«Цифра» против «фотопленки»: тюменские фотографы «за» искусство

16:26 14 октября 2011

Самому старому фотоаппарату, который имеется в коллекции тюменского фотографа, члена Союза фотохудожников России Игоря Ковалева, 109 лет! Это немецкий аппарат фирмы Ernemann, раритетная вещь, появившаяся на заре зарождения фотодела.

Вы удивитесь, но он – в рабочем состоянии, как и еще около 20 уникальных пленочных фотоаппаратов с богатой историей, которые собрал за долгие годы работы Игорь Ковалев. В том числе — «Зоркий-4», Rollei с объективом Schneider-Kreuznach Xenar 75/3.5 и другие.

Не менее богатой подборкой старинных фотоаппаратов располагает другой известный тюменский фотограф - Олег Орлов. Правда, в его антикварной коллекции есть и неработающие, но весьма редкие экземпляры.

Вы удивитесь, но фотопленку изобрели в XIX веке. Ее запатентовал 127 лет назад - 14 октября 1884 года – американский бизнесмен, основатель компании Eastman Kodak Джордж Истман. С тех пор фотодело переживало немало новых взлетов.

На смену черно-белым пришли цветные фотографии, профессиональные фотокамеры потеснили карманные фотоаппараты. И до тех пор пока цифровые технологии не стали доступны широким массам, делать снимки было принято на фотопленку. В городе Тюмени было очень много фотосалонов, куда выстраивались очереди желающих сдать негативы на проявку и тиражирование. Сегодня мало кто фотографирует на пленку. Да и мест, где можно ее купить, проявить и сдать на печать, почти не осталось. Их можно по пальцам пересчитать. Людям нравится фотографировать на цифровые «мыльницы», редактировать изображения с помощью компьютера и печатать снимки на фотопринтере…

Между тем, как рассказал корреспонденту ИИ «NewsProm.Ru» тюменский фотограф Марат Губайдуллин, открывший одну из первых частных фотошкол в Тюмени, пленочная камера – вещь удивительная. Ею могут пользоваться только истинные мастера своего дела. Впрочем, и постигать фотоискусство, по его словам, следует именно с помощью фотопленки. Пленочный фотоаппарат заставляет думать, о том, как выстроить кадр, как его сбалансировать, сделать композицию цельной.

«У тебя есть всего лишь 36 попыток, чтобы сделать один удачный кадр, - поясняет мастер. - Такое ограничение позволяет быстрее думать фотографически и вырабатывать мышление. Многие фотографы сравнивают «пленку» и «цифру» со снайпером и пулеметчиком. Выстрел снайпера практически всегда находит цель, действуя аккуратно и незаметно, выстрел пулеметчика быстрее, но при этом и эффект разрушения – масштабнее. Первая камера должна быть пленочной. Только так человек сможет научиться видеть через фотоаппарат, ощущать нужный момент, экспозицию».

Проявление фотопленки – если это делать самостоятельно – таинство, волшебство, мистерия! Только овладев им, можно было в прежние времена считать себя настоящим фотографом… Пока Марат Губайдуллин дает мастер-классы вооружившимся цифровыми фотокамерами слушателям, но в будущем намерен обучать и с помощью пленочных фотоаппаратов.

Кстати, некоторые тюменские фотографы до сих пор предпочитают работать именно с фотопленкой. По их словам, именно пленка позволяет передать блики, полутона, естественное освещение. Деятельность фотографа Игоря Ковалева начиналась с пленки и продолжается.

«Когда наступила цифровая эра, 2000-е годы, все начали избавляться от старых фотоаппаратов и пленок, - вспоминает он, - изображение получалось просто и тратить силы на проявление фотографий не приходилось. В отличие от цифровых снимков, которые мы можем просматривать на компьютерах, фотографии с проявленной пленки необходимо сканировать или печатать. У плёночной фотографии более длинный путь к результату, поэтому она больше подходит для творческой съёмки. Печать цифровых фотографий удобна и универсальна, над пленкой приходится работать дольше и создавать специальные условия для ее проявления. Снимки с пленки, снятые хорошим объективом и напечатанные на цифровой машине, как ни крути, все равно выглядят лучше, чем с цифровой камеры. Но лучший вариант - ручная печать с фотоплёнки, хотя и цена за распечатку высока. Быстрая цифровая технология хорошо подходит профессиональным фотографам, которые работают, к примеру, в печатных изданиях. А для тех, кто серьезно увлекается фотографией, пленка - это искусство».

В Тюмени несколько сотен профессиональных фотографов, действуют десятки фотостудий и фотосалонов, работает несколько фотошкол, где начинающих знакомят с азами мастерства. Это, в частности, фотошкола «Гильдия фотографов» и «Тюменская школа фотографии».

Справка.

Фотоплёнка — это фотоматериал на гибкой прозрачной основе, представляющий собой лист пластика, на который нанесена фотоэмульсия, содержащая зерна галогенидов серебра, определяющие светочувствительность, контраст и оптическое разрешение фотоплёнки.

После воздействия света на фотоплёнке формируется скрытое изображение. С помощью химических реакций получают видимое изображение. Плёнка бывает чёрно-белой и цветной. В чёрно-белой есть обычно один слой серебряных солей. При попадании света и дальнейшей химической обработке соли серебра превращаются в металлическое серебро — на плёнке образуются тёмные участки, соответствующие светлым областям на отпечатке. Цветная плёнка использует как минимум три слоя солей. Окрашивающие, адсорбирующие вещества, взаимодействуя с кристаллами серебряных солей, делают кристаллы чувствительными к различным участкам спектра.

Современные фотоплёнки, такие как Kodacolor II, имеют до 12 слоёв эмульсии и содержат более чем 20 различных веществ в каждом слое, что позволяет обеспечить отличную цветопередачу.

Мария Меняйлова, школа юного журналиста

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024