О ЖКХ – простым языком: тюменские блогеры получили ответы на злободневные вопросы

14:08 31 июля 2013

Тема ЖКХ стала одной из самым популярных в июле у тюменских блогеров. Информацию по злободневным вопросам пользователи Живого Журнала получили от эксперта в этой сфере, заместителя губернатора Тюменской области Вячеслава Вахрина и транслировали свои знания в личных блогах и на интернет-площадках – просто, понятно и доступно.

Напомним, встреча блогеров и чиновника «без галстуков» состоялась 4 июля на фоне новостей о повышении платы за «коммуналку». Беседа длилась более 4 часов, обсудить удалось многое, отдельные вопросы – максимально подробно, а некоторые проблемы лишь затронули вскользь.

Так, особое внимание в своем дневнике посол ЖЖ в Тюмени blogpost72 уделил теме повышения тарифов. Пост вызвал активный отклик у читателей: обозначенные вопросы задели за живое, но главное - как оказалось, большинство граждан, даже таких продвинутых как блогеры, совершенно не разбираются в жилищном законодательстве, нововведениях сферы и особенностях региональной политики ЖКХ.

Поэтому следующей темой, с которой стали разбираться в интернет-дневниках, стал капитальный ремонт. Так, Вячеслав Вахрин разъяснил завсегдатаям ЖЖ основную суть нового федерального закона в части капремонта, а также поделился, что планирует предпринять правительство Тюменской области, чтобы облегчить жизнь граждан. Подробно об этом в посте «Тюмень. Вячеслав Вахрин о капремонте, исчадии Мавроди и обедах через день».

Напомним, согласно изменениям в Жилищный кодекс каждый субъект РФ обязан до конца 2013 года создать свою систему капитального ремонта многоквартирных домов по федеральным правилам. Для этого должны быть приняты областной закон и подзаконные правовые акты правительства, создан областной фонд капремонта, сформирована областная программа капремонта на 30 лет вперед, в которую должны попасть все многоквартирные дома с указанием года проведения капремонта. Дальше все собственники, независимо ни от чего, должны начать платить установленную властью сумму ежемесячных платежей с каждого квадратного метра общей площади своих квартир, отчисляя средства или в общий фонд капитального ремонта, или на специальный счет своего ТСЖ в течение 30 лет.

Правительство Тюменской области направляло по нему отрицательное заключение. Однако областная дума приняла соответствующий рамочный закон, потому что в противном случае регион полностью лишился бы федеральной поддержки на финансирование капремонта и на решение важнейшей президентской задачи - расселения из аварийного жилищного фонда, которое необходимо завершить к сентябрю 2017 года.

«Закон принят. И можно сколь угодно продолжать его обсуждать и критиковать, но хотя вопросов, к сожалению, пока больше, чем ответов и логики в целом, закон требует исполнения. Основная задача - сделать все возможное на региональном уровне, чтобы найти приемлемый вариант исполнения, соблюсти баланс интересов собственников и государства», - пишет blogpost72 по итогам беседы с экспертом.

До декабря 2013 года региональная программа капитального ремонта будет принята. Но, по словам замгубернатора, первым мероприятием в ней будет прописан мониторинг технического состояния всех многоквартирных домов, который может занять и целый год. Так вполне легитимно можно получить отсрочку по введению платежей для граждан, а также возможность понаблюдать за региональным опытом других субъектов, которые стартуют по новой модели капремонта.

В Тюменской области обсуждают еще одну модель развития событий, но она пока на стадии расчетов. Согласно этой модели, создается фонд капремонта без котлового и перекрестного финансирования. На каждый дом в фонде открывается свой лицевой счет, с которого средства на другие дома не направляются. Но собирать средства начинают не сразу после принятия областной программы капремонта, а лишь за год до ремонта по графику. Накопленные за год средства идут на формирование смет для конкретного дома и авансирование работ по капремонту. Дальше областной фонд кредитуется в банке и ремонтирует общее имущество этого дома за кредитные деньги. А уже после окончания ремонта и сдачи работ собственникам, затраты предъявляются собственникам. Причем из бюджета субсидируется процентная ставка, а задача собственника – погасить в течение 5-10 лет кредит по произведенному ремонту, который он одобрил. Такая модель, по мнению Вячеслава Вахрина, воспитывает собственника, который сам определяет судьбу своего имущества. Здесь главный вопрос – а что выберет собственник?

Еще одной важной темой в разговоре блогеров и чиновника стало обсуждение новых правил оказания коммунальных услуг. В рамках заявленной темы Вячеслав Михайлович рассказал о том, как официальная прописка перестала влиять на сумму в квитанции на оплату коммуналки, почему на мытье полов в подъезде уходит «озеро» воды, а также о противостоянии индивидуальных приборов учета воды и нормативов ее потребления (СЧЕТЧИК VS НОРМАТИВ: Вячеслав Вахрин – о новых правилах оказания коммунальных услуг).

Очередные изменения в Правила оказания коммунальных услуг отменили выделение платежей собственников помещений в многоквартирных домах за водоотведение в местах общего пользования, то есть за так называемую «подъездную» канализацию. Кроме того, теперь счет за коммунальные услуги могут выставить по количеству фактически проживающих в квартире граждан. Соседи в присутствии представителей управляющей компании и совета дома вправе составить акт о реальном количестве проживающих в квартире граждан и направить его либо в органы ФМС, либо участковому уполномоченному в полицию. Должностные лица на основании полученной информации могут составить протокол об административном правонарушении. Именно с момента составления такого протокола исполнитель коммунальных услуг имеет право начислять на данную квартиру платеж на такое количество человек, какое указано в протоколе.

«Третье новшество и, пожалуй, самое непростое для понимания – нормативы потребления на общедомовые нужды. Причины изменений были вызваны возмущением потребителей коммунальной услуги: за потребление в квартире они оплачивают относительно небольшой объем воды, определяемый либо по нормативу потребления, либо по показаниям индивидуальных приборов учета, а на оплату общедомовой нужды в квитанции приходится к распределению целое «озеро» воды», - пишет blogpost72.

Допустим, у всех в квартирах стоят индивидуальные приборы учета воды, а в доме есть общедомовой прибор. Если из показаний общедомового прибора вычесть сумму индивидуальных, то величина общедомовых нужд будет стремиться к нулю. А вот если индивидуальные счетчики стоят только у половины жильцов, то появляется это пресловутое «озеро». Это означает, что вся вода, потребленная в квартирах без приборов учета сверх норматива потребления, оказывается общедомовой нуждой и распределяется на всех собственников пропорционально их долям. Минрегион изменил формулу установления общедомовых нормативов потребления воды, искусственно сократив реальные фактические объемы. Но по этой формуле все равно пришлось бы платить много, особенно в малоэтажных домах.

«Мы в Тюменской области, чтобы спастись от невнятного подхода к установлению нормативов потребления воды на общедомовые нужды, применили не расчетный метод, а метод аналогов. И вот какая получилась зависимость: чем выше степень оснащенности квартир индивидуальными приборами учета воды, тем меньше объем воды, приходящийся на общедомовые нужды», - приводит слова замгубернатора блогер.

По мнению Вячеслава Вахрина, большая часть неразберихи возникает, потому что так прописаны федеральные правила, а перейти на свои регион не может. Даже сами собственники не могут принять другое решение в рамках своего дома: собрание может действовать только в рамках правил.

У блогеров, кстати, «родился» вполне закономерный вопрос: а это нормально, что всеми вопросами, связанными с ЖКХ, занимается Москва?

«Я полагаю, что если Минрегионразвития не станет в ближайшее время центром компетенции и принятия решений в сфере ЖКХ, то хорошего не будет, и неизбежно произойдет раздирание правил: субъекты РФ от безысходности уже будут сами создавать региональные правила и единое правовое регулирование падет. В этих условиях я буду первый, кто скажет, что надо так сделать. Если бы нам дали шанс, то мы давно бы прописали внятные правила оказания коммунальных услуг и установления нормативов потребления на уровне субъекта. А если правила оказывались бы неудачными, то с учетом лучшего регионального опыта оперативно исправляли бы их», - приводятся слова замгубернатора в посте «Вячеслав Вахрин: несколько слов об «управлялках», канализации, единых тарифах и полотенцесушителях».

Например, есть идея осуществить переход на единый тариф по Тюменской области по воде и теплу. Ведь неправильно, что в сельской местности, где доходы ниже, потребитель платит тариф на водоснабжение в разы больше, чем горожанин. Инициатива, по словам Вячеслава Михайловича, спорная и имеет законодательные трудности. Но в электроснабжении уже действует такой принцип единого тарифного регулирования, и при этом, кстати, тариф один из самых низких в стране.

Не могли на встрече не поднять еще одну злободневную проблему: ремонт городских сетей и отключения воды и тепла. Один из блогеров даже рассказал, что после отключения в своем доме света, воды и тепла стал вести в дневнике статистику отключений в течение отопительного сезона. В общей сложности отопления за весь сезон не было четверо суток. Он поинтересовался: есть ли меры воздействия?

«Что касается плановых сроков отключения, то их часто нарушают, и тут есть к чему стремиться. Однако, как быть, если порывов случилось больше, чем по плану? Если раскопали, от услуги отключили и ничего не делают - нужно, конечно, приводить в чувства и использовать государственную машину, чтобы ускорить процесс. Но если под окнами работают с утра до ночи, варят, кладут новые трубы - тут уж придется потерпеть, механизмов ускорения нет в данном случае», - подчеркнул замгубернатора.

А если отключили сначала на две недели в связи с опрессовкой, а потом еще на месяц в связи с ремонтом теплотрассы? Это - рассинхронизация работы разных систем: одни занимаются внутридомовыми сетями, другие - магистральными, третьи - разводящими. Ресурс сквозь них один проходит, и если в цепи хоть одно звено не работает, то ничего не работает. Задача у городской власти стоит синхронизировать эти процессы, так увязать хозяйственную деятельность всех операторов, чтобы делалось все вовремя и одинаково.

Как пишет blogpost72, подводя некий итог, Вячеслав Михайлович и сами блогеры констатировали: тарифами и новыми правилами ЖКХ возмущаются, в основном, не малоимущие, а те, кто работает и получает нормальную зарплату. Ведь есть меры гарантированной господдержки, однако обращаются за субсидией все меньше и меньше людей.

«У нас человек в отпуск съездил два раза, машину поменял, но тарифы ЖКХ не устроили, и за коммуналку не заплатил. А это значит, выдернул камень из фундамента своего дома. В Тюменской области тарифы ниже, чем в других субъектах, но раздражение на них такое же. Мы изголяемся, субсидируем, замешиваем в тарифный котел население с прочими потребителями, а население не принимает любого повышения. Отчасти, это связано с общим непониманием устройства системы ЖКХ, ее недостаточной прозрачностью», - отметил Вячеслав Вахрин.

«Поэтому главная задача власти, журналистов, блогеров - не раздувать проблемы, не цепляться за отдельные слова, а объяснять, информировать, в конце концов, воспитывать собственников. А если что-то не устраивает - вместе искать варианты и пути решения», - пришел к выводу посол ЖЖ в Тюмени.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024