Во время пандемии SARS-CoV-2 очевиднее высветились главные черты некоммерческих организаций — близость к людям и быстрый отклик на их реальные потребности.
Вера Барова, исполнительный директор Благотворительного фонда развития города Тюмени, член Общественной палаты Тюменской области, хорошо знает этот сектор российской экономики, в НКО работает более 20 лет. Со специалистом пообщался журналист издания "Тюменская область сегодня".
— Этот "ковидный" год принёс в мир испытания и ограничения, многим изменил задачи и способы их решения. Вера Владимировна, как повели себя некоммерческие организации (НКО), оказавшись перед новыми вызовами?
— Нас как фонд и как ресурсный центр для НКО радует, что люди не растерялись и продолжили действовать. На заседании Общественной палаты в отчёте департамента социального развития было радостно слышать рассказ об успешных историях, связанных именно с деятельностью некоммерческих организаций во время пандемии. И это был не рассказ о деятельности бюджетных учреждений, это были живые истории, действующими лицами в которых были общественники и НКО.
Некоммерческие организации устанавливали постоянные контакты с людьми, которые оказались изолированными в своих квартирах, нашли возможность передавать им необходимые препараты, продукты питания. Потом государство мобилизовалось и более-менее организовало эту работу.
Однако в нашем регионе до сих пор по-настоящему не отлажена система поддержки таких организаций. В Челябинской области и Югре появились фонды как главные операторы бюджетных средств, предоставляемых некоммерческим организациям на реализацию социальных проектов, у нас этого не случилось. Однако даже не получая бюджетную поддержку, НКО нашли ресурсы, а главное, возможность включиться в оказание помощи наиболее уязвимым группам населения.
Очень важно, чтобы произошла переоценка ценностей: если мы реально ценим вклад этих организаций, мы должны дать им возможность активно действовать, предоставляя ресурсы.
— Изменилась ли деятельность вашей организации БФРГТ?
— Мы, как и другие организации, отвечающие за НКО, вынуждены были осваивать и, как мне кажется, освоили новые для нас технологии взаимодействия в онлайн-режиме. Понятно, что это было нелегко не только технически, но и эмоционально. Режим работы 24 на 7 обеспечил такое обилие событий, что число конференций, вебинаров, тренингов, на которых хотелось и надо было присутствовать, в некоторые дни зашкаливало.
Кроме того, их организаторы забывали о мерах безопасности. Если в нормальном, очном, режиме на таких мероприятиях предусмотрены перерывы, то в онлайне мало кто об этом заботился. Определенный перегруз уже сегодня чувствуется. Мы устали. Ситуация, наверное, вынудит нас бОльшую часть мероприятий и встреч по-прежнему проводить в онлайне, но надо побеспокоиться, чтобы эта история носила человекосберегающий характер.
— Для вашего коллектива изменился только формат работы или пришлось корректировать программы и проекты?
— Мы не приостановили ни один проект. К чести наших партнёров, с которыми мы реализуем многолетнюю программу по развитию уральской сети ресурсных центров для поддержки социально ориентированных НКО, они не устранились от работы. Каждый в меру своих сил продолжал реализацию общих планов и обязательств. У нас даже была возможность посетить некоторые муниципальные ресурсные центры, соблюдая, конечно же, все предписанные меры предосторожности.
Надо сказать, что ко времени пришло приглашение к участию в двух грантовых конкурсах, результаты которых стали для нас успешными. Благодаря программе "Школа филантропии. Системный эффект" Фонда Потанина нам удалось привлечь ресурсы даже на укрепление организации.
Благодаря поддержке Благотворительного фонда развития филантропии "КАФ" мы имеем возможность продолжить некоторые наши традиции — провести очередной благотворительный спектакль и акцию "Ёлка для тюменских гаврошей". Раньше средства на эти мероприятия мы зарабатывали в рамках Благотворительного бала, привлекали частные пожертвования. К сожалению, сейчас наши постоянные партнёры испытывают определённые трудности, связанные с развитием и даже с сохранением бизнеса, и мы не могли рассчитывать на их поддержку.
Полученные от Фонда "КАФ" ресурсы позволили заказать два таких праздника нашему надёжному партнёру — Тюменскому театру кукол и масок и каждому юному зрителю вручить сладкий подарок.
Кстати сказать, на такие новогодние представления в кукольный театр мы всегда приглашаем тех ребят, чьи письма Деду Морозу, развешанные на ёлке в ЦУМе, не нашли отклика у посетителей торгового центра. В ребячьих открытках — реальные детские потребности, которые легко удовлетворить. Меня умиляют письма детей, которые просят подарков для братьев и сестёр, для мам.
— Год для БФРГТ особый не только из-за навалившейся на всех нас пандемии коронавируса. Фонд получил высокую оценку коллег по некоммерческому сектору как центр поддержки НКО.
— Наш постоянный партнёр — Сибирский центр поддержки общественных инициатив из города Новосибирска впервые провёл исследование посредством экспертного опроса: 13 экспертов рассматривали 58 ресурсных центров, оценивали влияние ресурсных центров на развитие НКО-сектора в России. Мы седьмые!
— О чём это говорит вам, руководителю БФРГТ?
— Думаю, это говорит о том, что мы в 2011 году взяли верный курс, продвигая на весь УрФО технологии, которые сами используем в работе. Тогда БФРГТ с программой создания уральской сети ресурсных центров (РЦ) для продвижения и развития НКО стали благополучателями Минэко (он проводил конкурсы до создания Фонда президентских грантов). Это позволило найти партнёров из числа региональных организаций, которые вместе с нами выполняют функции РЦ у себя на территориях. Впоследствии мы увеличили нашу сеть за счёт муниципальных организаций, которые ближе находятся к людям и так же, как мы, пытаются реализовывать системный подход во взаимодействии власти, бизнеса и НКО.
В такой оценке есть признание нас, сотрудников фонда, как экспертов в области формирования некоммерческого сектора экономики, и того вклада, что БФРГТ внёс в этот процесс за историю своего существования. И особенно ценно, что эта высокая оценка дана коллегами — руководителями таких же инфраструктурных некоммерческих организаций России.
— Нет ли противоречия в том, что фонд города Тюмени распространил влияние на федеральный округ?
— Мне этот вопрос задавали неоднократно. К чести Минэко, он не ограничил наши возможности только городом, но и по закону у фонда нет территории, на которой он закрепляется, фонд может действовать везде.
— Говорят, с благотворительностью в этом сложном для экономики году всё непросто…
— Исследования показывают, что падение объёмов средств, привлекаемых благотворительными фондами, составляет от 30 до 70 процентов. Многие бизнесмены решают насущную проблему сохранения трудового коллектива и объёмов производства. Но отрадно, что первые результаты социологического исследования среди руководителей малого и среднего бизнеса, которое мы проводим на средства фонда "КАФ", показывают:
интерес к благотворительности не угас — 62 процента респондентов подтверждают свою приверженность благотворительности и указывают на то, что они и сегодня поддерживают нуждающихся.
Во время первой волны пандемии, когда не хватало защитных средств, при инициативе и посредничестве уполномоченного по делам бизнеса Ларисы Кирилловны Невидайло был реализован замечательный проект: предприниматели области направили 8 млн рублей на приобретение для медицинского персонала средств индивидуальной защиты и дезинфекции.
— Какими достижениями гордятся сотрудники БФРГТ, подводя итоги 2020 года?
— В этом году у нас две победы в грантовых конкурсах. Одна у Благотворительного фонда развития филантропии "КАФ". Вторая у Благотворительного фонда Владимира Потанина. Полученные средства помогут нам совершенствовать нашу благотворительную программу: мы планируем познакомить тюменцев с новой технологией участия в реализации социальных проектов, она называется "Круг благотворителей". Мы пригласили для его проведения нашего надёжного партнёра Марину Михайлову, руководителя Архангельского центра "Гарант", на её счету несколько "кругов" в Архангельске, Москве, Пскове и других городах.
Увидеть ценность социального проекта и отозваться реальными деньгами — это шанс, который будет дан не всем, а только тем, кого мы пригласим на этот замечательный вечер.
К сожалению, мы не выиграли специальный конкурс Фонда президентских грантов — наш проект был направлен на участие местного сообщества в судьбе детей при дистанционном обучении. С помощью наших партнёров мы уже передали около 200 ноутбуков в семьи школьников и хотели в рамках проекта приобрести гаджеты для малообеспеченных семей. Однако проект не получил поддержки.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru