискуссии.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru