Судьба малого и среднего предпринимательства волнует все бизнес-сообщество России. Правительство страны ставит одной из важнейших целей поддержку предпринимателей. Но начинающие бизнесмены нередко сталкиваются с проблемами, которые при отсутствии опыта могут привести к тотальным ошибкам. Избежать их поможет своевременный совет профессионала.
Генеральный директор консалтингового центра «Профсовет» Алексей Самсонов – один из молодых и успешных предпринимателей, сумевших открыть собственный бизнес во время кризиса и основательно закрепиться на тюменском рынке консалтинговых услуг. В преддверии двухлетия организации Алексей Самсонов поделился с читателями ИИ «NewsProm.ru» секретами успешного старта и последующего развития малого и среднего бизнеса.
Алексей Николаевич, Ваша компания – аутсорсер, вы берете на себя ведение бухучета и налогообложения других компаний. Насколько развит рынок таких услуг в Тюмени?
- Консалтинговых и аутсорсинговых фирм сейчас очень много, конкуренция с каждым годом становится жестче. Услуги востребованы, но и фирм становится все больше. Выигрывает та компания, которая понимает потребности общества, может предоставлять уникальные и качественные услуги. Нам удалось зарекомендовать себя с лучшей стороны, и многие компании находятся у нас на абонентском обслуживании.
В чем основные плюсы такого сотрудничества?
- Для предприятия малого и среднего бизнеса собственный профессиональный бухгалтер – это лишние штатные единицы, налоги на заработную плату и другие затраты. Значительно выгоднее работать с внешними специалистами. Но главное преимущество – защищенность. Заключая договор, мы берем полную ответственность за возложенные на нас функции. Если что-то произойдет, решать проблему будем мы.
Буквально недавно случилась очень неприятная история для одной из компаний. Они решили отказаться от использования услуг внешних специалистов и нанять собственного бухгалтера. Из-за его некачественной работы предприятие попало в сложную ситуацию. Единственное, что могло сделать руководство в этом случае, – уволить бухгалтера. Но ведь убытки компенсировать никто не сможет, а для малого и среднего бизнеса это ощутимые потери. Сегодня данная компания снова наш клиент, и мы прикладываем все усилия, чтобы стабилизировать и наладить процесс. Консалтинговые фирмы берут на себя финансовую ответственность. Поэтому мы не можем предлагать некачественные услуги в ущерб себе и клиентам.
С чего Вы начинали свой бизнес?
- Все начиналось с маленького кабинета, старенькой мебели, которую нам отдавали «по дружбе», и двух компьютеров. Вообще, 2009 год – очень сложный период для многих компаний, и консалтинговые - не исключение. Но самое важное – правильно начать собственное дело, и это у нас получилось. В первый же месяц мы получили прибыль, оправдали аренду, выплатили зарплату специалисту и стали развиваться дальше.
Многие фирмы, даже после успешного старта не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. Как удержаться на плаву и не провалиться на начальной стадии?
- В первую очередь, необходимо заниматься бизнес-планированием. Об этом сейчас говорят достаточно много, и это абсолютно правильно. План подразумевает диагностику самой бизнес-идеи, ее перспективность. Это позволит до старта предугадать, окупится ли бизнес.
К примеру, идея создания компании «Профсовет» созревала около года. Соучредитель фирмы даже защитил выпускную квалификационную работу по бизнес-плану нашего предприятия. Как раз в этой работе была изложена вся аналитика. Без бизнес-плана пришлось бы значительно тяжелее, несмотря на то, что многое из него не пригодилось или пришлось поменять. Зато есть на что опереться, продуманны все возможные риски, вероятность ошибки - минимальна. Именно благодаря этому нам удалось зацепиться на рынке услуг, теперь мы надеемся встретить следующую годовщину с еще более высокими результатами.
Какие ошибки могут обернуться катастрофой для молодых предпринимателей, что чаще всего приводит к краху?
- Нередко начинающий бизнесмен приходит из той сферы деятельности, где он достиг профессиональных высот. Главной опасностью для такого предпринимателя становится концентрация внимания на производстве товаров или услуг, а именно на том, что он отлично умеет делать. Но для успешного развития бизнеса этого недостаточно. Нельзя забывать о тонкостях финансового управления, продвижения на рынке и многое другое. Допущенные ошибки в этих сферах приводят к закрытию предприятия или к возникновению долгов. Прежде чем открыть собственную компанию, я успел получить опыт в качестве преподавателя в ТюмГНГУ, руководителя службы трудоустройства выпускников, которую создал с нуля, после этого работал директором проекта в частной компании, а также закончил президентскую программу подготовки управленческих кадров. В общем, у меня есть возможность рассматривать бизнес с разных сторон, это позволяет учесть многие нюансы.
Поддержка малого и среднего предпринимательства – одна из главных задач государства. Как вы оцениваете эту поддержку на региональном уровне?
- У меня двойственное отношение к принимаемым мерам. С одной стороны, правительство действительно оказывает реальную, существенную помощь. Правда, только единичным субъектам, которые проходят конкурсный отбор. Но список предприятий, которые могут воспользоваться поддержкой, расширяется – и это хорошо. С другой стороны, принимаются законы, которые давят на предпринимателей. К примеру, высокий налог на заработную плату – существенный удар по малому и среднему предпринимательству.
В чем может быть причина сложившейся ситуации?
- В России не хватает трудоспособного населения. Из-за поддержки рождаемости растет количество жителей, которые пока не работают, также увеличивается доля пенсионеров. А вот молодых трудоспособных людей мало, и прогнозируется дальнейшее снижение их количества в связи со спадом рождаемости в начале 90-х годов. Соответственно, тех, кого нужно кормить, становится все больше, а тех, кто кормит, – недостает – это глобальная государственная проблема, которая сказывается на экономике. Для правительства повышение налогов – один из способов решения проблемы.
Как руководитель, какой точки зрения Вы придерживаетесь: коллектив должен ощущать себя большой дружной семьей или только формальные отношения между сотрудниками приводят компанию к успеху?
- От формальных отношений в рабочем коллективе никуда не деться, и они должны быть выстроены на высоком уровне. Но для сплоченности этого недостаточно. Я, скорее, считаю, что коллектив – это большая семья, где должен быть хороший психологический климат, поддержка и взаимовыручка. Человек должен с удовольствием приходить на работу. Думаю, что отношения внутри нашей компании выстроены именно так. Но добиться этого было не так-то просто. Сначала мы принимали работников через центр занятости и по рекомендациям – подходящих людей так и не нашли. В конце концов, мы остановились на поиске кадров через интернет. На основе резюме, собеседования и тестирования мы отбирали сотрудников. Сейчас коллектив по-настоящему сложился.
За два года существования у компании появились партнеры, друзья, разделяющие позиции «Профсовета». Есть ли совместные проекты?
- У нас есть постоянные клиенты – это такие компании как «Росмасло», «Евросиб-трейд», «Полимедпром» и др. Скоро подпишем соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией молодых журналистов Тюменской области. Недавно начали сотрудничать с федеральным интернет-банком «Банк24.ру». Наш хороший друг и партнер - газета «Тюменское право», которую мы стараемся активно поддерживать. В газете рассматриваются различные жизненные ситуации с юридической точки зрения, есть советы экспертов. Цель, которую мы преследуем, участвуя в издании газеты, – повысить правовую грамотность тюменцев. Мы достаточно легко идем на совместные проекты, если понимаем, что сотрудничество может быть плодотворным и полезным.
Планируете развивать какие-то направления деятельности, помимо бухучета и налогообложения?
- Возможно, в будущем предложим еще и образовательные услуги. Мы уже пробовали реализовать эту идею, нашлись заинтересованные люди, но направление нужно проработать более детально. У нас есть положительный опыт в этой сфере – мы участвуем в образовательной программе «Шаг за шагом», которую проводит Фонд развития и поддержки предпринимательства. В рамках этой программы я провожу семинары. А что касается непосредственно обучения, то пока мы готовим специалистов только по заказам от компаний. Если услуга окажется востребованной, то мы готовы развиваться дальше, у нас есть все предпосылки для этого.
Таисия Дикарева
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru