Речь об автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД), которая запущена на базе МКУ "Тюменьгортранс" с начала 2014 года. С ее работой уже познакомился глава администрации Тюмени Александр Моор. На этой неделе работу Тюменьгортранса проинспектируют депутаты Тюменской городской думы.
Авторы разработки из Тюменьгортранса осторожны в прогнозах относительно эффективности результатов работы АСУДД. Они отмечают, что на интенсивность движения влияет множество факторов. Кроме того, численность городского автопарка каждый год растет, за 2013 год количество автомобилей в Тюмени увеличилось на 15 тысяч - с 275 до 290 тысяч. Погодные условия, уровень аварийности, день недели и время суток - эти и другие факторы также должны учитываться при анализе пропускной способности дорожной сети.
Теперь для этого создана система, оснащенная множеством видеокамер, детекторов и электронных устройств, которые передают в центр управления огромное количество информации. Благодаря ей специалисты могут прослеживать определенные закономерности и на их основе выстраивать работу светофорной сети так, чтобы водители как можно меньше времени проводили в пробках, а последствия любых нештатных ситуаций на дорогах устранялись максимально быстро.
Программа пока охватывает лишь 35 перекрестков по маршруту от Червишевского до Тобольского тракта. В нее встроена лишь небольшая часть из более чем 280 светофорных объектов города. При условии поддержания работы светофоров по всему маршруту в режиме "зеленая волна" всю дорогу от Тобольского тракта до объездной дороги можно преодолеть приблизительно за 30 минут.
"АСУДД разработата, чтобы оптимизировать и максимально повысить пропускную способность дорог, - говорит директор МКУ "Тюменьгортранс" Алексей Санник. - Оптимизация заключается в выборе оптимальных режимов работы светофорных объектов, чтобы по максимуму сократить время простоя транспортных средств на светофорах. А это, как мы знаем, один из важных показателей качества жизни, который имеет большое значение для жителей".
Повышение пропускной способности на улицах, по замыслу разработчиков, приведет к экономическому эффекту за счет снижения времени, которое граждане будут терять в пробках. Соответственно, больше времени у них будет высвобождаться как для работы, так и для качественного отдыха. А это уже социальный эффект. Не будем забывать и про время прибытия на место происшествия пожарных, полиции, ГИБДД, а также бригад "Скорой помощи" к пациентам. Немаловажен и вопрос экологии - ведь больше всего вредных выхлопных газов автомобили производят, когда стоят в пробках.
Благодаря видеодетекторам специалисты Тюменьгортранса ведут подсчет транспорта на том или ином направлении и, суммируя данные, могут прогнозировать интенсивность движения, которая наблюдается на том или ином участке. Также благодаря этим цифрам, они могут делать выводы о причинах перераспределения потоков транспорта, о загруженности дорог в зависимости от периода суток, дня недели, времени года. Так, по словам Алексея Санника, меньше всего заторов на дорогах наблюдается в четверг. Ну а о том, что утро понедельника, как правило, самый напряженный период, водители знают и без мониторинга. Еще диспетчеры вычислили, что на одном из самых загруженных участков, включенных в маршрут АСУДД, - путепроводу на ул. Мориса Тореза в пиковое время проезжает до 6 тысяч автомобилей в час в одну сторону.
Также детекторы замеряют плотность транспортного потока. "Это одна из динамических характеристик дорожного движения, которая влияет на выбор того или иного режима светофорных объектов", - поясняет Алексей Санник. - Нам уже поступают отзывы автовладельцев о том, что на участках дорог, на которых внедрена АСУДД, проезжать стало проще и быстрее, хотя система работает всего месяц".
Система может даже различать виды транспорта, отделяя статистику движения автобусов, грузовиков и легковых автомобилей, и определять длину затора. Кроме того, система позволяет оперативно определять место выхода из строя светофоров, чтобы в кратчайшие сроки устранять неисправности, а также фиксировать случаи несанкционированного проникновения в распределительные ящики.
Система автоматизирована и настраивает оптимальный график, при этом диспетчер может вручную оперативно менять режим работы светофорных объектов, если видит нештатное изменение ситуации, которое не считывает детектор. Например, одна или несколько полос движения перегораживаются в результате ДТП, в то время как детектор видит, что движение перед перекрестком свободно, и реагирует соответствующим образом. Тогда диспетчер может сам задать правильный режим, чтобы минимизировать затруднения движения в различных направлениях. В то же время инженеры оперативно сообщают в органы ГИБДД о дорожных происшествиях, которые попадают в объективы камер, способствуя быстрейшему прибытию экипажей ДПС к месту аварии, что тоже влияет на пропускную способность дорог.
При необходимости записи ДТП можно запросить в центре управления движением - файлы хранятся на сервере в течение недели. Записями могут воспользоваться как сотрудники полиции и других ведомств, так и участники дорожного движения. Для этого достаточно обратиться в Тюменьгортранс с заявкой - поиск нужной записи, если известно точное время и место происшествия, занимает не более 15 минут. Так, за январь диспетчеры Тюменьгортранса уже дважды оказали содействие органам правопорядка: помогли обнаружить воришек и выяснить обстоятельства одной аварии, при определении виновного в которой возникли сомнения.
При внедрении АСУДД изучался опыт работы подобных систем в разных странах, перенимались технологии, применяемые в Бельгии, Германии, Австралии, США."Постарались заимствовать все лучшее, а недостатки, надеюсь, оставили им, - замечает Алексей Санник. - Из российских городов посетили для получения опыта такие города как Санкт-Петербург, Пермь и другие города, которые являются лидерами по внедрению подобных систем управления дорожным движением".
В дальнейшем есть планы по разработке новых маршрутов, во всяком случае уже сегодня на базе МКУ "Тюменьгортранс" есть ресурсы для включения в работу АСУДД новых участков. Но каких именно, Алексей Санник пока не уточняет - маршруты обсуждаются, их выбор зависит от множества факторов, а также от результатов работы АСУДД по существующей "ветке". Но, конечно, водители могли бы сами составить список улиц, где бы не помешало внедрить такую систему. После знкомства с опытом МКУЦ "Тюменьгортранс" по внедрению первой очереди АСУДД, можно не сомневаться, что продолжение последует и не разочарует автолюбителей.
Справка:
В комплекс оборудования АСУДД входят 35 специальных контролеров, благодаря которым светофоры могут согласованно переключаться в нужный режим автоматически или вручную. Также система оснащена 97 видеодетекторами, которые непрерывно замеряют скорость, интенсивность движения и плотность транспортного потока. Благодаря этим данным система сама координирует работу всех светофоров, подстраиваясь под наиболее загруженное направление. Кроме того, данные анализируют специалисты МКУ "Тюменьгортранс", чтобы задавать системе как можно более точные алгоритмы работы. А 29 обзорных или "купольных" камер на ключевых перекрестках по отобранному маршруту передают изображения на 18 экранов в Центре управления движением.
На 9 перекрестках установлены камеры автоматической фотовидеофиксации нарушений. Они отслеживают нарушения скоростного режима, проезд перекрестков на запрещающий сигнал светофора, а также выезд за стоп-линию. За два первых дня работы системы фотовидеофиксации составлено более двух тысяч протоколов, сообщили в МКУ "Тюменьгортранс".
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru