Сфера деятельности Тюменской городской думы и управы ограничивалась пределами города и отведенных ему земель.
К 1904 году заселенная площадь уездного города Тюмени "заключала в себя 32 кв. версты. Число дворов 4 215. Число жителей 29 690, в т.ч. мужчин 13 933, женщин 15 757. Улиц и переулков 110. Площадей 4. Бульваров 2. Православных церквей 16. Часовен 4. Православный мужской монастырь. Реальное училище. Женская гимназия. Городское мужское 4-классное училище. 6 мужских и 3 женских приходских училища. 7 церковно-приходских школ. 2 библиотеки. 1 читальня. Метеорологическая станция. Музей. Одно частное периодическое издание "Сибирская торговая газета". 3 типографии. 3 аптеки. 7 врачей. 2 повивальные бабки (акушерки). 5 фельдшеров. 4 фельдшерицы. 3 ветеринара. Городская богадельня. Родильный дом. Сиропитательное заведение. 271 торговая лавка. 1 аптекарский магазин. 12 казенных винных лавок. Театр. Извозчиков легковых 95, ломовых 63. Телефон. Ярмарка с 5 июня по 20 июля. Тюремный замок. 4 кладбища. Освещение улиц керосиновое".
В "Списке…" еще переписана промышленность Тюмени: кожевенные, клееварные, овчинные, пивоваренные, сундучные, кирпичные, механические и судостроительные заводы и мастерские.
Круг вопросов, отнесенных к ведению городского самоуправления, был весьма широк – благоустройство, обеспечение населения продовольствием, забота о здравоохранении и просвещении, благотворительность.
Финансы городского самоуправления складывались из специальных сборов, главным образом, оценочного сбора с недвижимого имущества, документов на право производства торговли и промыслов, сборов с постоялых дворов, трактиров, лавок… Городские положения 1870 и 1892 годов регламентировали максимальный предел сборов в пользу города. Думы были обязаны в первую очередь удовлетворять "обязательные расходы" – содержание городского управления, общественных зданий, улиц, площадей, мостов, полиции, тюрем… Лишь оставшаяся часть могла расходоваться на образование и здравоохранение.
Некоторые постановления городских дум (например, план переустройства общественного дома, известного как здание Тюменской городской думы) нуждались в обязательном утверждении губернатором. В случае возникновения разночтений "законности" подключалось губернское присутствие по городским делам. Так, история со строительством в Тюмени здания городской Думы и городской управы ("Общественного дома") тянулось с 1824 до 1834 года. Вот как описано это здание, стоящее в настоящее время на Исторической площади – в самом начале улицы Ленина (до 1922 года ул. Спасской) в путевых записках 1841 года: "Великолепный дом с колоннами, величественной архитектуры, здание, которое сделало бы честь собою всякому и губернскому городу. В обширном зале, где собирается тюменское общество, находится изображение во весь рост Его Высочества Цесаревича…" (будущего императора Александра II).
Собравшиеся 28 января 1857 года в здании городской думы купеческое и мещанское общество "имело рассуждение" о том, что "в столь обширном городе, как Тюмень, нет публичных часов, что весьма необходимо для жителей. А потому они признают полезным и удобным устроить часы на Общественном доме… в коем помещаются городские присутственные места".
Уже 1 февраля городской голова И. В. Трусов доложил гласным думы, что "подрядил часового мастера Трусова устроить на Общественном доме городские часы за тысячу рублей серебром".
По заключенному 24 октября 1860 года договору "крестьянин Алексей Иванов Трусов, проживающий в Тюмени, обязался заводить и исправлять городские часы, а также находящиеся в думе часы за 50 руб. серебром в год".
Городские думы сохраняли преемственность в решении наиболее важных для Тюмени проблем: городское хозяйство, строительство, защита от пожаров и наводнений, благоустройство, содержание кладбищ, народное образование, здравоохранение, благотворительность.
Во второй половине XIX века в Тюмени было построено несколько крупных зданий, которые придали городу новый вид.
В 1878 году появилось реальное училище. В 1885 году, когда в Тюмень пришла железная дорога, был сооружен железнодорожный вокзал. В 1864 году пустили водопровод, в городе перекинули земляные мосты через реки и овраги и добились правильной планировки улиц. Все это придавало Тюмени вид неповторимый и красивый. Но при этом надо помнить, что город рос медленно, и в его облике преобладали черты купеческого и мещанского быта.
Случалось, что к одной проблеме гласные думы обращались по нескольку раз, например, о необходимости электрического освещения улиц и зданий, строительства мостов, размещения большого количества переселенцев…
При этом затраты на решение этих проблем часто признавались чрезмерными и дела откладывались до лучших времен.
В начале XX века все большую роль в развитии Тюмени стала играть благотворительная деятельность состоятельных граждан. Заметен крупный вклад гласных городских дум: П. И. Подаруева, А. И. Текутьева, Трусовых, Войнова, Колокольниковых в различные сферы жизнедеятельности тюменцев.
Разумеется, это далеко не единственные примеры благотворительности в тот период, а лишь наиболее яркие и в то же время типичные. Финансовая помощь купцов, гласных дум и почетных граждан помогала закрыть многие "дыры" в городских бюджетах. Думы нередко прибегали к различным займам или использовали средства с одних статей для покрытия других.
Главной проблемой городского самоуправления Тюмени являлись финансовые затруднения. За счет города по-прежнему оплачивался целый ряд расходов, не имевших прямого отношения к городскому хозяйству. Это законодательное противоречие проявилось во время Первой мировой войны (1914 – 1918).
В Тюмени к 1914 году проживало 36 337 человек. На 87 предприятиях работали 1 793 человека, что составляло 4% населения. Здесь дислоцировались 35-й Сибирский запасной пехотный полк и 700-я пешая дружина. Возникла необходимость устройства госпиталей, обеспечения населения продовольствием, борьбы со спекуляцией, размещения беженцев и военнопленных.
Первая партия военнопленных – немцев, австрийцев, венгров, чехов, словаков (57 офицеров и 726 солдат) – прибыла в Тюмень на пароходе из Омска уже в сентябре 1914 года. Рядовой состав армий Германии и Австро-Венгрии разместили в бывшем Гостином дворе на улице Спасской и в старых переселенческих бараках столыпинской аграрной реформы начала XX века. Военнопленные офицеры жили в домах состоятельных тюменцев. Когда через полгода численность военнопленных в Тюмени возросла до пяти тысяч городская дума и управа приняли решение о строительстве лагеря на территории, которую тюменцы называли Угрюмовскими сараями (четырехугольник в границах нынешних улиц М.Горького – Елизарова – Котельщиков – Щорса). Правительство не выделяло средств на такое строительство. Пришлось пойти на сокращение расходов на местные нужды. Кроме того, городское самоуправление еще не погасило недоимки, связанные с Русско-японской войной (1904–1905) и не выплатило крупный заем, взятый под строительство водопровода. Несмотря на это городская дума и управа изыскали средства из городского бюджета на строительство лагеря на 10 тыс. военнопленных: 20 бараков на 500 человек каждый и 15 подсобных помещений – баня-прачечная, кухня, хлебопекарня, столовая, швейная и сапожная мастерские, лазарет и дезинфекционный пункт.
На пожертвования горожан был открыт один госпиталь для раненых и увечных воинов русской армии на 75 мест и второй на средства купцов Колокольниковых.
В 1916 году в Тюмени была создана на общественных началах продовольственная комиссия, призванная регулировать рыночные цены и снабжать малосостоятельные и многодетные семьи продуктами по карточкам.
В условиях мобилизации на войну мужского населения Тюмени военнопленных широко использовали в качестве дешевой рабочей силы на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Они работали на городской электростанции, на железнодорожной станции, пристанях, переправах через Туру. Дума согласилась с назначением военнопленного чеха Матиаса Пудевителя "заведующим тюменскими городскими скверами". До войны у себя на родине он слыл профессиональным садовником и в Тюмени успел привести в порядок Александровский и Загородный сады.
Между тем зависимость городского самоуправления от правительственной администрации усилилась: продовольственную комиссию, установившую в Тюмени твердые цены на хлеб и мясо, преобразовали в совещательный орган при губернском присутствии.
Но все же думы в Тюмени действовали на выборной всесословной основе, контролировали исполнительные органы – управы и сохраняли некоторую самостоятельность, особенно в финансовых вопросах. Это делало их существование оправданным. Свою способность к самоорганизации городская дума сохранила в условиях экономического кризиса и крушения самодержавия.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru