А главный нам не нужен!

14 января 2016
comments
Дмитрий Кошелев

Почти 6 лет назад мне предоставилась возможность стать первым инвестором телеканала, у которого сейчас 78 тыс. подписчиков на ЮТубе. Тогда я впервые обратил внимание на феномен Интернет-телевидения.

Пару лет назад сообщалось, что москвичи тратят на культурный досуг 13-14 часов в неделю. Это не так уж и мало, примерно 2 часа в день. Не имею статистики по нашим палестинам, но рано или поздно каждый российский город приближается к столице. Таким образом, цифры должны быть актуальны и для нас. Так вот: Интернет-телевидение произвело безусловную революцию в том, как мы можем проводить эти 2 часа в день. 

Раньше приходилось пользоваться тем, что предлагают: в театре постановка, в филармонии гастроли, в кино новый сиквел, купить DVD в магазине, по телевизору "Lost" или "Не родись красивой", погулять по набережной. Однако благодаря Интернету выбор в области досуга стал неограниченным, как при коммунизме. Наступила подлинная свобода. Можно сделать и то, и это - и бесплатно. Взять просто такой аспект, как кино. Вот Megogo.net - 3 с половиной тысячи фильмов, 850 сериалов, также сколько-то мультфильмов. А ещё Интернет предлагает онлайн-игры, чтение френд-ленты, прямые трансляции спортивных событий и лекций.

Итого, заходя в Интернет, мы становимся участниками гигантского эксперимента на тему демократии. Выбор может сделать каждый. У каждого при этом равные права. Выбор можно сделать в любую минуту, и в любую минуту его изменить - и не понести никаких издержек. 

Внимание, вопрос: какой же выбор мы осуществляем?

Мы осуществляем тот выбор, который соответствует ценностям группы, к которой нам хочется принадлежать. Зачем смотреть какой-то фильм, если его нельзя будет потом обсудить с интересными нам людьми? А если поблизости нет таких интересных людей, то их предложит Сеть. Допустим, никто во всём городе, кроме вас, не интересуется проблемами терраформирования тундры. Не беда, вы можете найти единомышленников в Интернете. Сколько было страшилок о том, что компьютеры разъединяют людей, уводят их из реального мира не пойми куда? Как оказалось, это были всего лишь детские болезни роста. Сейчас популярность тех же социальных сетей свидетельствует о том, что и в виртуальных мирах люди остаются людьми - они продолжают тянуться друг к другу. Подаренная Всемирной паутиной свобода выбора досуга привела к свободе формирования социальных структур нового типа. 

Возьмём такой пример, как "Тюменская лаборатория настоящего". В постоянном виде группа существует главным образом в Интернете. Но в связи с какими-то событиями иногда проявляется в реальной жизни, снова исчезая после этого в искусственном пространстве. Кстати, кто там главный? А главный не нужен. Почему? В прежние времена человек был больше привязан к уже сложившимся структурам. А значит, те структуры могли себе позволить авторитарный стиль управления - человек ведь никуда не денется, придётся слушаться начальника. Но в группах, возникающих благодаря Сети, свобода входа и выхода сводит авторитаризм на нет. Наблюдал не однажды, как попытки поиграть в начальника приводили к быстрому кризису или даже развалу тех или иных сетевых структур. Поэтому члены группы вынуждены договариваться, лидерство ситуативно. 

Какой вывод напрашивается из сказанного? На первый взгляд, он банален: человек это не столько то, что у него под черепной коробкой, сколько то, к каким группам он принадлежит. Просто в ситуации, когда социальные структуры легко создаются и разрушаются, данный вывод стал гораздо более нагляден. В связи с этим демократия на самом деле - это свобода формирования и смены социальных групп. А также учёт интересов этих групп.

Последнее неплохо бы усвоить маркетологам. Они инстинктивно уже чувствуют это, поэтому возникла идея продаж по рекомендациям. Но идея не очень совершенная. Дело в том, что рекомендации должны быть не индивидуальными, а групповыми. Вместо того, чтобы гоняться за каждым индивидом, гораздо эффективнее понять, что нужно тем группам, в которые он входит. 



comments

Внимание! Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

comments powered by HyperComments