Энергия жизни: амбициозные планы и реальность

17:18 27 октября 2011

Пекка Тиусанен родился в 20 км от русской границы, но по-русски не понимает ни слова. Работает директором по информации Ассоциации энергетиков Финляндии, в которую входят компании производящие электро- и теплоэнергию. Самым крупным членом этой Ассоциации является Fortum. На встрече с российскими журналистами, которая состоялась в рамках пресс-тура в Хельсинки, Пекка рассказал об электроэнергетике Финляндии, принципах ее работы и планах.

Говоря о специфике электроэнергетики Финляндии, нельзя не отметить довольно быстрый рост потребления — четверть электроэнергии идет на отопление, 17 процентов — на транспорт. Финляндия со своими многочисленными предприятиями бумажной промышленности стоит на втором месте по потреблению электроэнергии в пересчете на человека. Первое место занимает Люксембург. Примечательно, что Финляндия стала второй в мире страной, которая начала строить атомную электростанцию после Чернобыля, и первой — после разрушительной аварии на японской «Фокусиме».

Тридцать процентов электроэнергии вырабатывается на отечественных источниках, 70 процентов — импорт (в свою очередь 70 процентов от импорта электроэнергии - из России). При этом полностью весь природный газ завозится также из России, и 80 процентов угля — тоже. Финляндия импортирует из России также электроэнергию, древесину и ядерное топливо.

Идет в страну импорт и из соседних Швеции и Норвегии, где сейчас имеются хорошие водные ресурсы для производства электроэнергии. Однако известны годы, когда экспорт в эти страны был сопоставим с импортом из России. В свою очередь Финляндия в зависимости от условий тоже выступает импортером электроэнергии в соседние страны.

Чтобы снизить импорт, а к этому в реальности стремятся все рачительные хозяева, парламент Финляндии принял решение о сооружении еще двух АЭС. По своим эксплуатационным возможностям финские АЭС — лучшие в мире. Одна из них, Ловийса, построена и эксплуатируется Fortum. К тому же со стороны Балтийского моря нет никакой сейсмоугрозы, что в свете событий в Японии особенно важно. В отличие от Германии, к примеру, Финляндия продолжает развивать атомную генерацию.

…Пекка улыбается, мол, по потреблению энергии можно отследить экономическую историю Финляндии: рост и падение спроса на электроэнергию напрямую связаны с экономическими спадами и подъемами этой довольно стабильной страны. Выступающий сетует, что в настоящее время по всей Европе потребление энергии снижается, состояние экономики европейских стран называют плачевным. Экономическая депрессия не закончена, кивает Тиусанен. И напоминает, что три года назад Евросоюз принял так называемый план 20/ 20/ 20, который призывает к 2020 году снизить на 20 процентов выбросы углекислого газа, на столько же уменьшить спрос на невозобновляемые энергоресурсы и на 20 процентов увеличить долю возобновляемых источников энергии в европейском топливном балансе в целом. Так вот, в Финляндии, отметил Пекка, долю возобновляемых источников энергии решено довести до 25 процентов уже сейчас, а к 2020 году замахнуться на 38 процентов. Что касается понижения выбросов СО2, то финские энергетики ставят своей задачей снизить потребление органического топлива, в основном – угля, как наиболее опасного в плане выбросов. На сегодня расклад таков: атомные станции страны дают четверть всей энергии (у компании Fortum - две АЭС), 20 процентов – комбинированная выработка электроэнергии, 15 процентов – импорт электроэнергии, 16 процентов – гидроэлектроэнергия, 11 процентов станций вырабатывают энергию на отходах.
Примечательно, что у ведущей энергетической компании в странах Северной Европы Fortum, уровень выбросов СО2 один из самых низких в Европе: доля производства электроэнергии вообще без выбросов составила 69 процентов от общей выработки компании, включая Россию. В Евросюзе эта доля превышает 90%.

Было бы странно слушать об энергетике только в теории. Устроители пресс-тура позаботились о том, чтобы журналисты побывали на настоящих энергообъектах. Таким местом стала ТЭЦ «Суоменоя» в Эспоо - городе-спутнике Хельсинки. Директор станции Алпо Савикоски рассказал о той эволюции, которую претерпела станция за 30 лет своего существования.

Строительство станции завершилось в 1977 году. Исходным топливом являлся уголь. Его получали в основном из Польши и Украины. Сейчас практически весь уголь поступает из Кемеровской области по железной дороге, морем и автотранспортом. Такой длинный путь оправдывает соотношение «цена-качество». Но уголь – не единственное топливо станции, он составляет только 30 процентов от общего объема, 70 – природный газ, опять же российского происхождения. Газ закупается не в виде кубометров, как можно было бы предположить, а в виде энергии, то есть в пересчете на мегаватты. Fortum заботится о модернизации и постоянно инвестирует в ее расширение. Только так можно добиться высокого – 90 процентов – уровня КПД, ведь хорошее КПД достигается за счет чрезвычайно эффективного использования топлива, качественного оборудования и коротких остановок на ремонт. Для России такой уровень пока высок, но в регионах присутствия Fortum в России многое делается, чтобы его достичь. (Напомним, что в России производственные активы компании расположены в Тюменской и Челябинской областях. Fortum владеет более 25 процентами акций Территориальной генерирующей компании №1 (ТГК-1), осуществляющей свою деятельность в Северо-Западном регионе России. Годовая выработка электроэнергии компанией в России составляет 16 ТВт-ч, тепла – 22,1 млн Гкал..)

Что касается энергии солнца и ветра, то с ними в этой скандинавской стране дела обстоят «нежирно» - только 0,3 процента от общего количества.

Российских журналистов интересовало не только то, как определяется стоимость электроэнергии и кому идет налог – производителю или государству, но и чисто бытовые подробности: например, как обычный горожанин платит «за свет и тепло». Стоимость энергии определяет рынок. Почти половина этой стоимости – плата за передачу энергии и налог. Однако рынок рынком, но цена за передачу должна быть разумной и реальной, отметил Тиусанен. Поэтому прибыль передающих предприятий (по аналогии у нас – это федеральная сетевая компания и ее региональные подразделения) ограничена. Государство зорко следит за процессом. Налог за электроэнергию, кстати, идет в казну государства.

Что касается оплаты обычной финской семьи в обычном финском городе обычной финской энергии, то все достаточно просто: каждое домашнее хозяйство получает в год четыре равных счета, или почти равных – последний годовой счет может быть чуть больше или чуть меньше в зависимости от потребления.

Даже при всей своей «депрессивной» экономике (как говорится, на вашей мели нам нырять и нырять – по-хорошему завидуем мы!), финны строят амбициозные планы по выработке электроэнергии аж до 2050 года, где, например, ветровой энергии отводится уже куда более значительная роль – 28 процентов, определенные надежды возлагаются и на солнечную энергию, а вот гидроэлектроэнергии запланировано меньше от нынешнего - 11 процентов от общих объемов потребления.

Ну, казалось бы, неужели за несколько десятков лет ветры задуют в Финляндию сильнее, а солнышко начнет припекать жарче? Однако не все так просто. Можно, конечно, скептически пожимать плечами, что те, кто строит сегодня планы до 2050 года, по ним уже отвечать не будут, но с выводами повременим. Тем более что впереди нас ждала еще одна встреча, и посвящена она оказалась именно этому «сказочному» вопросу – из чего можно делать энергию, если нет ни своего газа, ни угля, еще и экология при этом не просто вопрос риторический, а ментально продвинутый?

Продолжение следует.

Мила Янгельских

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024