Инклюзивное образование (от лат. include – заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех детей в плане приспособления к их различным нуждам, в том числе физическим ограничениям, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Подробности о внедрении инклюзивного образования в Тюменской области рассказывает главный детский психиатр регионального департамента здравоохранения, заместитель главврача Областной клинической психиатрической больницы Марина Фомушкина.
- Марина Геннадьевна, что больше всего волнует родителей детей с особенностями развития?
- В психиатрическую службу нашего учреждения чаще всего обращаются со следующими вопросами:
- Какой у моего ребенка диагноз?
- Это состояние на всю жизнь?
- Он сможет учиться и получить специальность?
- Как нам вести себя с ним?
- Какое лечение самое эффективное?
Есть случаи, когда мы рекомендуем перейти на домашнее обучение, а не инклюзивное. Но вопросы вида и программы обучения детей все же решает психолого-медико-педагогическая комиссия департамента образования Тюмени и Тюменской области.
- В чем сложность инклюзивного образования?
- К совместному обучению в одном классе здоровых детей с детьми, имеющими ограниченные возможности, готовы не все родители. Родители "особых" детей опасаются того, что их детей в школе будут оскорблять, унижать, одноклассники будут избегать общения с ними. Родители здоровых думают, что присутствие в классе ребенка с ограниченными возможностями может уменьшить внимание педагога к остальным, преподавать материал в замедленном темпе, тем самым уменьшить объем передаваемых знаний учащимся. Конечно, здесь очень многое зависит от педагога, его умения наладить диалог с родителями, а также от общей осведомленности общества об инклюзии. Проблемных вопросов ещё много. В первую очередь, это необходимость в улучшения материально-технической базы образовательных учреждений, и обучение педагогов для работы с "особыми" детьми.
- Расскажите о преимуществах инклюзивного образования.
- В первую очередь, это развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками. Дети с ограниченными возможностями могут участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками, не чувствовать себя чужими и изолированными. А это очень важно для психологического здоровья всей семьи, где растёт ребёнок. Конечно же, для лучшей адаптации ребенка к образовательной программе, преодоления страхов, тревоги, мы всегда рекомендуем организовать его сопровождение детским психологом или психотерапевтом.
- Какой ваш рецепт эффективного внедрения инклюзивного образования в России?
- Необходимо проводить просветительскую, образовательную работу с родителями, педагогами школ, в СМИ по особенностям инклюзивного образования. Профилактировать агрессивное поведение сверстников по отношению к детям с ограниченными возможностями путем проведения тематических классных часов классными руководителями с учащимися, родителями. Я уверена, что педагоги, работающие с "особенными детьми", должны быть профессионалами и иметь специальную подготовку, но и не забывать о себе, чтобы не развился "синдром эмоционального выгорания". Для его профилактики необходимо уметь восстанавливать свои физические и эмоциональные силы, отдыхая с семьей, занимаясь любимым делом и просто делая себе маленькие подарки.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru