Анализируя стратегии преодоления кризисов компаниями Тюмени и Тюменской области, в качестве примера мы рассматривали предприятия типичных для региона отраслей – сельское хозяйство, нефтегазовая отрасль, легкая промышленность и машиностроение.
Каждая из представленных организаций имеет как минимум полувековую историю, в которой были и взлеты, и падения, и выживание в тяжелых условиях банкротства.
Выбранные компаниями стратегии прорыва ставят их в один ряд с мировыми, позволяя претендовать на собственную страницу в учебнике по бизнесу.
Тюменский аккумуляторный завод
Год основания – 1941-й, 71 год
Стратегия прорыва: оптимизация ассортимента, создание филиальной сети
Сегодня Тюменский аккумуляторный завод – ведущий производитель в своей группе товаров в стране. Однако его нынешнее приоритетноеположение – результат некогда пройденного глубочайшего кризиса, пришедшегося на переломные 1990-е годы.
Спрос на продукцию предприятия стремился к нулю, продуктовая линейка не соответствовала потребностям рынка, а понятных и удобных инструментов для его исследования еще не было.
На заводе расширили продуктовую номенклатуру и наладили выпуск комплектующих деталей собственного изготовления. Затем руководством был предпринят нетипичный и рискованный для того времени шаг – увеличение объемов производства аккумуляторных батарей.
При этом соседи по отрасли по большей части начинали простаивать из-за инфляционных процессов, происходящих в стране, избирали режим экономии и сворачивали производства.
Тогда же было принято радикальное решение – организация сети торговых представительств и центров по продаже продукции завода (сейчас они расположены в 40 крупных городах России и стран СНГ). Модернизация продолжалась вплоть до 2001 года.
Ежегодно завод расширял производственную базу на 5–10%. Чтобы выйти на такие показатели, пришлось развернуть еще одно стратегическое направление – наладить под Тюменью добычу сырья для производства, начать выпускать комплектующие для аккумуляторов, тем самым снизив издержки и отказавшись от поставщиков.
70% ежегодно обновляемого оборудования также было собственного производства. А чтобы цикл был замкнутым и у предприятия появилась возможность сократить расходы на сырье, организовали подразделения по сбору и переработке вторичного сырья.
ОАО «СибурТюменьГаз»
Год основания – 1971-й, 41 год
Стратегия прорыва – стратегический альянс
История ОАО «СибурТюменьГаз», в состав которого сегодня входят основные газоперерабатывающие предприятия холдинга «СИБУР» в Западной Сибири, началась более 40 лет назад.
До начала перестройки все предприятия компании ежегодно наращивали свое производство. Но с распадом СССР ситуация в нефтегазовой отрасли в целом и в секторе газопереработки в частности стала стремительно ухудшаться.
В 1994 году тогда еще «Сибнефтегазпереработка» была преобразована в открытое акционерное общество и годом позднее вошла в состав «Сибирско-Уральской нефтегазохимической компании», созданной постановлением Правительства Российской Федерации в 1995 году.
С приходом холдинга «СИБУР» в отрасль ситуация на предприятиях стала меняться клучшему. Газоперерабатывающие заводы, включенные в состав «СИБУР», вновь становились экономически эффективными.
Была решена проблема с поставками сырья, сбыта продукции и инвестиций в основной капитал. В 2000 году «Сибнефтегазпереработка» в составе «СИБУР» была преобразована в «Сибур-Тюмень», а в декабре в «СибурТюменьГаз».
За долгую историю предприятие пережило не один кризис. Общее снижение спроса в 2008 году сопровождалось падением цен и на сжиженные углеводородные газы, которые за осень 2008-го подешевели втрое!
Каучуки упали в цене на 27%, полимеры – на 43%, продукция органического синтеза – на 55%. Ряд продуктов газохимии и вовсе невозможно было продать ни за какие деньги. Треть газохимических производств была остановлена на неопределенный срок.
Антикризисная стратегия СИБУРа в то время заключалась не только в том, чтобы просто пережить трудные времена. Уже тогда компания начала готовиться к новой фазе подъема спроса.
В 2010 году СИБУР инвестировал в развитие своих производств свыше 50 миллиардов рублей. В настоящее время «СибурТюменьГаз» продолжает активное развитие. Многие из проектов СИБУРа включены в реестр господдержки окружного правительства.
Птицефабрика «Боровская»
Год основания – 1959-й, 53 года
Стратегия прорыва: реструктуризация акционерного капитала
В 2010 году ОАО «Птицефабрика «Боровская» считалась одним из крупнейших производителей яйцепродуктов в России и Европе. Однако уже через год ряд экспертов заявил, что предприятие находится в предбанкротном состоянии.
Рентабельность упала со 147 млн рублей прибыли в 2009 году до убытков в 53,4 млн рублей за 9 месяцев 2011 года. Дебиторская задолженность составила более 1 млрд рублей (при годовой выручке чуть более 2 млрд рублей).
Руководство Торгового дома, получая продукцию без предоплаты по льготной цене, в погоне за показателями продаж отгружало продукцию по той же схеме, без предоплаты, а дебиторскую задолженность списывало на брак и бой.
В итоге все расходы ложились на саму птицефабрику. 2012 год принес позитивные перемены. Газпромбанк рефинансировал частобязательств птицефабрики, а в начале февраля правительство Тюменской области приобрело ее в собственность.
Эти меры позволили стабилизировать работу предприятия и подготовиться к весенней полевой кампании. В марте было объявлено о повышении зарплат для сотрудников птицефабрики. А в рамках технической модернизации на 2012 год организация заключила договоры на покуп-
ку сельскохозяйственной техники на условиях лизинга.
Это позволит снизить затраты на ремонтные работы, уменьшить потери урожая и сократить затраты на услуги автотранспорта. Общий экономический эффект от реализации этого инвестиционного проекта прогнозируется до 86 млн рублей.
ОАО ДОК «Красный октябрь»
Год основания – 1933-й, 79 лет
Стратегия прорыва – реструктуризация компании, реинжиниринг бизнес-процессов
За более чем 70-летнюю историю компания пережила не один кризис. Благодаря последнему в 2005 году ей пророчили банкротство. В 2006 году менеджеры приняли решение провести программу реструктуризации предприятия.
Все началось с обновления мебельного производства, проведенного совместно с немецким концерном Homag GmbH. Эта мера позволила существенно улучшить качество производимой продукции.
К тому же с целью повышения эффективности каждого подразделения внутри компании были созданы бизнес-единицы по направлениям.
Если же говорить о программе реструктуризации в целом, то главными ее результатами стали повышение эффективности всех звеньев технологической цепочки, сокращение непрофильных подразделений, снижение затрат, модернизация оборудования.
Последнее также способствовало росту объема производства. Экономический эффект от программы появился сразу. В 2007 году предприятие получило 1,6 млн чистой прибыли (для сравнения: в 2006 году 53,951 млн рублей убытков).
И даже кризисный 2008 год прошел для комбината под знаком оживления. В первом квартале 2008 года выручка от реализации выросла на 18%, а валовая прибыль – в 24 раза, до 76,952 млн рублей. В 2009-м показатели существенно снизились, тот же объем производства упал на 41%.
Однако спрос восстановился уже в 2010-м, так как был связан не с процессами, происходящими на предприятии, а с общим сокращением рынка.
Сегодня под торговой маркой компании «Мебельвилль», являющейся одной из самых популярных мебельных торговых марок у жителей Тюменской области, работают четыре торговых центра.
ООО «Механический завод» (Ялуторовск)
Год основания – 1974-й, 38 лет
Стратегия прорыва – диверсификация бизнеса, региональная дистрибуция
Механический завод является одним из старейших предприятий Ялуторовска. В свое время он обеспечивал запчастями линии 18 молочно-консервных комбинатов Советского Союза и сейчас продолжает оставаться монополистом в этой сфере.
Среди потребителей продукции по-прежнему остаются Прибалтика, Украина, Белоруссия и многие регионы России. 2009 год для ООО «Механический завод», как и для многих компаний в стране, начался с трудностей.
Уменьшились заказы: если за 8 месяцев 2008 года было произведено и реализовано продукции на 45 млн рублей, то за весь 2009-й – всего на 11 млн рублей. Значительно упали заказы на один из наиболее востребованных видов продукции завода – остановочные комплексы (для сравнения: в 2008 продали 250 конструкций, тогда как в 2009-м всего пять).
Снижая затраты, пришлось сократить трудовой коллектив с 250 до 92 человек, что помогло оптимизировать зарплаты. Усугубил ситуацию и отказ муниципальных органов власти в бюджетной поддержке.
Чтобы привлечь дополнительные заказы и расширить географию, предприятие вступило в Ассоциацию машиностроителей Тюменской области и открыло представительство в Тюмени.
Стабилизировать ситуацию помог тщательный анализ управленческих и технологических процессов на предприятии. Оценка потенциала организации позволила принять решение о переустройстве простаивающих площадей завода для реализации на них дополнительного совместного бизнеса.
А активизация работы с другими регионами поспособствовала значительному расширирению каналов сбыта продукции. На сегодняшний день партнеры завода имеются в 18 областях России и стран СНГ.
Источник: Журнал «Тюмень», выпуск №5
Проект "Стратегии прорыва" подготовила Алена Головкина, бизнес-аналитик, предприниматель.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru