Консерватория в душе: тюменцы учатся творить

15:50 23 ноября 2015

Мир творчества широк и многообразен: кому-то нравится джаз, кому-то – ненавязчивый дрим-поп, один признает только академическую живопись, а другой без ума от современного искусства.

Но что делать, если музыку хочется не только слушать, но и творить? Куда идти, если с детства мечтал стать художником, но ни разу в жизни не держал в руках кисточку? Уже шесть с половиной лет выход для тюменцев есть: уютная гавань для всех искателей – студия Romantic Sound. Как она появилась и как найти среди множества дорог свой собственный путь, рассказал арт-директор студии Алексей Голмолзин.

Для начала хотелось бы спросить, как родилась идея создания Romantic Sound?

В том виде, в котором он есть сейчас, его создали шесть с половиной лет назад два человека: мой партнер Ровшан Ибрагимов и я. Если мы говорим о Romantic Sound как о бизнесе, то, как и любой бизнес, это цепочка случайных событий. И Romantic Sound мы изначально планировали как совсем другой проект –  музыкальный магазин. Но он требует большого вложения финансовых средств, и нам надо было искать доход для того, чтобы проект не закрылся. Тогда те из нас, у кого было образование, начали преподавать. Так и получилась школа, которая нас увлекла. Нужно просто начать заниматься, и потом уже в процессе понять бизнес-модель. Мы вот создали ее во время проекта, путем проб и ошибок нашли ту нишу, которая помогает нам зарабатывать деньги.

А до вас в Тюмени было что-то подобное?

Могу сказать даже больше: практически во всей России шесть с половиной лет назад не было ни одной школы подобного уровня. Даже если говорить о частных школах в Москве, они начали появляться уже позже. Именно такого формата и жанра. Изначально - это школа для взрослых, а то, что к нам начали приходить дети, - это уже "побочный продукт". Сначала у родителей было огромное недоверие к частным школам. Мышление у нас по большей части все еще совковое. Детей не приводили, и мы работали со взрослыми. Доверие завоевали - и сейчас многие родители только и мечтают, как бы отдать ребенка именно в наш центр, а не в музыкальную школу. Потому что здесь создана определенная среда, в которой ребенок не просто занимается, но общается и погружается в музыку. Он знакомится с разными людьми, с разными стилями и направлениями. Есть педагог и есть ученик, и у них не просто обычные школьные отношения, а скорее, отношения старшего и младшего брата. Это та формула, по которой развиваешься как личность, а, значит, и как музыкант.

С какого направления все началось?

Сначала появилась гитара, вокал, затем фортепиано, а уже потом все остальное. Некоторые направления до сих пор не являются прибыльными, они - просто порыв души педагогов, которые хотят что-то делать. Но, тем не менее, мы их сохранили, потому что это интересно педагогу и определенному кругу людей.

Есть ли новые идеи в разработке или ближайших планах?

Наша главная задача - не массово открывать какие-то новые направления, а улучшать имеющееся. Создавать ансамбли из пяти-шести человек, а не лезть туда, где мы некомпетентны или где нет педагогов. Сейчас нужно идти в глубину, открывать новые направления в гитаре, расширять жанры и стили, которые могут находить для себя уже существующие ученики. Это блюз, джаз... И вот в этом направлении надо работать, чтобы у нас были качественные исполнители. Зачем быть консерваторией? Мы можем ей быть, но в отдельном направлении, как пример глубины знаний и уровня исполнительского мастерства, которому может научиться ученик. Вот это важно – глубина, консерватория в душе.

Сложно было начинать проект с нуля и находить какой-то массовый отклик?

Нет, это – удачная ниша. На мой взгляд, когда нет конкурентов - это несложно. Сейчас их тоже нет – есть школы, но нет конкурентов. Недостаточно создать такую же бизнес-модель – продукт, на котором ты зарабатываешь деньги. Вот открыл ты школу, начал преподавать. Значит ли это, что ты стал конкурентом Romantic Sound?

Неповторимость нашей школы – "экологичная" среда, которую мы создали. Сложно не найти клиента, а удержать его и создать среду, в которой он бы рос над собой на протяжении многих лет. Ту среду, за которую клиент готов будет платить и это будет иметь для него ценность, – вот задача. Наш бизнес – экскурсия в мир творчества. И мы – экскурсоводы. Но чтобы создавать экскурсию, надо наполнить свой "музей" какими-то яркими "экспонатами": в нашем случае это наши ученики, наши преподаватели, наши стены.

К слову о преподавателях: как вы подходите к выбору педагогического состава? Бывает ли такое, что хорошего музыканта оказывается недостаточно для работы в Romantic Sound?

- Да, такое бывает. Быть хорошим музыкантом – еще не значит быть учителем. Есть люди, которые не способны преподавать, и им нужно этому научиться, потому что они сконцентрированы на себе. Их главный герой – это они, а не их ученик. Здесь надо уметь быть незаметным на уроке, не переносить внимание на себя, не пытаться продемонстрировать, какой ты классный, и в то же время быть очень полезным. Надо уметь давать обратную связь ученику. И в то же время уметь быть ярким, когда у ученика кризис, когда он хочет бросить занятия. Если он пришел на урок расстроенным после ссоры с родителями или жизненных неудач, нужно уметь найти слова ободрения и поддержки и при этом не давить на ученика. Найти баланс.

Кто чаще всего приходит заниматься в Romantic Sound?

Честно сказать, мы учеников не считаем – зачем? Маркетинг – это чушь. Глупо изучать, кто наши ученики. Это те, кто любит заниматься музыкой. Можно, конечно, выяснить соотношение среди учеников детей и взрослых и конкретно для них сделать маркетинг. Безусловно, это люди, у которых есть деньги на обучение. Но и что значит, есть деньги? Можно быть не очень богатым, но выделять средства на свое саморазвитие.

Формат Romantic Sound сильно отличается от музыкальной школы?

Он отличается тем, что мы считаем - каждый должен выступать на сцене. Это основная наша концепция. Второй момент – ученик вместе с учителем определяет планки: не преподаватель говорит, чего ты должен добиться, а ты сам. И это абсолютно другой подход. Очень часто некомпетентные люди себя переоценивают или сомневаются в своих силах, а учитель показывает ученику настоящую картину. Надо учить людей оценивать себя объективно. И сделать это лучше еще до практики сцены. Как только ты понял объективность своих знаний и умений – допустим, нет слуха – это отлично! Значит, не надо пока брать гитару, а надо походить полгодика на сольфеджио. Главное – диагностировать проблему, а для этого – найти объективность.

Главное при создании своего дела - не бояться пробовать самые разные варианты, даже если они будут проваливаться?

Когда занимаешься бизнесом, надо отказаться от так называемого школьного мышления. Что это значит? Это значит, что за двойки тебя наказывают. А в бизнесе из двоек можно сделать такой вывод, который изменит твою бизнес-модель. Ошибки – это хорошо, это правильно. Но вопрос в том, что ты делаешь с этими ошибками. Раньше было как: промахнулся – и все, ты в печали, грусти и тоске. Сейчас все по-другому, ты говоришь: "Ребята, у нас кризис. Давайте вместе искать из него выход". По сути, вся наша история – это работа с кризисами.

Я читала, что не так давно центры Romantic Sound открылись в Кургане и в Сургуте. Планируется ли расширение географии и в дальнейшем?

Да, они открылись и уже функционируют. Расширение, конечно, планируется. Может быть, будут центры и в других городах, но, возможно, не очень скоро.

А какие планы у студии на ближайшее будущее?

Я хочу устраивать как можно больше мероприятий для наших учеников, но изменить их формат. Чтобы мы ушли от нескольких больших концертов и делали один глобальный концерт в год. И чтобы этот проект оставил значительный след не только в нашей истории, но и в истории города. Создавать одно большое историческое событие в год в Тюмени – это моя большая цель. Хочется, чтобы она стала коллективной.

Второе: больше концертных локальных событий. Есть маленькие, но абсолютно аутентичные выступления, вплоть до десяти зрителей на концерте, но это настолько развивает организатора как музыканта и как личность, что и некоторым крупным мероприятиям это не под силу. Они должны оставлять след в душе нашего ученика. Лучше мало, но хорошо.

А вообще в ближайшие пять или шесть лет хотелось бы заняться разработкой и улучшением имеющейся системы музыкального образования, сделать ее доступной в целом для всей России. Творческим людям очень нужны такие модели, чтобы мы опять стали передовой страной в мире образования в области музыки.

А бывают ли сложности в работе с творческими людьми?

Это как играть на гитаре. Сначала тебе будет трудно. И если ты не бросишь, то достигнешь нужного уровня – будешь кайфовать. Если умеешь, наблюдаешь и если ты не эгоист, если служишь людям – то тебе работать легко, просто и интересно.

А в детстве, когда вы учились в школе, вы видели дело своей жизни таким же?

У меня ничего не изменилось с 14 лет: в этом возрасте я возглавил свою первую детскую организацию. Я всегда хотел быть педагогом, а не руководителем. Всегда хотел учить и помогать людям. Мне это интересно, и я этим занимаюсь.

Как это здорово, когда с детства знаешь, чем хочешь заниматься и что у тебя получается!

Не знаю, как это здорово, потому что я всегда так жил. У меня много в жизни несчастных моментов, потому что я очень люблю то, что делаю, а избыточная любовь мешает действовать. Если бояться за свою мечту и сдувать с нее пылинки, это тормозит человека, сейчас я отношусь к этому проще.

Секрет того, чтобы открыть свой бизнес, – наблюдать за самим собой. Может быть, и бизнес не стоит открывать. Может быть, просто пойти работать бухгалтером и кайфовать от этого всю жизнь. Надо просто найти свое. Все что угодно можно сделать за три месяца, главное – чтобы было желание.

Дарья Строгальщикова для конкурса им. С. Мамонтова, "Медиашкола" ("Школа юного журналиста")

Фото из личного архива Алексея.

Справка: интернет-издание NewsProm.ru оказывает молодым авторам содействие в участии в конкурсе профессионального мастерства им. С. Мамонтова "Предпринимательство и благотворительность". На страницах электронного издания будут публиковаться работы школьников, которые поборются за призовые места.

Принять участие в конкурсе могут все молодые тюменцы и жители Тюменской области от 13 до 35 лет. Ваши материалы должны касаться региональных предпринимателей и быть опубликованы в период с 1 января по 10 декабря 2015 года в школьных, студенческих СМИ или СМИ Тюмени и Тюменской области. Работы можно отправлять на электронный адрес: amj72rus@gmail.com до 15 декабря 2015 года. Подведение итогов состоится в декабре текущего года. Справки по тел. 8-906-820-61-07, Юлия.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2024