Коллективное детское интервью с космонавтом, Героем России, членом 23-й экспедиции на МКС Александром Скворцовым провели участники Всероссийского фестиваля детских радиопрограмм «Птенец». Юные журналисты узнали, удобно ли спать в невесомости, что берут с собой космонавты в полет и видно ли Тюмень в иллюминатор.
- Как проходит день космонавта на борту?
- В космосе нет понятий «день» и «ночь», они меняются каждые полтора часа: солнце всходит и заходит 16 раз за сутки. Рабочий день начинался с подъема в 6 утра (мы жили по Гринвичскому времени) и заканчивался в 20:15 вечера, когда мы выключали онлайн-камеры, после чего наступало личное время. Примерно час мы ужинали и все вместе общались за столом. Дальше каждый занимался, чем хотел. Распорядок согласован с центром управления полетами, и все расписано по минутам. В невесомости шести часов вполне достаточно, чтобы выспаться, потому что в этом состоянии спится очень хорошо. Вы не ворочаетесь, ночью не просыпаетесь, просто закрываете глаза и сразу засыпаете. Как мы спим в невесомости? В специальных спальных мешках, которые привязаны веревочками, не позволяющими мешку улететь, – вот и все, никаких проблем.
- Сколько дней вы провели на борту МКС?
- Должен был 175, провел 176. Впервые за всю историю мы не смогли отстыковаться, из-за технической неисправности.
- По космическим суевериям, среда – плохой день. И, по слухам, во времена СССР на этот день никогда не назначали вылеты. А вы верите в приметы?
- Одних моих суеверий для отмены вылета маловато будет. В космонавтике такие вещи рассчитываются заблаговременно и с точностью до секунды. Между прочим, мы вылетели в Страстную пятницу, а отстыковались 4 апреля, на Пасху. Когда все прошло удачно, один из наших руководителей сказал: «Ну, теперь и в Бога можно поверить!»
- У вас есть талисман, который вам помогает? Многие перед экзаменом, например, 5 копеек под пятку кладут…
- Ох, если бы я каждый раз 5 копеек под пятку клал, а после экзамена их бросал в копилку, то давно бы стал миллионером. Ведь для того, чтобы просто полететь в космос (даже без суперответственного задания), нужно сдать 280–290 экзаменов. У меня уже такой опыт в сдаче этих экзаменов наработан! Все до автоматизма доведено. Хотя все-таки один ритуал всегда соблюдаю: беру билет только левой рукой – «правило» еще со школы.
- Многие в детстве хотят стать космонавтами, вот вы им стали. А хотели?
- У меня для этого были все предпосылки. Мой отец некоторое время состоял в отряде космонавтов, но по состоянию здоровья был отчислен. Он так ни разу и не побывал в космосе. После отчисления он продолжил службу в истребительной авиации. Наша семья жила в военном городке, и с четырех лет я всегда был рядом с самолетами и летчиками. Как вы думаете, кем я хотел стать? Сызмальства занимался спортом, хорошо кушал, чтобы быть здоровым и без проблем пройти медкомиссию. Еще я все продумал и подстраховался на случай, если у меня обнаружат проблемы со здоровьем и не допустят к полетам: школу закончил с золотой медалью и готовился к поступлению в Московский авиационный институт, чтобы в любом случае связать свою жизнь с авиацией. Но я спокойно прошел по медпараметрам в училище и стал летчиком.
- В космосе холодно? Вы берете с собой теплые вязаные вещи?
- Вы знаете, я в космос взял с собой талисман – желтого утенка. Он одет в теплую вязаную жилеточку, которую связала моя дочь. А вот чтобы мы брали какие-то вещи для себя – такого не было. Во-первых, потому что у нас очень жесткий лимит по личным вещам – не больше одного килограмма. Вы понимаете, насколько тщательно мы отбираем вещи, чтобы уместить все самое ценное в этот один килограмм? Я, например, могу сказать, что обычная фотография 10 на 15 весит 3 грамма. Иногда, конечно, нам присылают кое-какие вещи на транспортных кораблях «Прогресс». Но там точно не было вязаных вещей, в космосе не так уж холодно на самом деле.
- Всего 1 кг вещей? И что вы с собой взяли?
- Фотографии родных, икону, небольшой сборник стихов моего друга, утенка, о котором уже говорил… Это очень личный вопрос, ребята. Поверьте, все эти вещи были для меня очень ценны и всегда находились в моей каюте.
- Как отбирают в космонавты? Какими качествами должен обладать человек?
- Начнем с образования. Нужно обладать полным набором знаний, которые необходимы для той работы, которую ты будешь выполнять в космосе. Раньше в отряд космонавтов брали инженеров с высшим техническим образованием и военных летчиков. Вторая ступень отбора – это медкомиссия. Хотя и существует такой анекдот, что здоровых людей не существует, есть недообследованные. На устойчивость психики еще проверяют. Что касается личностных качеств, то космонавты – преимущественно лидеры. Причем со временем у них эти способности только развиваются. На мой взгляд, одно из самых главных качеств космонавта – умение быстро принимать верные решения в условиях отсутствия информации и в экстремальных ситуациях. Поэтому мы много прыгаем с парашютом, летаем и проходим тренировки по выживанию.
- Объясните, как вы рулите ракетой? У машины есть руль, у парохода штурвал, а у ракеты что?
- Давайте я вам постараюсь наглядно объяснить. Представьте, что этот стакан – ракета. Помимо того, что ракета движется поступательно, она еще вращается вокруг своей оси. Поэтому внутри есть две ручки: для управления движением и ориентацией. Другими словами, космонавт управляет ракетой с помощью двух джойстиков. И какой бы процесс (стыковки или движения) ни шел, космонавт в любой момент может вмешаться в управление.
- Вы сказали, что сдали больше 290 экзаменов. Какой был самым сложным?
- Самый сложный экзамен – все время работать над собой. Быть космонавтом – это не только интересно и престижно, но еще и накладывает на твою жизнь определенный отпечаток. Много ограничений. Например, в какой-то момент ты уже не можешь просто так взять и поехать отдохнуть, потому что у тебя жесткий график. Поэтому я «сдаю экзамен» по сей день.
- Вы скучали по близким, когда находились в космосе?
- Конечно. Сейчас разрешают за три дня до старта повидаться с семьей. Они приехали и присутствовали на старте, в том числе мой отец и младший брат. Когда ты видишь, как уходит ракета, а к тому же еще и понимаешь, что внутри находится твой сын… Этот звук, ветер, это такая мощь! Я понимаю, почему Гагарин тогда сказал «поехали!» этим 240 млн лошадиных сил. Это не передаваемо! Когда уходила ракета, я тоже тихонько сказал свое «поехали!».
- В космосе бывает так, что потолок меняется местами с полом: один день так, другой наоборот?
- В космосе мы не используем такие понятия, как пол и потолок. Для ориентирования у нас есть плоскости: первая, вторая, третья и четвертая. Условно принято, что первая – это пол, а третья – потолок. Стол – тоже весьма условное понятие. На него можно что-то закрепить, прицепить, потому что в космосе все летает. Это самая большая проблема. У меня ложка как-то раз улетела, я ее так и не нашел. Бывает, консервы открыл, закрепил их на столе, полез за ложкой или за хлебом, а потом смотришь – и нет консервов! Глядишь, а они медленно-медленно так от тебя уплывают… И главное из виду их не потерять. Потому что если предмет движется, он глазом улавливается, а если зависает почти неподвижно, то ты его не увидишь. И, несмотря на все эти странности, такие непривычные для человека, мы все равно соблюдали кое-какие ритуалы, присущие земной жизни. Например, каждый вечер экипажем собирались ужинать за одним столом. Это было наше «лобное место», где мы подводили итоги, обменивались новостями, делились самочувствием и настроением, подбадривали друг друга. «Лечебный эффект кухни» (улыбается), и я думаю, что он здорово нам помогал тогда.
- А правда ли, что космонавты берут с собой веточку полыни как символ земного запаха (близ Байконура полынь растет в больших количествах. – Прим. ред.)?
- Не буду врать, я не брал.
- Правда ли, что космонавты едят из тюбиков? Это вкусная еда?
- Нет, тюбики себя давно изжили. Сегодня в них упаковывается только кетчуп, мед и яблочно-клюквенный соус. Остальные продукты – в консервах, которые изготавливаются по бескрошечной технологии. Выглядят они, как желе. И если улетят, то не рассыплются на маленькие кусочки, а останутся одним комком. Хлеб сделан в виде маленьких буханочек, тоже по бескрошечной технологии.
- В космосе красиво?
- В космосе не просто красиво, он тебя ошеломляет. За ним можно наблюдать бесконечно. Я раньше никогда не занимался фотографией, а сейчас у меня уже три выставки открылось.
- А Тюмень из космоса видно?
- Тюмень видна только по ночам, и то на горизонте. Просто мы летаем по такой траектории, что ее практически не видно. Зато, если говорить про Сибирь, хорошо видно Иркутск и озеро Байкал. Во время полета нам не видно всю Землю целиком. Мы сейчас летаем с меньшим наклонением, чтобы меньше цеплять радиационный пояс. Это безопаснее.
- В мультике «Ну, погоди!» волк, когда был в космосе, давил на тюбик и рисовал разные фигурки. Так правда можно делать?
- На самом деле все, что выдавливается из тюбика, принимает форму капли. Как-то раз мы делали целую передачу для детей, где демонстрировали поведение жидкости в условиях невесомости. Например, пили сок из шарика жидкости. Прямо на лету втыкали в него трубочку и пили. С M&M’s тоже весело и зрелищно выходило: «взрываешь» пачку, драже разлетаются по сторонам, зависают, можно ими жонглировать.
- Когда я рассматриваю космос на картинках и фотографиях, то мне страшно. Там так темно и пусто. Вам бывало страшно или одиноко?
- Жить в постоянном состоянии страха – это глупо. Я всегда говорю: если ты летишь в космос так, как будто совершаешь подвиг, то ты не готов к полету. Профессионалы просто работают, а не подвиги совершают. А насчет одиночества… Был такой случай, когда одни наши ребята со станции улетели, а другие еще не прилетели. А я остался там. И вот я завис в невесомости за тысячи километров от Земли, совсем один… и знаете, что я тогда испытал? Небывалый драйв.
- Правда ли, что во время пребывания в космосе позвоночник увеличивается на 3–5 сантиметров?
- Еще какая правда! А если не занимаешься специальными упражнениями, то и на все 12! Но это, на самом деле, вредно для здоровья. Поэтому раз в три недели производился специальный замер, мы самостоятельно считали, кто на сколько подрос, и делали доклад медикам. Ведь все элементы корабля сделаны по определенным параметрам, и если ты вырастешь больше нормы, то не сможешь принять правильную позу во время посадки и, соответственно, повредишь себе позвоночник. Чтобы не расти, мы занимались спортом, делали специальные упражнения. Если ты прибавил в росте 3 см, то это уже не хорошо. Тогда тебя начинают гонять. Поэтому мы старались сразу такого не допускать. Я, кстати, вырос на 2 см.
- Как вы боретесь с ленью?
- Я думаю, все слышали выражение, что лень – двигатель прогресса. С ней, может быть, иногда и не надо бороться. На самом деле порой действительно хочется немного расслабиться. Я бы не сказал, что это порок, это естественно. После обеда всегда можно 10 минут покемарить. (Улыбается.)
- Вы хотите еще полететь в космос?
- Я уже назначен на следующий полет, в 2014 году. Когда мы летели в первый раз, никто из нас еще ни разу не стартовал на «Союзе» и не был на МКС. Многим вещам приходилось учиться на ходу, ведь не все можно смоделировать на Земле. Сейчас я полечу в космос более осознанно, буду передавать опыт.
Александр Александрович Скворцов-младший
Порядковый номер 513 (105)
Количество полетов 1
Продолжительность полета 176 сут. 01 ч 18 мин 13 с
Статус летчик-космонавт РФ, отряд ФГБУ ЦПК
Почетные звания Герой Российской Федерации (Указ Президента РФ № 433от 12 апреля 2011 года). Летчик-космонавт Российской Федерации (Указ Президента РФ № 433 от 12 апреля 2011 года)
Награды Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (Указ Президента РФ № 433 от 12 апреля 2011 года), медалью «70 лет Вооруженных сил СССР (28.01.1988)», медалью «За отличие в воинской службе» III степени (30.03.1996) и II степени, медалью «За безупречную службу» III степени
Семья Отец – Скворцов Александр Александрович, родился 08.06.1942, бывший слушатель-космонавт ЦПК ВВС набора 1965 года. Мать – Скворцова (Забелина) Нина Ивановна, родилась 17.11.1938, заведующая детским садом. Брат – Скворцов Юрий Александрович, родился 06.04.1968, военный летчик ПВО. Жена – Скворцова (Красникова) Елена Григорьевна, родилась 07.06.1966, инженер-механик. Дочь – Скворцова Анна Александровна, родилась 17.05.1990
Увлечения Подводное плавание, футбол, охота, рыбалка, туризм.
На фото: члены 23-го экипажа Международной Космической Станции (МКС). Трейси Колдуэлл-Дайсон, астронавт NASA, второй бортинженер, Александр Скворцов, командир экипажа, Михаил Корниенко, бортинженер
Фото: Евгений Шульц
Текст: Валентина Суфьянова
Материал предоставлен журналом «Тюмень»
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru