Опыт российских мегаполисов и развитых западных стран изучают специалисты в сфере дорожной инфраструктуры и транспорта Тюмени при рассмотрении вопроса о целесообразности устройства платных парковок на центральных улицах города.
Идею обустройства наиболее загруженных магистралей в центра города паркоматами обсуждают руководители и специалисты департамента дорожной инфраструктуры и транспорта совместно с экспертами из института транспорта ТюмГНГУ, ГИБДД Тюменской области и других профильных ведомств.
Платные парковки будут призваны сделать организованными стоянки транспортных средств, чтобы увеличить пропускную способность дорог и повысить безопасность дорожного движения в городе. Это основные цели, которые указывают в обосновании авторы проекта.
Подразумевается, что заездные карманы на обочинах наиболее загруженных дорог будут оборудованы паркоматами. Все наверняка видели такие устройства в зарубежных фильмах, где водитель, поставив машину рядом с ним, оплачивает через паркомат и устанавливает на нем время парковки. Соответственно, появится и система контроля за соблюдением правил платной парковки и контроля оплаченного времени.
Вопрос на поверку оказался достаточно сложным. С одной стороны решение об организации платных парковок призвано облегчить жизнь горожан, уставших от постоянных заторов в центре города, которые возникают в том числе из-за беспорядочных стихийных парковок на обочинах главных улиц. С другой взимание платы - непопулярная мера: как показывает практика других городов, в том числе Москвы, такое решение вызывает недовольство у значительной части население даже несмотря на то, что большинство из них никогда не пользуется платными парковками. Однако в Тюмени такая идея может возыметь такой эффект, что автомобилисты скорее выиграют, поскольку проблема с парковками в центре стоит как никогда остро, и многие будут рады любому решению, которое хоть как-то упорядочит эту ситуацию.
"Изначально в повестке этого проекта было три вопроса: целесообразность устройства платных парковок на улично-дорожной сети, опрелеление критериев их введения и определение месторасположения, - рассказал заместитель директора городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Дмитрий Гришаев. - Общим решением мы единогласно определили, что целесообразность устройства парковок, в том числе на платной основе, подтверждается. Теперь мы продолжим обсуждать два следующих пункта: критерии и места размещения".
Первым критерием стало превышение максимального уровня загрузки автодороги более чем на 30% по отношению к установленным федеральным нормам. К нему добавился критерий комплексной оценки, который должен учитывать факторы месторасположения, наличия объектов повышенной посещаемости (например, торговые центры, общественные заведения и т.д.), удобства и эффективности введения платной парковки. В своей рецензии на проект специалисты института транспорта ТюмГНГУ усомнились в методиках подсчета коэффициента, обратив внимание на то, что в течение дня уровень загрузки дорог существенно разнится. Дмитрий Гришаев согласился с учеными и предложил первый критерий как трудновычисляемый исключить из проекта. Эксперты это предложение поддержали. В любом случае обсуждение и доработка критериев будут продолжены.
В Тюмени предполагается установить такие паркоматы, которые могли бы рассчитывать по банковским картам и другими безналичными способами. Дмитрий Гришаев привел данные опроса, проведенного в марте этого года в Москве, в нем участвовали 6 тысяч жителей столицы. Согласно данным этого опроса, наиболее предпочтительными способами оплаты услуги парковки является банковская карта через паркомат (21%) и отправка СМС с номером парковки, автомобиля и времени стоянки (32%). 89% признали, что система оплаты является удобной. Более лояльны к использованию платных парковок женщины. Главным же фактором недовольства, согласно опросу, для москвичей является сам факт того, что парковка в центре города стала платной. При этом, заметим, только 30% из опрошенных пользовались платными парковками в центре Москвы.
Оборудование территории платной парковки будет возлагаться на операторов. Участники обсуждения поставили вопрос, будет ли это муниципальная организация или частник. И сошлись, что вполне реально отдать это на откуп коммерческим структурам.
Еще одно условие, которое также заимствовано из опыта других регионов, заключается в том, чтобы в качестве альтернативы платной парковке в режиме шаговой доступности располагалась и альтернативная бесплатная. Но очевидно, что ее расположение будет менее выгодным для автомобилиста, иначе теряется весь смысл обустройства платных площадок. Иными словами, хочешь поставить машину поближе к офису или ТРЦ - плати, не хочешь - придется немного пройтись пешком. Детали реализации этого принципа, эксперты продолжат обсуждать на дальнейших заседаниях рабочей группы.
Еще один момент, который беспокоит экспертов, - забота об экологии. Директор института транспорта ТюмГНГУ Владимир Бауэр предложил отразить этот нюанс в проекте. "В западных странах введение платных парковок в центре города призвано улучшить экологическую ситуацию, - говорит Владимир Бауэр. - Переводя бесплатные парковки на периферию, мы таким образом будем стимулировать население к использованию общественного транспорта, переходного и велосипедного движения. Поэтому в каком-то смысле это политический вопрос".
Продолжили тему другие эксперты, которые предлагают обеспечить общественный транспорт выделенной полосой в час-пик по основным проблемным направлениям, где утром и вечером наблюдаются пробки и затруднения движения. Напомним, что на участках улиц Ленина и Республики сегодня уже есть выделенные полосы для общественного транспорта. По замыслу членов рабочей группы, проект должен затронуть и другие загруженные городские дороги, где наблюдается интенсивное движение общественного транспорта.
"Надо стимулировать жителей пересаживаться на общественный транспорт"
Смысл такого предложения, по словам экспертов, в том, чтобы стимулировать жителей пересаживаться на общественный транспорт, если автомобиль нужен только для того, чтобы перемещаться из дома на работу и обратно. "Это касается прежде всего тех граждан, которые утром приезжают на своих машинах на работу, оставляют автомобиль на обочине и весь день проводят в офисе, а машина в это время занимает место на проезжей части, - пояснил такое предложение Владимир Бауэр. - Но при этом надо добавить, что такой проект требует и следующего шага - дальнейшего развития сети общественного транспорта, чтобы он был более комфортным для пассажиров".
Эти и другие нюансы и параметры размещения платных парковок будут впоследствии детализированы и вынесены на общественное обсуждение. Согласованный вариант проекта будет опубликован в средствах массовой информации с тем, чтобы свое мнение по этому поводу могли сформировать сами тюменские автомобилисты.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru