В Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации состоялось Всероссийское совещание по итогам деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. На нем были подведены итоги работы Росреестра за 2009 год и поставлены задачи по формированию единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета на 2010 год, сообщает пресс-центр Росреестра.
Об основных направлениях деятельности Росреестра в 2010 году, об изменениях законодательства в сфере регистрации прав на недвижимость и кадастрового учета мы беседуем с участником Всероссийского совещания, руководителем Управления Росреестра по Тюменской области Александром Одинцовым.
Прошлый год для вашего Управления и всей службы в целом был достаточно сложным в связи с реорганизационным процессом. Тем не менее, можно констатировать, что в целом удалось обеспечить стабильность работы системы регистрации прав и кадастрового учета и выполнение ее ключевых функций, максимально сохранить кадровый потенциал в ходе реорганизационных мероприятий. В то же время остается достаточно острой проблема повышения качества работы.
В этой связи хочу обратить внимание на то, что реорганизация органов государственной регистрации прав и кадастрового учета и создание единой учетно-регистрационной системы – не конечная цель всех преобразований. Ведь реализация практически любого проекта государственного значения зависит от эффективности работы органов по регистрации прав и кадастрового учета: будь-то строительство олимпийских объектов, объектов на территориях особых экономических зон, реализация программ по доступному жилью, оформление прав граждан в рамках «дачной амнистии» и т.д.
Кроме того, перечисленные системы являются важнейшими составляющими информационного взаимодействия, как с участием федеральных органов исполнительной власти, так и с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К тому же, по экспертным оценкам, ежедневно в учетно-регистрационные органы в совокупности по всей территории страны поступает около 700 тысяч различных заявлений. Каждый гражданин хотя бы один раз сталкивается с необходимостью посещения офисов указанных органов и организаций. Поэтому наша основная задача сделать максимально доступными государственные услуги в этой сфере и максимально комфортными условия предоставления этих услуг.
Еще один момент, на котором стоит остановиться. Реорганизация учетно-регистрационных органов невозможна без юридического оформления этих процедур. Иными словами, процесс преобразований и принятие законодательных инициатив проходит одновременно. И с 1 марта вступили в силу изменения в законодательство о регистрации прав и кадастрового учета, которые должны качественно улучшить предоставление государственных услуг.
Расскажите подробнее об этих изменениях.
Во-первых, изменения предусматривают новый порядок предоставления сведений государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав. Законодательно сокращен срок предоставления сведений до 5 рабочих дней, введен принцип экстерриториального запроса, когда заявитель может запросить интересующие его сведения в любом офисе Росреестра, независимо от места нахождения объекта недвижимости. Расширены возможности предоставления сведений кадастра и реестра прав. Гражданин может обратиться лично, получить их посредством почтового отправления и через электронную почту, а также в открытом доступе на официальных сайтах Росреестра.
Увеличение способов получения информации снимет часть проблем, связанных со стояниями в очередях, доступностью и открытостью информации. Получение сведений в электронном виде позволит их более качественно и эффективно использовать, особенно при получении большого объема сведений.
Наравне с этим упрощается процедура подачи документов на государственную регистрацию прав и кадастрового учета. Гражданам предоставляется возможность направлять заявления о регистрации прав и необходимые документы почтовым отправлением. Заявитель сможет одновременно представлять заявления о государственной регистрации прав и заявления о государственном кадастровом учете.
Кроме того, сделан первый шаг к объединению учетно-регистрационных процедур. Теперь регистратор прав не может требовать у заявителя предъявления кадастрового паспорта объекта недвижимости. Необходимые сведения об объекте недвижимости или о правах на объект должны поступать в порядке внутреннего документооборота. Для окончательного урегулирования этого вопроса требуется принятие административного регламента, устанавливающего правила осуществления объединенных функций по учету и регистрации прав.
Во-вторых, с 1 марта вступили в силу новые правила осуществления кадастровой деятельности. 2010 год - это год окончания переходного периода, когда кадастровые работы в отношении земельных участков могут осуществлять землеустроители. С 1 января 2011 года кадастровой деятельностью в отношении земельных участков смогут заниматься исключительно кадастровые инженеры. Учитывая большую роль кадастровых инженеров в процедуре оформления прав граждан и организаций на объекты недвижимости, создание института кадастровых инженеров является приоритетной задачей этого года.
Введение института кадастровых инженеров. Это новая для нашей страны профессия…
Кадастровый инженер - это специалист, который может работать на рынке формирования и постановки на учет объектов недвижимости. Это не только землеустроитель, но и инженер, который может описывать любую недвижимость. Он вправе принимать решения, связанные с вопросами формирования земельных участков и объектов недвижимости. Кадастровый инженер — это не специальность, это — квалификация. Чтобы стать кадастровым инженером, необходимо сдать квалификационный экзамен.
Александр Алексеевич, раз уж мы говорим о кадастровой деятельности, ответьте на вопрос, который интересует многих граждан - требуется ли после 1 марта для регистрации прав собственности предоставление кадастрового паспорта на здания, строения, сооружения или достаточно технического паспорта БТИ?
Согласно изменениям в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившим в силу с 1 марта, для регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства до 1 января 2013 года однократно предоставляется кадастровый паспорт такого объекта. После 1 января 2013 года кадастровый паспорт необходим только в случае, если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Таким образом, для совершения сделок с объектами недвижимости не требуется предоставление кадастрового паспорта (технического паспорта, кадастрового плана), за исключением случая, когда право на недвижимость не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав.
В то же время технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Внесение изменений в Единый государственный реестр прав в сведения об объекте недвижимого имущества осуществляется без повторной регистрации на основании заявления правообладателя или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
Давайте вернемся к основной теме нашего интервью. Что еще принципиально нового содержат изменения в законодательство о государственной регистрации прав и кадастровом учете?
- Следует отметить, что в Закон о кадастре недвижимости внесены изменения, продлившие до 1 января 2013 года срок окончания переходного периода, в течение которого положения Закона о кадастре не применяются в отношении объектов капитального строительства. Это значит, что кадастровый учет зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства еще три года не будет осуществляться. Техническую инвентаризацию и технический учет будут выполнять БТИ, соответственно, органы технической инвентаризации будут выдавать и кадастровые паспорта на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства. Тем не менее, уже с этого года нам предстоит предпринимать меры, которые позволят в 2013 году осуществлять кадастровый учет объектов капитального строительства.
Эта задача требует комплексного подхода. С одной стороны требуют решения вопросы ведения архивов БТИ, которые в соответствии с действующим законодательством являются федеральной собственностью. С другой стороны, необходимо наполнить государственный кадастр недвижимости сведениями о ранее учтенных или учтенных в переходный период применения Закона о кадастре объектах капитального строительства.
Александр Алексеевич, какие меры предпринимаются в вашем Управлении по реализации изменений в законодательство о регистрации прав собственности и кадастрового учета?
В 2010 году Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области предстоит проделать большую работу по качественному улучшению предоставляемых государственных услуг. Уже в этом году заявители должны иметь возможность подавать в электронном виде заявления о кадастровом учете, а также запрашивать и получать сведения из Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости посредством почтового отправления или через электронную почту.
Управление Росреестра по Тюменской области уже приступило к выдаче информации из Единого государственного реестра прав по экстерриториальному принципу в режиме реального времени на территории регистрационного округа. Экстерриториальный принцип выдачи информации введен в Заводоуковском, Ялуторовском, Ишимском и Тобольском районах. Постепенно в течение года к этой системе будут подключены и остальные территориальные отделы Управления. Стоит отметить, что в Тюмени экстерриториальный принцип выдачи информации о зарегистрированных правах успешно действует с апреля 2008 года.
В 2010 году в Управлении планируется внедрение средств «электронной очереди» и предварительной записи на прием с использованием телекоммуникационных каналов связи, в том числе сети Интернет. В течение года предполагается внедрение автоматизированной информационно-справочной системы взаимодействия с заявителями.
Кроме того, в 2010 году Управление Росреестра по Тюменской области ожидает еще одна реорганизация в форме присоединения. К Управлению будет присоединено Тюменское межрегиональное управление геодезии и картографии и перейдут функции по организации инфраструктуры пространственных данных. Основной целью создания и развития инфраструктуры пространственных данных в России является обеспечение свободного доступа всех заинтересованных лиц, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждан, к имеющимся пространственным данным и их последующее эффективное использование.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru